{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое зум-усталость и почему 81% людей бесят созвоны

Привет! Мы команда Glabix — делаем систему для управления проектами и командами на каждый день. Тут будем рассказывать о своем проекте и опыте и делиться статьями из нашего блога.

Типичный созвон на удаленке

В 2023 году Skillfactory и сервис развития карьеры Эйч провели опрос среди 1249 человек, работающих на удаленке, из 30 отраслей. По данным опроса выяснилось то, о чем давно пора было сказать – 81% людей бесят созвоны. Но тут интересно, что раздражают работников именно затянутые созвоны: в процессе ничего не решается, время уходит, рабочие задачи никто не отменял, а усталость и напряжение растет. А теперь представьте, что таких созвонов не один, а два, три или даже четыре-пять в течение дня?

По данным того же опроса, 39% “удаленщиков” созваниваются с коллегами до трех раз в день.12% опрошенных буквально проводят на созвонах весь рабочий день (это четыре-пять звонков).

Что такое зум-усталость и почему звонки убивают креативность?

Не кажется ли вам, что это очень много? Ученые из Стэнфорда тоже считают, что это слишком. Появился термин “зум-усталость” — это психическое напряжение, симптомы которого частично совпадают с симптомами депрессии: снижение концентрации, рассеянность внимания, проблемы со сном, хронический стресс.

Исследователи называют неочевидные на первый взгляд причины зум-усталости:

  • Звонки снижают нашу обычную физическую активность. Вы замечали, что при телефонном разговоре чаще всего человек передвигается и постоянно меняет позу? Вы и сами наверняка так делаете. Все больше современных исследований подтверждают: когда человек двигается, он лучше справляется с задачами и когнитивными процессами. Но на созвоне у нас есть ограниченное “поле зрения” — и ты должен сидеть в его рамках.
  • Когнитивная нагрузка больше. В личной коммуникации львиную долю занимает невербальное общение: мы считываем и посылаем сигналы подсознательно и естественно. На видеозвонке нам требуется больше усилий, чтобы считывать эти сигналы и жесты и посылать их.
  • Необходимость удерживать зрительный контакт вызывает огромное напряжение. На звонке пропорции неестественны – лица бывают слишком большими для комфортного восприятия, качество связи нестабильное. Тут еще и страх публичных выступлений и напряжение, связанное с ним. Во время обычного выступления слушатели более расслаблены: они могут отвлекаться или делать заметки. Но на звонке каждый из нас в таком стрессе, будто он спикер.
  • Тот факт, что мы видим себя во время звонка, изматывает. Мы всегда видим свое лицо в углу экрана. Представьте, что во время общения ваш собеседник стоит с зеркалом, в котором вы видите себя. Это безумие! И стресс для психики, согласно исследованиям.
Зум-усталость существует, вам не кажется 

Скажем даже больше. Есть исследование, которое говорит о том, что именно включенная камера на звонке – это основной фактор стресса и больше всего влияет на усталость. У людей пропадает желание высказываться на встречах, думать и проявлять свою креативность.

IT-созвоны безумно дороги и неэффективны

Сам Zoom проводил исследование — средняя длина созвона на десять человек – 54 минуты!

Просто представьте: десять человек целый час сидят на созвоне, в результате которого ничего не решается, пусть будет дважды в неделю. Допустим, час работы одного члена команды стоит 1 500 рублей, тогда получается, стоимость такого звонка – 15 000 рублей. Это 30 000 в неделю, чтобы ничего не решить?

Вы готовы покупать такое? Сомнительно, но окээээй… а ведь именно это и происходит в компаниях.

Почему это становится проблемой?

Выходит, созвоны – удовольствие дорогое, неэффективное, непопулярное среди команд, еще и ведущее к выгоранию и психологическим проблемам. Вы хотите поговорить об этом? Выслали ссылку на встречу вам на почту.

Но их при этом становится все больше, удаленка и ковид сделали свое дело. Кстати, в том же исследовании Zoom 43% респондентов признались, что делают уборку только в той части комнаты, которая видна на видео (но мы-то с вами знаем, что эта цифра куда больше).

Кажется, это гениальная иллюстрация происходящего в рабочих процессах в том числе. Ты слегка разгреб рабочее место, напрягся на этот час, а за кадром – остатки ужина еще с выходных, енот доедает твою собаку, свалка из вещей и незаправленная кровать. Получается, такой же подход и к рабочим задачам: я сейчас немного сделаю вид, что работал, но в целом на проекте бардак, ужас и полный хаос.

Было? 

Как изменить созвоны, чтобы стало нормально?

Каждый, кто хотя бы пару месяцев работал в команде, может назвать основные проблемы созвонов:

  • Невыключенные микрофоны участников бесят.
  • Пассивное присутствие и невовлеченность бесит.
  • Отсутствие четких задач на созвон бесит.
  • Необходимость включить камеру и плохое качество видео бесят.
  • Пустая болтовня, в результате которой ничего не решается, бесит.

Отдельно бесят, конечно же, коллеги, которые уехали зимовать куда-нибудь в Таиланд. Да, он закроет свой ноутбук и потом еще пойдет на пляж. Будьте уверены, именно это он и сделает. Бесит!

Кстати, добавьте в комментариях, может быть, есть еще какие-то неожиданные вещи, которые бесят?

Чтобы поменьше беситься, ситуацию с созвонами можно изменить.

  • Для начала, признать проблему и действительно пожелать ее решить. Наша команда шла этот путь 12 лет, и сейчас мы в точке, когда у нас есть 5-минутные дейли, которые мы проводим строго по определенному алгоритму – этого хватает, чтобы синкануться, увидеть где мы находимся и раскидать задачи. Про это мы уже писали в своем Блоге.
  • Постепенно снижать количество созвонов. Это сложно, но можно.
  • Одновременно снижать время созвона. Постарайтесь задать себе рамки и ни в коем случае за них не выходить. Не делайте это резко, если ваши созвоны раньше занимали по 1,5 часа, вряд ли вы сможете уложиться в 20 минут.
  • Научиться ставить на созвон четкие задачи. Что именно вы хотите на нем решить? Какой будет результат этой встречи, в чем физическом он будет выражен?
  • Приучить команду готовиться к созвонам. Пусть каждый чекнет свои задачи и будет готов ответить на вопросы по ней, чтобы не тянуть время остальных.
  • Всегда записывать то, о чем вы договорились. Сразу же ставить задачи и отдавать их тому, кто за них отвечает.

Не теряться в потоке информации нам помогает Летучка – это функция Глабикса, в которой удобно ставить и распределять задачи на день, а после – следить за их выполнением.

Так, у вас перед глазами появляется чек-лист подзадач на сегодня, в пунктах нужно просто сменить статус, когда задача завершена или передать ее дальше, если требуется чье-то участие.

Аналогов Летучки не существует: все ваши задачи собраны в одном месте

В нашем Телеграм-канале или тут в комментариях мы всегда рады обсудить эту статью и послушать ваши трэш-истории про созвоны в комментариях.

Уверены, вам есть что рассказать!

0
4 комментария
Василь Закиев

Сложно поверить в миты по пять минут, конечно. Почти невозможно.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Glabix
Автор

Приключение на 20 минут, Морти!

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Chigl

Не люблю созвоны, особенно лишний раз по "пять" минут)))

Ответить
Развернуть ветку
Glabix
Автор

Смысл в том, чтобы обойтись без лишних раз и полутора часов)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда