Авторитаризм, либерализм или демократия в рабочих чатах. Что выберете?

Питомцы похожи на своих хозяев, а атмосфера в рабочем чате на стиль управления менеджера. Делимся, как организовать рабочее пространство в мессенджере, чтобы сотрудникам и вам было удобно работать. Разобрали фишки и ошибки в мессенджере авторитарного, демократического и либерального стиля управления. Если с чем-то не согласны, можем поспорить в комментариях.

Взяли стили управления Курта Левина: авторитарный, демократический и либеральный. Потому что остальные типологии строятся на его теории.

Авторитарный

Если в компании четкая иерархия подчинения, мнение сотрудников не учитывается, а решение принимает главный — это авторитарная система. Такие менеджеры контролируют все. Это его метод свести к минимуму ошибки, не быть одураченным и достичь желаемого.

Долорес Амбридж в фильме “Гарри Поттер и орден Феникса”. Амбридж контролирует всю школу. Придумывает законы и правила поведения. С учителями и студентами не советуется, но они обязаны их соблюдать. За непослушание — наказание.

Общаются в четко определенном мессенджере, чаты делят по темам
Мессенджер устанавливают на свой сервер — потому что так безопасно. Если в мессенджере можно делать чаты — делят по отделам и проектам: юристы отдельно от логистов. Создают общий чат для всех, чтобы отделы обменивались информацией по работе, а hr размещал объявления.

Но у менеджера нет задачи сделать удобно, есть задача объединить сотрудников в одном месте без дополнительных вложений. Поэтому пользуются Outlook или Skype — они идут в комплекте с лицензией Microsoft.

Отзывы пользователей на Скайп для бизнеса и Outlook

Общий чат превращается в лобное место: и народу указы объявить и показательную порку устроить.

Обращение на Вы токсичность не перекрывает.

В такой компании большая текучка. А еще, человек может обидеться и отомстить. Как это произошло у Михаила Гребенюка. Оскорбленный сотрудник украл базу и обложил с разных аккаунтов негативными отзывами.

Я отфигачил человека в чате. Он обиделся и ушел. А еще, украл базу и написал негативные отзывы с разных аккаунтов. Это высосало много крови. С тех пор я понял, что нужно делать мудрее. И сейчас я такого не делаю.

Михаил Гребенюк, интервью “Мои ошибки создания команды”

Прописывают инструкции
Новый сотрудник быстро вливается в работу, старый — знает где искать ответы. Потому что авторитарный менеджер выстраивает систему и создает инструкции на все случаи жизни: как писать отчеты, пароли и логины, что можно присылать и нельзя присылать в чат.
За нарушение — штрафы или увольнения.

Но инструкций может стать много. Это лишает работников воли. Они привыкают не иметь мнения и делать как скажут.

Не динамят сообщения
Если в чат написали — сотрудники отвечают. Потому что нет ответа — нет рабочего процесса.
Но на ответ дают 5 минут. Опоздал — наорали. В чате плодятся несодержательные сообщения, а реакции не воспринимаются всерьез. Кого тема обсуждения не касается — отвлекается от задачи.
Часто время работы строго задано. Но менеджер просит отчеты и задает вопросы в выходные, вечером после работы.

Называют файлы однозначно
Файл “Квартальный отчет за июль 2023г” найти проще, чем “12564”. Когда документ снова понадобится, вас не вытащат с отпуска.

Контролируют процесс
Контроль в психике связан с безопасностью — я контролирую равно со мной ничего страшного не случится. Здоровый контроль — это адекватные цели и сроки, проверка задач и принятие решения, не поддаваясь внешнему давлению. А есть невротический контроль — микроменеджмент:
— ушел в туалет, ешь — отчитайся в статусе или в чате
— все решения только через менеджера, поэтому принимаются долго
— скрин экрана, чтение переписки, нежданный звонок по видео
— отчет за день: пиши сколько строк кода написал за какое время

Программист должен отчитаться, сколько строк кода написал за день, насколько быстро.

