Корпоративные суперприложения: опыт «Норникеля»

Аналитики Gartner прогнозируют, что уже к 2027 году более половины населения Земли будет активно использовать сразу несколько суперприложений. Этот тренд включает в себя и корпоративные супераппы, которым все больше внимания уделяют компании уровня Enterprise. Василий Корнейчук, ИТ-бизнес-партнер блока кадровой, социальной политики и связей с общественностью «Норникеля», рассказал, как производственный гигант стал одним из лидеров этого тренда в России.

Экраны супераппа «Суперника»
Экраны супераппа «Суперника»

Автором термина «суперприложение» является основатель BlackBerry Майк Лазаридис, который впервые использовал это слово в своем выступлении на конгрессе MWC в 2010 году. Уже тогда Лазаридис предсказал идее закрытой мобильной экосистемы с множеством внутренних прикладных модулей великое будущее. Прошло не так уж много времени, как мировую известность получила китайская платформа WeChat, а на российском рынке мобильных B2C-экосистем громко заявили о себе суперприложения «ВКонтакте», «Сбера», «Яндекса» и других крупных компаний. Появление подобных платформ, работающих внутри корпоративного контура в интересах руководства и сотрудников, было делом времени.

На момент массового исхода глобальных вендоров корпоративного ПО с отечественного рынка российские корпоративные приложения, конечно, уже использовались. Где-то в виде обычного внутреннего мессенджера Discord, где-то в качестве более специализированных решений — например, для онбординга новых сотрудников. Был такой набор отдельных внутренних аппов и в «Норникеле» — компания как раз к 2022 году начала работы по интеграции этих сервисов в единую платформу.

Microsoft — не вариант

«Норникель» — не только работодатель для более чем 80 тыс. сотрудников по всей России, но и оператор распределенной сети объектов критической инфраструктуры, контур информационной безопасности которой всегда имеет наивысший приоритет. Поэтому изначальные планы по использованию для объединения информационных сервисов и возможностей с использованием решений Microsoft пришлось пересматривать практически на ходу.

Анализ рынка показал, что оптимальным решением будет создание корпоративного суперприложения на базе уже имеющихся отдельных аппов, защищенного мессенджера eXpress от российского разработчика Unlimited Production и системы управления доступом с открытым исходным кодом Keycloak. Сильная собственная ИТ-команда «Норникеля» и партнерство с Unlimited Production позволили в короткий срок создать и запустить в пилотную эксплуатацию самое многофункциональное на данный момент в стране корпоративное суперприложение «Суперника».

40 сервисов на одном экране

Потребность в создании внутрикорпоративных мобильных сервисов возникла из самой специфики производственной компании: 75% сотрудников «Норникеля» даже не имеют рабочего компьютера — они находятся в цехах, на рудниках, на удаленных объектах. С точки зрения коммуникаций это довольно изолированная среда, побуждающая сотрудников использовать «гражданские» решения, такие как WhatsApp, Telegram или Viber. Это, в свою очередь, всегда создавало критические риски информационной безопасности, а также не позволяло организовать единое и удобное для всех информационное поле внутри компании с возможностью оперативной дистрибуции контента и получения обратной связи.

Одновременно с началом глобальной ИТ-трансформации «Норникеля» в 2014 году в компании начали появляться и первые корпоративные сервисы. Так, например, личный кабинет сотрудника заработал уже в 2015 году. В последующие годы одно за другим появлялись другие отдельные решения, которые в 2021 году решено было объединить в рамках одной платформы. С учетом смены технологического стека в 2022 году разработка заняла два года. Весной 2023 года «Суперника» была запущена в тестовую эксплуатацию в версии 2.28. В октябре компания выпустила релиз с версией 3.6.

Технически «Суперника» построена на базе микросервисной архитектуры. Клиентское приложение работает на мобильной платформе, но изолировано от нее рамками криптоконтейнера. Платформа супераппа открыта, она позволяет свободно добавлять в нее любые сервисы в формате веб-приложений (смартаппов), на разработку которых уходят месяцы, а не годы. Эти смартаппы легко интегрируются с существующими корпоративными системами, давая возможность реализовать практически любой функционал.

