Может ли Telegram-бот заменить Google Формы?

Все еще используете Google Формы? Телеграм боты уже давно делают тоже самое, только эффективнее. В статье разбираемся для каких задач подходит Google Форма, а когда лучше применять Телеграм ботов. Что выбрать, простую и привычную Google Форму или заморочиться с разработкой чат-бота?

Может ли Telegram-бот заменить Google Формы?

Google Формы — отличный инструмент, используемый для решения широкого спектра задач:

  • проведение опросов и исследований;
  • сбор откликов на вакансии и результаты тестовых заданий;
  • регистрация на мероприятия;
  • сбор обратной связи;
  • проверка знаний (тесты, экзамены).

У Google Форм есть несколько плюсов, которые и сделали их столь популярными: они бесплатны, просты в использовании и знакомы пользователям, а данные легко экспортировать для дальнейшей аналитики.

Но я фанат чат-ботов, поэтому здесь поделюсь, как усовершенствовать проведение опроса, валидацию пользователей, последующую работу с базой и расскажу какие еще преимущества есть у ботов.

Вариативные опросы в Телеграм боте

В зависимости от ответа респондента изменяется и вся последующая цепочка вопросов. Так, например, в самом начале выясняя соцдем показатели мы можем повести женщин и мужчин или разные возрастные группы по различным вариантам опроса.

В Google Формах есть что-то подобное под названием Разделы, поэтому преимущество сомнительное, но мне нравится, оставлю)

Категоризация пользователей чат-бота

Боты не только ведут по разным сценариям, но и умеют присваивать пользователям определенные категории, чем значительно облегчают предстоящий анализ результатов и дальнейшее взаимодействие с базой подписчиков.

Выгрузить ответы в привычную Excel-таблицу можно отдельно для мужчин и женщин, вегетарианцев и мясоедов, автомобилистов и пешеходов и т.д.

Кстати, я разрабатываю Telegram-ботов и пишу про маркетинг и чат-ботов для предпринимателей, экспертов и digital-специалистов 👉🏻 @targetbots

Опросы в чат-боте могут проходить в несколько этапов

Вы проводите сначала один опрос, анализируете результаты и запускаете следующие этапы на пользователей, которым были присвоены определенные категории.

Работа с базой и повторное использование бота

Обычно люди остаются подписчиками бота продолжительный период и могут принять участие в нескольких актуальных для них опросах. А учитывая пункт с присвоением пользователям категорий, можно проводить более точные исследования.

Вы заранее будете знать, что у вас достаточно, например, аудитории женщин с двумя детьми или сделать рассылку и предложить новую вакансию тем, кто не прошел отбор в прошлый раз.

Уведомления и напоминания

Бот «увидит», если пользователь остановился на каком-либо этапе и напомнит ему завершить опрос. Такие напоминания увеличат количество заполненных анкет и помогут понять какие вопросы вызывают наибольшее затруднение.

Визуальное оформление чат-ботов

Для кого-то это может быть важным параметром. Бота можно оформить и проиллюстрировать медиаконтентом все разделы. Это оживит сервис и сделает его более привлекательным.

Телеграм бот позволяет добавить все форматы: фото, видео, аудиосообщения и голосовые, документы и анимированные Telegram стикеры. Подробнее об оформлении чат-ботов я писал в статье «Как оформить чат-бота в Telegram и не совершить критических ошибок».

Сюда же можно отнести работу с переменными. Бот может обращаться к пользователю по имени или упоминать другие ключевые элементы опроса.

Например: «Светлана, вы указали, что у вас двое детей, напишите, пожалуйста их возраст». Здесь переменные: имя и количество детей.

У бота более широкий функционал

Вы всегда можете доработать Телеграм-бота и добавить выполнение новых задач, сохранив доступ к аудитории.

Например, проводя первичный опрос кандидатов на вакансию, в последствии, в этом же боте можно выдавать регламенты и инструкции, загрузить обучающие материалы и тестировать сотрудников.

Все вышеперечисленное бот будет делать автоматически. Заранее настроив цепочки опросов, категории и напоминания, останется только приглашать пользователей и получать результаты.

Минусы применения чат-ботов

Стоимость и разработка. Если простую Google Форму может собрать любой уверенный пользователь ПК, то над созданием бота придется посидеть дольше или заказать его у разработчика. Сюда же можно отнести и последующую тех.поддержку Телеграм бота, которая тоже требует небольших затрат.

Что выбрать, Google Формы или Телеграм бота?

Если задача, которую вы решаете одноразовая, то быстрей, проще и дешевле использовать Google Формы. Если же это повторяющиеся процессы, такие как постоянный набор персонала, тестирования, организация мероприятий, проведение исследований и опросов, сбор обратной связи и т.п., то чат-бот позволит это автоматизировать, повысить скорость реакций и в целом улучшить качество взаимодействия с аудиторией.

Пример использования чат-бота

Я довольно часто разрабатываю Телеграм ботов для сбора отзывов и повышения рейтинга на картах (посмотреть несколько кейсов можно в статье «Продвижение в Яндекс Картах и 2ГИС с помощью Telegram-бота»), поэтому давайте рассмотрим возможный сценарий работы бота для ресторана.

  • На первом этапе мы предлагаем гостям оставить отзыв в боте. Это решает сразу несколько задач: получаем обратную связь, контролируем позитивные и негативные отзывы, собираем базу гостей.
  • Далее квалифицируем пользователей. Небольшой опрос позволит выяснить пьет ли человек алкоголь, предпочитает мясо или рыбу, посещает ресторан с целью романтического ужина, семейного обеда или бизнес-ланча. Количество и содержание вопросов зависит от ваших целей, а опросы можно периодически повторять каждый раз уточняя детали.
  • Монетизируем базу. Используя полученные на предыдущем этапе данные, проводим персонализированные рассылки и приглашаем клиентов в ресторан, с учетом их предпочтений: «Новые рыбные блюда от шефа в эту пятницу»; «В воскресенье семейный ужин со скидкой 15%» и так далее.

Таким образом один Telegram-бот позволяет в автоматическом режиме проводить сбор обратной связи, квалификацию пользователей и монетизацию базы.

Больше полезного о маркетинге, чат-ботах, их применении в бизнесе и для продвижения в Телеграм, у меня на канале @targetbots

5656
45 комментариев

Гугл-формы - это ж изначально максимально простой инструмент для всех с затратами времени на 5 мин. В том его и смысл. Не всё надо усложнять, инструменты про разное вообще, странное сравнение

6
Ответить

Оба инструмента выполняют схожие задачи, отсюда и идея сравнения)

2
Ответить

соглашусь / форму накидал / правила по пересылке в нужный ящик написал и все четко / клиент заполнил - тебе упало =)

Ответить

в целом согласен с автором. У себя использую уже готовое бесплатное решение https://t.me/sheetsybot , полет отличный

3
Ответить

Благодарю 🤝 Где-то тут в комментах уже вспоминали этого бота)

Ответить

Ну чтобы боты повсеместно заменили гугл-формы это вряд ли) это такой взгляд в далекое будущее, когда у всех вдруг появится нормальный маркетинг и понимание, что любой контакт с потенциальным клиентом - это ценность. Увы-увы)

1
Ответить

Вот отключат нам гугл-документы и все быстро перейдут на ботов 🤣

2
Ответить