Тренды рынка корпоративных LMS

Мы совместно с агентством MegaResearch оценили российский рынок LMS: изучили наиболее влиятельных участников, предпочтения потребителей и дали прогноз рынка на ближайшие несколько лет. Здесь публикуем главное.

Что такое LMS

LMS (learning management system) — система управления обучением, которая позволяет управлять контентом, выстраивать индивидуальные треки обучения, оценивать прогресс обучающихся. Компании применяют LMS как для адаптации новых сотрудников, так и для повышения квалификации и контроля уровня знаний действующего персонала.

Ключевые потребители на рынке LMS-систем — крупные игроки российского рынка: промышленные производства, финансовые организации, торговые компании, телекоммуникационные компании.

Методология и база исследования

Мы изучили рынок LMS-решений в период с 2020 по 2023 год. Для сбора и анализа количественных данных использовали открытые источники, официальные и независимые: сайты Росстата, ФНС, Федеральной таможенной службы РФ, архивы государственных коммерческих торгов, отраслевую статистику, федеральные, региональные и специализированные печатные СМИ.

Также мы узнали мнение отраслевых экспертов и провели качественное исследование — оно заключалось в глубинных интервью с ведущими игроками нефтегазовой, металлургической отраслей, представителями ритейла, финансов, телекома и авиаперевозок.

Данные рынка LMS

Емкость российского рынка LMS превышает его текущий объем более, чем в 3 раза. Она составляет 12,6 млрд рублей. Ключевым драйвером развития рынка изначально стала пандемия. Текущую ситуацию можно объяснить уходом зарубежных вендоров: мы находимся в точке повышенного спроса в условиях сниженного предложения. Также стоит отметить, что уход зарубежных поставщиков компенсировал стагнацию рынка — в 2022-м ее прогнозировали в связи с окончанием пандемии и массовым возвращением в офисы.

Рынок LMS растет, хотя темпы роста замедлились. С 2020-го объем рынка увеличился более, чем в два раза. Всплеск обусловлен во многом пандемией и всеобщим переходом на удаленный формат. После этого темпы роста год от года снижались: с 154% в 2021-м до 114% в 2023-м, но при этом позитивная динамика сохранялась.

Около 20% компаний сегодня находятся в поиске российских LMS на замену зарубежным. Уже сегодня рынок можно назвать локальным.

Наиболее активные пользователи LMS — компании с 5000+ сотрудниками. В 95% таких предприятий используются LMS-системы, по данным опроса компании «Эквио». Малый и средний бизнес пока существенно уступает: здесь проникновение достигает 20%. Это позволяет утверждать, что данный сегмент является перспективным наряду с крупным бизнесом.

Крупные компании используют продукты собственной разработки, это вызвано тем, что часть готовых решений, которые сейчас представлены на рынке, имеет ограниченную функциональность. Однако таких компаний немного — как правило, это гиганты, которые располагают собственными департаментами R&D.

Корпоративные обучающие системы более всего распространены среди компаний энергетического, промышленного, финансового сектора, а также в сегментах HoReCa, ритейле, образовании, телекоме, фарме, авиаперевозках.

Преимущественно это компании из Москвы и Московской области — на их долю приходится 87% кейсов использования LMS. Можно ожидать, что региональные компании присоединятся к тренду некоторое время спустя, что делает их перспективным новым рынком для разработчиков систем.

Наиболее часто компании обучают стажеров, линейный персонал, региональных сотрудников и продавцов. С помощью LMS проводят обучение по работе с внутренними ИТ-системами, изучают корпоративную политику и продукты компании. Также система закрывает потребности бизнеса в развитии и повышении квалификации сотрудников благодаря различным обучающим программам.

Подавляющее большинство компаний (90%) разрабатывают обучающий контент самостоятельно, при этом 30% из них иногда покупают готовые курсы. Низкая востребованность готового контента связана с его универсальностью — такие программы не учитывают специфику конкретного бизнеса, хотя провайдеры LMS-систем и предоставляют контент под отдельные отрасли.

