Разбираемся в отличиях: Enterprise и обычная поделка (на примере зарядок)

Перед тем, как мы погрузимся в технические детали, давайте признаем, что каждый IT продукт имеет свои достоинства. За каждым проектом стоят усилия и страсть разработчиков, которые старались создать нечто уникальное. В этой статье мы не будем высказывать негативное мнение о конкурентах, так как мы сами прекрасно знаем, что за каждым решением стоит определенная логика и опыт.

Разбираемся в отличиях: Enterprise и обычная поделка (на примере зарядок)

Сегодня мы обсудим ключевые различия между Enterprise проектом SAAS и "обычной поделкой" в контексте конфигурируемости, масштабируемости и архитектуры. Наша цель - помочь вам определить ваши потребности и выбрать продукт, который лучше всего соответствует масштабу вашей компании.

Перед тем как мы погрузимся в детали, помните, что ни один IT продукт не является идеальным. Всегда есть место для улучшений и решения проблем. Наша миссия в ev2go - предоставить вам максимально открытое SAAS решение, чтобы вы могли успешно внедрить зарядные станции без лишних сложностей.

"Простые примеры: Конфигурируемость в проекте управления зарядными станциями"

В этой статье мы избегнем технических терминов, которые обычно представляет наш главный технический директор Михаил (его статья про микросервисы), и сосредоточимся на простых примерах в рамках нашего проекта по управлению зарядными станциями.

Давайте представим несколько ситуаций, которые могут возникнуть в процессе использования системы управления зарядными станциями (или любой другой):

  • Локализация: Наша система может быть установленной в нескольких странах одновременно, учитывая различные правила и требования.
  • Зарядка "в долг": Пользователи могут получать доступ к зарядным станциям, даже если у них временные финансовые ограничения.
  • Инструкции перед зарядкой: Для безопасности перед каждой зарядкой пользователи должны прочитать инструкции (как пользоваться станцией, требование выйти из авто).
  • Список клиентов для партнеров: Партнеры могут легко получать информацию о своих клиентах через систему.

Теперь, что касается конфигурируемости (именно она отличает обычный проект от Enterprise): это означает, что мы не пытаемся предугадать каждый возможный запрос от партнера или заказчика. Мы предоставляем максимальную гибкость, вынося часть функционала в конфигурации и настройки, адаптируемые под конкретного партнера.

Как это работает? Давайте разберемся в следующих разделах.

1. Возможность установки системы в нескольких странах:

Проблема: заказчики из разных стран хотя использовать SAAS решение. Каждая страна имеет свой язык, валюту, временную зону и особенности процессов осуществления зарядки, оплаты и возврата платежей.

Подход 1 (Быстро): Инсталляция отдельного решения в каждой стране с доработкой.

Минусы: Этот метод требует создания отдельной ветки и релиза системы для каждого заказчика. При увеличении числа заказчиков (более 5) возникают сложности в управлении проектом. Работа с 105 заказчиками становится трудоемкой и рискованной задачей.

Плюсы: данный подход позволяет быстро развернуть систему, и заказчик уже через несколько дней может увидеть рабочий проект.

Подход 2 (Enterprise): Локализация фронтов (настройками), настройка валюты/страны/таймзоны зарядных станций и тарифных правил.

Минусы: Этот метод требует значительного времени на настройку – от 2 до 3 месяцев работы, не считая тестирования. Необходимо решить множество нетривиальных задач, таких как перевод системы на несколько языков, интеграция с системой получения курсов валют, и внедрение документооборотных систем каждой страны.

Плюсы: В долгосрочной перспективе – на протяжении 10 лет внедрений – это позволит стать лидером в зарядном бизнесе.

В итоге, выбор между подходами зависит от ваших приоритетов: быстроты развертывания и начальной рентабельности (подход 1) или устойчивости и потенциала для будущего роста (подход 2).

2. Расширенные возможности для зарядки в долг:

Проблема: Пользователи выражают желание иметь возможность заряжаться в кредит.