Сейчас сотрудникам «Норникеля» в приложении на смартфонах доступно около 40 существующих цифровых сервисов. Важно, что архитектура супер-аппа уже готова и позволяет в короткие сроки размещать и запускать новые сервисы и полезные фичи в одном клике для пользователя. Автоматизированы такие бизнес-процессы, как получение разного рода информации о заработной плате, отпусках, социальном пакете, возможность откликнуться на внутренние вакансии, принять участие в оценке 360, записаться на тренировки и спортивные мероприятия, онбординг сотрудников. Система внутренних коммуникаций реализована на уровне полноценного корпоративного СМИ, включающего таргетированную ленту новостей о жизни компании, привычные информационные каналы, модуль вопросов для руководителей компании,а также блок аналитики цифрового поведения пользователей. Хорошо показывают себя инструменты обратной связи в формате «прямая линия 365 дней в году».

Прямо в приложении скоро можно будет записаться к врачу, посмотреть свою электронную медицинскую карту, результаты анализов. Начался пилот сервиса службы бронирования билетов и размещения при отправлении работника в отпуск, проведена интеграция с приложением сообщества молодых сотрудников «В хорошей компании». Буквально на днях на базе «Суперники» была запущена образовательная программа Школа мастера и Школа лидерства для линейных руководителей с элементами искусственного интеллекта.

Сначала безопасность

Еще при разработке первой версии ядра «Суперники» вопросы информационной безопасности были поставлены во главу угла. Все элементы платформы полностью размещены в нескольких дата-центрах компании и работают внутри общего контура безопасности. При разработке каждого приложения проводится проверка на соответствие необходимым критериям ИБ, причем речь идет о списке из 198 пунктов. Мессенджер eXpress в сентябре 2023 года получил сертификат ФСТЭК России по четвертому уровню доверия класса «онлайн-коммуникации». Такой же уровень имеют, например, государственные информационные системы первого класса защищенности.

Каждый внутренний сервис устроен таким образом, что в памяти мобильного устройства в зашифрованном виде хранится только небольшой кеш данных приложения. Передача информации осуществляется с применением технологии сквозной эллиптической криптографии, а ключи шифрования корпоративных серверов, на которых работает «Суперника», недоступны даже администраторам. Если устройство потеряно или украдено, можно активировать функцию дистанционного стирания.

Надо отметить, что на этом «Норникель» не остановился. Как уже говорилось выше, компания является оператором объектов критической инфраструктуры, поэтому в ее центрах ИТ-компетенций работают и «белые хакеры». Они проводят аудиты и пен-тесты платформы, выявляя потенциальные уязвимости суперприложения.

Настоящее и будущее корпоративных супераппов

Осенью 2023 года на Шестой церемонии вручения национальной награды TAdviser IT Prize «Суперника» получила главный приз в номинации «Корпоративное мобильное приложение года». На сегодняшний день им пользуются более 47 тыс. сотрудников «Норникеля», что составляет 57% численности компании. В 2024 году эту долю планируется довести до 95%.

В ближайшее время в «Супернику» планируется внедрить набор сервисов для повышения производственной безопасности и развивать сеть професссиональных коммьюнити. На этом планы разработчиков на 2024 год не исчерпываются.

Если судить о перспективах корпоративных супераппов в среднесрочной перспективе, то их повсеместное внедрение выглядит единственной реальной перспективой. Примеры с B2C-суперприложениями, официальными сервисами, такими как «Госуслуги», показывают, что люди готовы и будут ими пользоваться. Работодатели, заинтересованные в повышении внутренней эффективности, росте популярности своего HR-бренда, укреплении лояльности сотрудников, будут вынуждены обеспечить им привычный уровень цифровизации на рабочем месте. И лучше начинать делать это прямо сейчас.

1010
Начать дискуссию