Рынок компаний-разработчиков LMS насчитывает всего порядка 30 основных игроков. Это можно объяснить высоким порогом входа. LMS-системы — комплексный программный продукт, который требует от команд вендоров определенных компетенций и долгосрочного фокуса. Одновременно с этим на рынке высокая конкуренция: новичкам приходится соревноваться и с зарекомендовавшими себя готовыми решениями, и с популярными open-source продуктами, и с бесплатными сервисами.

Часть компаний пользуется бесплатными open-source решениями, наиболее популярным является MOODLE. Однако среди недостатков платформы часто называют сложности с аналитикой и кастомизацией UI под корпоративные стандарты.

LMS глазами бизнеса: драйверы к покупке, критерии выбора

Среди важных критериев выбора компании чаще всего отмечают открытый API, широкие возможности для структурирования контента и аналитики, поддержку разных языков, простой механизм регистрации пользователей и понятный UI, надежность и безопасность. Возможность проводить качественную аналитику также отмечают среди необходимых параметров.

Компаниям важно, чтобы система была интуитивно понятной с точки зрения интерфейса и внутренней логики — так как пользоваться ей будет широкая аудитория: методологи, контент-менеджеры, рядовые пользователи без подготовки. В то же время важным критерием является надежность и масштабируемость системы как программного продукта. Компании инвестируют во внутреннее образование большие ресурсы, и на долгий срок для этого нужно отказоустойчивое решение, которое можно доработать под новые задачи. Пользователи LMS высоко оценивают и важность интеграции с другими корпоративными системами.

Драйверами, которые чаще подталкивают компанию к покупке LMS, респонденты называют функциональное соответствие требованиям, стоимость решения и его сопровождения.

Менее важными критериями представители компаний считают игровые механики, наличие офлайн-доступа, возможность для пользователей взаимодействовать друг с другом и наличие готовой базы курсов внутри системы.

Перспективы рынка LMS в России

Делая прогноз, мы опирались на несколько показателей:

  • Прогнозы международных аналитических агентств.
  • Прогноз о росте российского IT-рынка.
  • Данные Минэкономразвития с прогнозами роста ВВП до 2027 года.
  • Экспертные мнения игроков рынка.

Ожидаемая динамика рынка — положительная, без резких изменений. К 2027 году можно ждать планомерного увеличения объема до 6,72 млрд рублей.

Какие выводы можно сделать на основании исследования:

✓ У рынка LMS в России есть все перспективы для роста: об этом говорит и емкость рынка, и положительная динамика развития. Существенная доля бизнесов занята поиском отечественных решений, при этом спрос троекратно превышает существующее предложение.

✓ Рынок нуждается в инновационных комплексных решениях с широкой функциональностью. Так как кастомизация LMS является одной из самых «больных» тем для компаний, чем более гибким будет такое решение и чем больше функций будет заложено в нем «из коробки», тем выше будет его потенциал.

✓ В результате проведенного опроса респондентов можно сделать вывод, что рынку необходимы 3 типа LMS-систем:

  • Открытые системы, которые можно адаптировать под специфику компании.
  • LMS, основной целью которых является только обучение персонала.
  • LMS, которые не только закрывают потребности компании в обучении сотрудников, но и являются инструментом повышения эффективности ее деятельности.

✓ Бесплатные решения с открытым исходным кодом все еще остаются актуальными — это вызвано тем, что разработка самописных систем является сложной и дорогостоящей. Однако растет спрос на автономность: чем реже приходится привлекать разработчиков при пользовании LMS, тем удобнее для компании.

✓ Продолжится рост спроса на LMS-системы, которые способны связать процесс обучения с бизнес-результатами, улучшить финансовые показатели компании за счёт развития персонала, их мотивации и эффективного взаимодействия.

0
2 комментария
Евгений

А как заказчики оценивают эффективность вложения средств в LMS?

Ответить
Развернуть ветку
Nexign
Автор

Евгений, добрый день! По нашей оценке, в зависимости от процессов в компании можно говорить о сокращении расходов на корпоративное обучение до 50%.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда