Исследование Go Electronics: как казахстанцы покупают бытовую технику и электронику
Команда Go Ahead провела исследование сегмента бытовой техники и электроники. Помимо трендов рынка и точек роста приложений, проанализировали пользовательское поведение жителей Казахстана. Делимся результатами собственного опроса в статье.
Команда Go Ahead выбрала сегмент бытовой техники и электроники не случайно. Он лидер по выручке и среднему чеку среди всего рынка E-commerce.
Мы проанализировали 14 сайтов и мобильных приложений — в выборку вошли игроки из списка Forbes «45 крупнейших торговых интернет-площадок Казахстана в 2023 году», которые торгуют бытовой техникой и электроникой.
Казахстанский рынок еще на пути к единому пониманию пользовательского опыта и эффективного продвижения продуктов. В этом исследовании мы подсветили лучшие практики на рынке и показали ориентиры для роста.
Портрет онлайн-покупателей
Самая многочисленная аудитория сервисов по продаже техники и электроники — люди 36–45 лет. На нее приходится 30% всех пользователей.
По половому признаку покупатели делятся почти ровно — 45% мужчин и 55% женщин.
Если смотреть на род деятельности, то значительная часть приходится на специалистов, фрилансеров и рабочих. Они занимают 2/3 от всего числа пользователей.
Главная причина покупки техники — поломка текущей
Большинство жителей Казахстана приобретают товары, когда появляется в этом нужда. Менее популярные варианты — необходимость покупки из-за отсутствия техники, в качестве подарка и обновление устройства из-за срока службы.
Причем в 97% случаев респонденты делают выбор в пользу новой техники, а не б/у. А 62% остаются верны тому же бренду, что был у них ранее.
Экономия времени и сил — главный фактор выбора покупок онлайн
67% респондентов выбирают онлайн-шопинг, чтобы не тратить свои ресурсы на походы по магазинам. Не менее важным фактором для пользователей стала возможность сравнить предложения и найти наиболее выгодный вариант.
Одинаковый процент приходится на низкие цены и разнообразный ассортимент. А наименее значимой причиной онлайн-покупки оказалась возможность сразу установить технику. Ее выбрали лишь 5% респондентов.
Основной барьер для покупателей — отсутствие возможности заранее проверить качество товара
У многих респондентов возникает недоверие к онлайн-покупкам из-за боязни получить некачественный или неоригинальный товар. Это беспокоит 51% пользователей.
Также выделили топ-3 барьера для онлайна-заказа, связанные с доставкой:
17% недовольны долгим временем доставки;
14% — стоимостью доставки;
- 9% — минимальной стоимостью заказа.
Мобильное приложение — основной канал онлайн-покупок
7 из 10 человек предпочитают покупать технику в мобильном приложении. Более того, заказывая товары через браузер, бoльшая часть пользователеи совершает покупки с помощью смартфона, а не ПК или ноутбука.
И только 12% юзеров используют соцсети для онлайн-шопинга бытовой техники и электроники. Вероятнее всего, это связано с неудобством ознакомления со всем ассортиментом.
Интернет-магазины по продаже бытовой техники и электроники вызывают больше доверия, чем маркетплейсы
Респонденты выделили следующие преимущества маркетплейсов:
- Удобные приложения и сайты;
Широкий ассортимент;
- Выгодные предложения;
- Хороший сервис доставки.
Несмотря на плюсы, каждый пятый опрошенный больше доверяет интернет-магазинам крупных торговых сетей. Этот аспект имеет ключевое значение перед покупкой товаров.
Положительные отзывы — главный внешний фактор выбора сервиса
К внешним факторам относятся параметры, не зависящие от работы самого сервиса. Так 62% респондентов полагаются на положительные отзывы при покупке онлайн. Поэтому магазинам важно работать над обратной связью о товаре на различных площадках. А также необходимо давать возможность оставлять отзывы на доставленную электронику.
Еще из внешних факторов опрошенные выделили собственный позитивный опыт покупок в магазине (45%) и рекомендации от знакомых (32%).
Широкий ассортимент — главный внутренний фактор выбора сервиса
Внутренние факторы зависят от параметров работы сервиса. Разнообразие товаров играет одну из главных ролей при выборе магазина — это отметили 50% респондентов. Им важно, чтобы ассортимент площадки мог закрыть все потребности при выборе бытовой техники и электроники.
Также сильно влияют удобство приложения / сайта (45%), скорость доставки (44%) и наличие акций (43%).
На 3 покупки в кредит или рассрочку приходятся 2, оплаченные сразу
По результатам опроса такой способ оплаты выбирают 60% пользователей. Это связано с высокой стоимостью товаров.
10 из 12 сервисов предлагают пользователям купить товары в рассрочку или кредит. В своей креативной коммуникации игроки также активно подсвечивают это УТП.
Пользователи в среднем совершают 2 покупки техники и электроники в год
80% респондентов покупают бытовую технику и электронику до 5 раз в год. Больше 10 покупок совершают лишь 5% респондентов.
Такая небольшая частота объясняется дороговизной товаров и долгим сроком их службы.
Смартфоны — самая популярная категория товаров для онлайн-покупки
Также часто приобретают бытовую технику для дома и кухни, гаджеты, наушники, смарт-часы, умные колонки и прочее.
Аксессуары для смартфонов замыкают пятерку самых популярных категорий товаров, купленных онлайн.
Переходите по ссылке, чтобы ознакомиться с другими выводами о рынке бытовой техники и электроники в Казахстане. А также узнайте, кто стал лидером в номинациях «Лучшее приложение», «Лучший сайт» и «Лучший сервис».
Индустриальный партнер: ЦАРА, МАУ
Информационные партнеры: Tribune, ICT Magazine, Optimism.kz, The Tech