Подход 1 (Быстро): Ограничение зарядки в кредит.

Минусы: не все пользователи будут довольны тем, что у них нет возможности зарядиться при 0 на балансе. Особенно это будет касаться Юридических лиц, где не всегда получается решить вопрос с предоплатой.

Плюсы: у вас не возникнет проблем с тем, что придется возвращать долги партнерам-владельцам зарядных станций, как у нас тут.

Подход 2 (Enterprise): Каждый партнер может индивидуально настраивать максимальный размер долга для всей сети или для конкретного пользователя. Также, партнер может выбирать и настраивать логику обещанных платежей для своих клиентов, устанавливая условия и размер задолженности.

Плюсы: Этот подход предоставляет партнерам полный контроль над финансовыми аспектами и позволяет адаптировать систему под свои потребности. В результате, пользователи получают желаемую гибкость в использовании зарядных станций, а партнеры могут эффективно управлять финансовыми аспектами своего бизнеса.

Минусы: очевидно, опять мы упремся в долгое время реализации.

3. Улучшенный подход к предоставлению инструкций для пользователей зарядных станций

Проблема: Для обеспечения безопасности и эффективности использования зарядных станций необходимо, чтобы каждый пользователь перед началом зарядки ознакомился с инструкцией.

Подход 1 (Быстро): захардкодить инструкцию в мобильном приложении.

Минусы: Простое внедрение инструкции непосредственно в мобильное приложение (т.е., "захардкодить") не является оптимальным решением. Этот подход ограничивает гибкость и не учитывает специфику различных зарядных станций и партнеров.

Плюсы: На коленке это можно сделать за пару часов и бОльшую часть времени у вас займет сама публикация мобильных приложений в маркеты.

Подход 2 (Enterprise): Вынести инструкцию как опцию зарядной станции

Плюсы: Учитывая, что каждая зарядная станция и партнер могут иметь уникальные требования и пожелания, необходимо реализовать возможность указания индивидуальной ссылки на инструкцию или ввод текста самой инструкции напрямую в систему, как атрибут каждой отдельной станции. В мобильном приложении придется реализовать Адаптивное отображение: Система будет определять, в каком формате лучше всего представить информацию пользователю — через прямой текст или ссылку на документ, учитывая особенности конкретной зарядной станции.

Минусы: придется потратить не один день на то, чтобы сформировать требования и учесть возможности указания инструкций и их обработки на стороне мобильного приложения и административной системы.

4. Возможность для партнеров просмотра списка своих клиентов

Предисловие

Эта функциональность является одной из наиболее сложных и спорных в SAAS-проектах. Многочисленные дискуссии среди профессионалов в интернете касаются вопроса владения клиентской базой в рамках системы. Прежде чем обсуждать оптимальные пути реализации, рассмотрим несколько примеров.

Возьмем, к примеру, Ozon и Wildberries. Как партнер, вы регистрируетесь в системе и начинаете продавать товары конечным покупателям. Остается открытым вопрос: знаете ли вы, кто у вас что приобрел? Кому принадлежит клиент — вам или платформе? Если завтра появится конкурент с аналогичным товаром и более агрессивной маркетинговой стратегией, клиенты могут перейти к нему. Ваши инвестиции в привлечение клиентов таким образом способствуют развитию платформы, но не вашего бизнеса. Вопрос о дележке клиентской базы остается открытым.

Рассмотрим другой пример — Яндекс.Такси. Некоторое время назад пользователи могли напрямую связываться с водителями и договариваться о поездке. Такой подход удобен для клиента и выгоден водителю, поскольку он получает постоянного клиента без комиссий сервиса. Однако, фактически, такие действия приводят к потере клиента сервисом, который изначально сыграл роль посредника.

Теперь давайте обратим внимание на реализацию этих принципов в сервисах управления зарядными станциями.

Подход 1 (Быстро): Показ номера клиента в каждой зарядной сессии.

Минусы: если клиент зарегистрировался в вашем приложении и не совершил ни одной зарядки, он остается невидимым для вас. Тем не менее, он может пополнять баланс и начинать финансовые операции.