Микроменеджмент душит. Сотрудники болеют, а потом массово увольняются. Менеджеру тоже плохо — работает нон-стоп, потому что не успевает сделать свои задачи.

Либеральный

Если менеджер дает задачу, не контролирует ее выполнение, а приходит только за результатом — это либеральная система.

Удобный мессенджер для всех
Мессенджер для общения команда выбирает сама, часто это Телеграм, Вотсап или Вконтакте. Потому что ими и так пользуются каждый день.

Но личная жизнь не отделена от работы. Часто это приводит к перегоранию. Разделение на отдельные чаты есть, если несколько аналитиков, СММщиков, редакторов. Но тогда есть и общий чат где все. Работают когда удобно. Поэтому сообщения присылают 24/7.

В чате рождается истина
Задачи обсуждают в чате или на созвоне. Если обсудили в баре — написали в чат. По истории переписки восстанавливают хронологию. Каждый видит полную картину проекта. Решения принимаются быстро.

В чатах хаос, потому что в одном месте обсуждают идеи, присылают мемы, поздравляют с др. Когда надо найти, о чем договорились на последнем обсуждении — чувствуешь себя золушкой. Как злая мачеха заставила отделять зерна от плевел, отделите принятые идеи от забракованных.

За помощью пишут в чат
Каждый сотрудник — эксперт с глубокими знаниями своей области. Если нужна помощь — пишут в чат коллегам или менеджеру.

Коллеги могут продинамить, потому что сообщений много, а еще:

Если потупить, проблема решится самостоятельно.

Народная мудрость

Даже когда это поручение. Наличие ответа зависит от настроения человека и от количества сообщений сверху.

Менеджер тоже не отвечает и превращается в чайку — прилетел, наорал, нагадил и улетел.

Дал задачу. Отстранился на месяц — не участвует в принятии ключевых решений, не отвечает на вопросы. Возвращается и кричит, что ему все не нравится. Требует переделать, но не говорит как. Затем исчезает, оставляя команду в смятении и стрессе.

Демократический

Используют корпоративный удобный мессенджер
Начинают с обычного мессенджера, но переходят в корпоративный. В отличие от авторитарного, мессенджер выбирают удобный для команды.

Корпоративный разделяет личное от рабочего. А значит, человек не дергается от каждого уведомления.

Демократический менеджер обычно создает отдельные чаты для:
— флудилки: мемы, домашние животные, фильмы, поздравления с 8 Марта
— отделов: юристы, маркетологи, разработчики, бухгалтерия
— клиентов
— конкретных уведомлений: на сайте что-то сломалось, написали на почту поддержки, новая продажа, пропущенные звонки
— общий чат для всех

Флудилки — это компромисс. Сотрудник расслабляется и отвлекается от работы, укрепляет отношения с коллегами. И все это, не выходя из рабочих чатов.

Иногда чатов становится слишком много. Итог — непонятно куда писать, пространство захламляется, искать сообщение долго, ты тратишь время на бессмыслицу, вместо выполнения своих задач.

Задача адресуется конкретному человеку
В психологии есть диффузия ответственности. Это когда в толпу кричат “Вызовите скорую”. А никто не звонит. Потому что думают, что сделает это кто-то другой. Поэтому сообщение в чат менеджер адресует не “команде”, а конкретному человеку.

Идеи обсуждают в тредах
Тогда сообщения не смешиваются с общей перепиской.
Если сотрудник не подписался на обсуждение и не участвует в нём, уведомления не приходят. Если понадобился совет другого специалиста — приглашают в треды через @. История переписки в тредах сохраняется и доступна новому участнику. Итоги фиксируют.

Во вкладе "События" можно отвечать на комментарии тут же, не разыскивая эти ветки тредов по мессенджеру.

