Электро самолёт
Философия Стива Джобса
iPhone 16e
Nothing Phone 3a
Оживление фото LumaAI
Велосипед Mercedes
Робота научили делать сальто
Grok vs ChatGPT vs Claude
Генерация видео от Google

Тренды рынка корпоративных LMS

Мы совместно с агентством MegaResearch оценили российский рынок LMS: изучили наиболее влиятельных участников, предпочтения потребителей и дали прогноз рынка на ближайшие несколько лет. Здесь публикуем главное.

Что такое LMS

LMS (learning management system) — система управления обучением, которая позволяет управлять контентом, выстраивать индивидуальные треки обучения, оценивать прогресс обучающихся. Компании применяют LMS как для адаптации новых сотрудников, так и для повышения квалификации и контроля уровня знаний действующего персонала.

Ключевые потребители на рынке LMS-систем — крупные игроки российского рынка: промышленные производства, финансовые организации, торговые компании, телекоммуникационные компании.

Методология и база исследования

Мы изучили рынок LMS-решений в период с 2020 по 2023 год. Для сбора и анализа количественных данных использовали открытые источники, официальные и независимые: сайты Росстата, ФНС, Федеральной таможенной службы РФ, архивы государственных коммерческих торгов, отраслевую статистику, федеральные, региональные и специализированные печатные СМИ.

Также мы узнали мнение отраслевых экспертов и провели качественное исследование — оно заключалось в глубинных интервью с ведущими игроками нефтегазовой, металлургической отраслей, представителями ритейла, финансов, телекома и авиаперевозок.

Данные рынка LMS

Емкость российского рынка LMS превышает его текущий объем более, чем в 3 раза. Она составляет 12,6 млрд рублей. Ключевым драйвером развития рынка изначально стала пандемия. Текущую ситуацию можно объяснить уходом зарубежных вендоров: мы находимся в точке повышенного спроса в условиях сниженного предложения. Также стоит отметить, что уход зарубежных поставщиков компенсировал стагнацию рынка — в 2022-м ее прогнозировали в связи с окончанием пандемии и массовым возвращением в офисы.

Рынок LMS растет, хотя темпы роста замедлились. С 2020-го объем рынка увеличился более, чем в два раза. Всплеск обусловлен во многом пандемией и всеобщим переходом на удаленный формат. После этого темпы роста год от года снижались: с 154% в 2021-м до 114% в 2023-м, но при этом позитивная динамика сохранялась.

Тренды рынка корпоративных LMS

Около 20% компаний сегодня находятся в поиске российских LMS на замену зарубежным. Уже сегодня рынок можно назвать локальным.

Наиболее активные пользователи LMS — компании с 5000+ сотрудниками. В 95% таких предприятий используются LMS-системы, по данным опроса компании «Эквио». Малый и средний бизнес пока существенно уступает: здесь проникновение достигает 20%. Это позволяет утверждать, что данный сегмент является перспективным наряду с крупным бизнесом.

Крупные компании используют продукты собственной разработки, это вызвано тем, что часть готовых решений, которые сейчас представлены на рынке, имеет ограниченную функциональность. Однако таких компаний немного — как правило, это гиганты, которые располагают собственными департаментами R&D.

Корпоративные обучающие системы более всего распространены среди компаний энергетического, промышленного, финансового сектора, а также в сегментах HoReCa, ритейле, образовании, телекоме, фарме, авиаперевозках.

Преимущественно это компании из Москвы и Московской области — на их долю приходится 87% кейсов использования LMS. Можно ожидать, что региональные компании присоединятся к тренду некоторое время спустя, что делает их перспективным новым рынком для разработчиков систем.

Наиболее часто компании обучают стажеров, линейный персонал, региональных сотрудников и продавцов. С помощью LMS проводят обучение по работе с внутренними ИТ-системами, изучают корпоративную политику и продукты компании. Также система закрывает потребности бизнеса в развитии и повышении квалификации сотрудников благодаря различным обучающим программам.

Подавляющее большинство компаний (90%) разрабатывают обучающий контент самостоятельно, при этом 30% из них иногда покупают готовые курсы. Низкая востребованность готового контента связана с его универсальностью — такие программы не учитывают специфику конкретного бизнеса, хотя провайдеры LMS-систем и предоставляют контент под отдельные отрасли.

Рынок компаний-разработчиков LMS насчитывает всего порядка 30 основных игроков. Это можно объяснить высоким порогом входа. LMS-системы — комплексный программный продукт, который требует от команд вендоров определенных компетенций и долгосрочного фокуса. Одновременно с этим на рынке высокая конкуренция: новичкам приходится соревноваться и с зарекомендовавшими себя готовыми решениями, и с популярными open-source продуктами, и с бесплатными сервисами.

Часть компаний пользуется бесплатными open-source решениями, наиболее популярным является MOODLE. Однако среди недостатков платформы часто называют сложности с аналитикой и кастомизацией UI под корпоративные стандарты.

LMS глазами бизнеса: драйверы к покупке, критерии выбора

Среди важных критериев выбора компании чаще всего отмечают открытый API, широкие возможности для структурирования контента и аналитики, поддержку разных языков, простой механизм регистрации пользователей и понятный UI, надежность и безопасность. Возможность проводить качественную аналитику также отмечают среди необходимых параметров.

Компаниям важно, чтобы система была интуитивно понятной с точки зрения интерфейса и внутренней логики — так как пользоваться ей будет широкая аудитория: методологи, контент-менеджеры, рядовые пользователи без подготовки. В то же время важным критерием является надежность и масштабируемость системы как программного продукта. Компании инвестируют во внутреннее образование большие ресурсы, и на долгий срок для этого нужно отказоустойчивое решение, которое можно доработать под новые задачи. Пользователи LMS высоко оценивают и важность интеграции с другими корпоративными системами.

Драйверами, которые чаще подталкивают компанию к покупке LMS, респонденты называют функциональное соответствие требованиям, стоимость решения и его сопровождения.

Менее важными критериями представители компаний считают игровые механики, наличие офлайн-доступа, возможность для пользователей взаимодействовать друг с другом и наличие готовой базы курсов внутри системы.

Перспективы рынка LMS в России

Делая прогноз, мы опирались на несколько показателей:

  • Прогнозы международных аналитических агентств.
  • Прогноз о росте российского IT-рынка.
  • Данные Минэкономразвития с прогнозами роста ВВП до 2027 года.
  • Экспертные мнения игроков рынка.

Ожидаемая динамика рынка — положительная, без резких изменений. К 2027 году можно ждать планомерного увеличения объема до 6,72 млрд рублей.

Тренды рынка корпоративных LMS

Какие выводы можно сделать на основании исследования:

✓ У рынка LMS в России есть все перспективы для роста: об этом говорит и емкость рынка, и положительная динамика развития. Существенная доля бизнесов занята поиском отечественных решений, при этом спрос троекратно превышает существующее предложение.

✓ Рынок нуждается в инновационных комплексных решениях с широкой функциональностью. Так как кастомизация LMS является одной из самых «больных» тем для компаний, чем более гибким будет такое решение и чем больше функций будет заложено в нем «из коробки», тем выше будет его потенциал.

✓ В результате проведенного опроса респондентов можно сделать вывод, что рынку необходимы 3 типа LMS-систем:

  • Открытые системы, которые можно адаптировать под специфику компании.
  • LMS, основной целью которых является только обучение персонала.
  • LMS, которые не только закрывают потребности компании в обучении сотрудников, но и являются инструментом повышения эффективности ее деятельности.

✓ Бесплатные решения с открытым исходным кодом все еще остаются актуальными — это вызвано тем, что разработка самописных систем является сложной и дорогостоящей. Однако растет спрос на автономность: чем реже приходится привлекать разработчиков при пользовании LMS, тем удобнее для компании.

✓ Продолжится рост спроса на LMS-системы, которые способны связать процесс обучения с бизнес-результатами, улучшить финансовые показатели компании за счёт развития персонала, их мотивации и эффективного взаимодействия.

11
2 комментария

А как заказчики оценивают эффективность вложения средств в LMS?

Евгений, добрый день! По нашей оценке, в зависимости от процессов в компании можно говорить о сокращении расходов на корпоративное обучение до 50%.

[]