Плюсы: скорость и простота реализации. Вы сможете найти клиента и связаться с ним.

Подход 2 (Enterprise): Как только клиент авторизуется в приложении хотя бы однажды, он считается вашим клиентом. Вы имеете доступ к истории его баланса, пополнений, списаний и возвратов. Вы можете стимулировать его лояльность через вознаграждения и персонализированные предложения. Весь список транзакций будет виден для тех станций, которые принадлежат вам. Мы отображаем транзакции, которые клиент совершил с вами, а не связанные с другими поставщиками. Если вы хотите взаимодействовать с клиентом через рассылки или push-уведомления, это возможно, так как клиент принадлежит вам. Ваше внимание к клиенту — это и есть наша цель.

Плюсы: партнер зарабатывает своих клиентов и имеет возможность отдельно их монетизировать, что собственно и нужно конкретному бизнесу.

Минусы: можно сойти с ума, пока вы придумываете логику, по которой клиент становится клиентом партнера.

Итак, давайте попробуем сделать выводы:

Enterprise решения для зарядных станций:

  • На месте или в частном облаке: Enterprise решения обычно развертываются на корпоративных серверах клиента или в частном облаке.
  • Высокая настраиваемость: Предоставляет глубокую настраиваемость для удовлетворения специфических потребностей бизнеса.
  • Единовременная покупка: Часто включает в себя единовременную покупку лицензии и последующие затраты на обслуживание и поддержку.
  • Контроль и безопасность: Больше контроля над данными и высокий уровень безопасности за счет локального хранения данных.
  • Требует IT-ресурсов: Может требовать значительных вложений в собственную IT-инфраструктуру и персонал.
  • Интеграция с другими системами: Лучше подходит для интеграции с существующими корпоративными системами и приложениями.

Если Enterprise решение для зарядных станций не будет предлагать гибкость (реализация по 2му подходу во всех вышеописанных примерах) в конфигурировании и будет иметь ограниченные возможности масштабирования из-за захардкоженных элементов, это может привести к ряду серьезных проблем:

  • Отсутствие адаптации под специфику бизнеса: Компании не смогут адаптировать систему под свои уникальные бизнес-процессы, что может снизить эффективность работы и удовлетворенность клиентов.
  • Невозможность интеграции с другими системами: Трудности с интеграцией зарядных станций в существующую инфраструктуру и бизнес-приложения могут препятствовать обмену данными и автоматизации процессов.
  • Высокие затраты на изменения: Любые изменения или обновления в системе могут потребовать дополнительных затрат и ресурсов, поскольку стандартные настройки недоступны.
  • Проблемы с масштабированием: При увеличении числа станций или росте потребностей бизнеса система может оказаться неспособной адекватно масштабироваться, что приведет к необходимости дорогостоящего обновления или замены.
  • Устаревание системы: Быстро меняющиеся технологии и рыночные условия могут сделать захардкоженное решение устаревшим, ограничивая его долгосрочную жизнеспособность.
  • Проблемы с поддержкой и обслуживанием: Так как конфигурация зафиксирована, любые технические проблемы могут потребовать специальных решений от производителя, что увеличивает время простоя и затраты на поддержку.
  • Безопасность и соответствие стандартам: Невозможность обновления может привести к проблемам с безопасностью и соответствием текущим законодательным и отраслевым стандартам.
  • Упущенные возможности: Неадаптивность к изменениям рынка и инновациям может привести к потере рыночной доли и упущенным возможностям для роста и развития.
  • Финансовые риски: Вложения в инфраструктуру, которая не может масштабироваться или адаптироваться под требования рынка и заказчика.

Если говорить простым языком.

Enterprise проект - это долго и дорого, зато универсально. Нужна вам эта универсальность, или нет - решение каждой отдельной компании. Скупой платит дважды, поэтому, пренебрегая аудитом технической части проекта перед его покупкой - можно сгенерировать кучу рисков через несколько лет.

Начать дискуссию