Ответы и фидбек дает быстро. От сотрудников требует того же самого. Увидел сообщение — дай реакцию. Это не прописанные требования как при авторитарном управлении, а скорей принципы уважения. Если сотрудник не делает этого, ему скажут.

Темная сторона демократического стиля — обсуждения. Иногда управленец перекладывает ответственность на всех и превращается в митинг-мена. Поэтому устраивает созвоны:
— каждое утро, чтобы обсудить у кого какие задачи
— контрольный в середине дня, чтобы спросить нужна ли помощь
— если что-то случилось, чтобы разобраться на месте кто ответственный
— обсудить очередное решение

На созвоне все, хотя касается это 2 человек. За день набирается часа 2 на митинги. Времени на работу остается мало.

Вывод

Часть менеджмента — устроить правильную коммуникацию. Если собрать фишки каждого стиля управления, получится идеальное пространство для работы:

  1. Общайтесь в одном мессенджере, но удобном. Корпоративный мессенджер с этой задачей справляются лучше, чем обычные. Потому что внутри есть инструменты для работы: чаты для общения, интеграции сервисов, контроль задач, звонки. А еще, он отделяет личное от работы.
  2. Создайте общий чат для всех сотрудников, остальные разделите по отделам и проектам. Так проще находить информацию и решать задачи.
  3. Пишите инструкции для новичков или нового инструмента для команды. Например, менеджер знает, как работать на Chat gpt. Он пишет промт для команды, чтобы она быстрее начала работать.
  4. Интегрируйте сервисы, которыми часто пользуетесь, чтобы не искать
  5. Давайте обратную связь — сообщение, реакция. Это обычный рабочий процесс и уважение.
  6. Обсуждайте идеи в тредах — чат не захламляется. Закрепляйте итоги, как важное сообщение
  7. Обращение к конкретным людям вместо общих сообщений. Тогда точно ответят
  8. Называйте файлы понятно — это упрощает поиск. Если кажется, что файл можно назвать “12387”, потому что больше не понадобится — это кажется.

Какая у вас система управления в компании. Как это влияет на работу?

Вы можете начать наводить порядок с Ленза: создайте каналы по темам, настройте уведомления, добавьте в рабочее пространство сервисы, которыми часто пользуетесь. А еще у нас есть видеозвонки. Некоторые говорят, что качество как у Зума, только бесплатно.

Lenza - бесплатная на любое количество пользователей, без ограничений по количеству сообщений. Пользуйтесь на здоровье!

В ТГ канал, там пишем про фичи мессенджера и коммуникацию в команде.

0
60 комментариев
Написать комментарий...
NEMTYREV AI

Чтобы сотрудники не увольнялись им нужно платить зарплату 😃

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Даже если все в компании одна семья?)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Доктор Чокопай

Но ведь ошибочно полагать, что зар. плата это единственный мотиватор, который удерживает сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Но, сотрудники увольняются даже если им платить зарплату

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Спешка хороша... В заголовке даже несвязуха. )

А повторили, видимо, чтобы лучше дошло))

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Вот, кстати, на Хабр прям культура пинать авторов за русский язык, на VC пока один Евгений старается

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Горгуша

Реальность в крупных компания к сожалению авторитарная. Когда устраиваешься в такую - ты соглашаешься использовать аутлук. Злорадно радуюсь, что они уходят и крупнеет будут вынуждены что-то менять

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

Горгуша, ты почему в выходной день не трудишься на благо компании, а залипаешь в комментах?!?

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Специальный мессенджер, отдельный от какой-то системы типа CRM — имхо, странная затея. В битриксе можно задачи из сообщений создавать — удобно, в родном чате есть смысл.

Чем плоха телега, если нет битрикса или чего-то подобного — непонятно ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аннушка

не, тут как раз понятно. телега смешивает рабочее и личное. по crm - не всем командам она прям нужна. например, в командах маркетинга или разработки — не обязательно. лидов немного, общение штучное, сейлз хорошо если один. часто даже в больших командах продают владельцы.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Аннушка

Сначала подумала, что в демократическом стиле на скрине нет нормальных чатов отделов... потом поняла, что есть каналы, а есть группы. и чаты отделов лежат в группах. при этом "омега общий чат" лежит в каналах. В чем логика каналов и групп в таком случае? Я думала, что каналы по аналогии с ТГ — это место, где вещает компания, а группы — место где люди общаются. Но тогда не понятно, почему "омега общий чат" — в каналах

Ответить
Развернуть ветку
LENZA рабочий чат
Автор

Тут следовало бы назвать Омега общий канал, а не чат, логичнее.
Каналы - открытые для всех сотрудников компании, а группы - всегда закрытые, в них можно попасть по приглашению, также можно создать свою группу (закрытую) или свой канал. Внутри можно управлять настройками - кто что может видеть, писать и тд. При необходимости группу можно перевести в канал и наоборот.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Вдумчиво о продажах

Интересное разделение. Не думал о таком.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Ольховик

Здесь явно ошибка выжившего

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov
На созвоне все, хотя касается это 2 человек. За день набирается часа 2 на митинги. Времени на работу остается мало.

Оставшихся 6 часов мало?))

Ответить
Развернуть ветку
Gala Rebr

Сравнение сотрудников с домашними питомцами в начале статьи позабавило)

Ответить
Развернуть ветку
Nabi Ibatulin

спасибо за удобные выводы ) как инструкция к применению

Ответить
Развернуть ветку
mcLeod

Только CRM, только хардкор. Планфикс использовали. Постановка задачи, контроль, уведомления, чек-листы и прочие плюшки. Чаты годятся только для обсуждения простых бытовых вопросов, вроде собраться на пикник, и решить кому пива взять ;)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Проблемы соевых мальчиков детектед, в чатике обидели мальчика, ко-ко-ко, фу блять.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Шолеров

А ты — альфач-богатырь?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Илья

Если бы вы знали лично или хотя бы косвенно того, кто "обидел", вы бы охарактеризовали словами "фу блять" не того, кто якобы обиделся

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Igor Golikov

Мы перешли из битрикс, где работаем по задачам в телеграм. Стоило ли остаться в битрикс?

Ответить
Развернуть ветку
LENZA рабочий чат
Автор

А вам это удобно?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Mikhail Shamov

Кстати, а импорт истории ЛС и каналов (включая закрытые) из слака у вас есть?
И если да, то за какой период по каждому пункту?

Ответить
Развернуть ветку
LENZA рабочий чат
Автор

С радостью поможем вам с переездом из Слака в Lenza, за весь ваш период использования. Напишите нам в личку, мы подскажем, как это сделать.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ro

а я люблю срач в чатах

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

Не понял. Чатами не пользуюсь, но неужели там нет статусов сообщений и выборки (поиска) по статусам, в т. ч. временным? ,,Рабочее", ,,Тема ...", ,,Поболтать" и т. д. ? Всё в кучу??

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Потом оказывается, что без чатов даже лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Про господина Гребенюка лично как руководителя десятки (если не сотни) негативных отзывов. Где достаточно правлоподобно описывается его невменяемость по отношению к сотрудникам с признаками мании величия и пробем с психикой. Прилюдно оскорблять сотрудников по маме и папе и увольнять за неглаженные штаны - это его стиль. Дело не в обидах, а в Михаиле.

Так что кейсам, словам и выводам этого товарища доверия ноль. (Моя инфа не из отзывов, знаю чуть больше из первых уст работавших у него).

Ответить
Развернуть ветку
Sano

демократия на работе - это иллюзия. Мы все в одной упряжке, но есть те, кто обеспечивает результат, а есть заменяемые кадры. Начальство либо это понимает, либо живет в постоянном стрессе.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда