{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

7 ошибок в визуализации дашборда, которые убьют его эффективность

BI-дашборды представляют собой единую точку доступа к ключевым показателям эффективности, тенденциям развития и аналитическим данным бизнеса.

Не буду рассказывать о важности и особенностях внедрения BI-систем в бизнес-процессы. Уже писал об этом, почитать материал можно здесь.

Эта статья написана по материалам прямого эфира «”Прожарка” конкурсных дашбордов от экспертов жюри».

«Прожаривали» BI-дашборды:

Роман Бунин, эксперт по визуализации данных, автор телеграм-канала @revealthedata;
Мария Гришина, эксперт по визуализации данных, ведущий аналитик в РЖД и автор телеграм-канала @Design_PowerBi;
Алёна Наливайко, руководитель направления развития экспертизы внедрения AW BI, автор в телеграм-канале @awbi_ru.

В качестве примеров рассматриваются реальные работы, представленные на Конкурсе Дашбордов Analytic Workspace.

Перейдём к разбору ошибок в визуальной проектировке дашбордов, которые способны снизить пользу от внедрения BI-системы.

Ошибка 1. Визуальный шум

Визуальный шум на BI-дашбордах — это одна из основных проблем, с которой сталкиваются пользователи при анализе данных.

Причины возникновения визуального шума:

  • неправильно выбранные диаграммы;
  • избыточность информации;
  • недостаточная структурированность дашборда.

Все перечисленные причины визуального шума создают путаницу и затрудняют восприятие информации.

Если вы заметили, что кто-то из ваших знакомых так поступает с дашбордами, попросите их перестать размещать графики и таблицы в хаотичном порядке, без чёткой организации.

Рекомендации по созданию логично организованного дашборда:

  • группируйте связанные друг с другом показатели, в противном случае при анализе данных пользователю придётся «бегать» по дашборду от одного показателя к другому, чтобы их сопоставить;

  • давайте название каждому графику на дашборде, тогда у пользователя не будет возникать вопроса: «О чём говорят эти цифры и как с ними дальше работать?»;

  • используйте заголовки (хедеры) и располагайте данные на вкладках, так как лонгрид заставляет постоянно возвращаться наверх для выставления новых фильтров, которые обычно располагаются в верхней части дашборда.

Отдельно напомню про принцип z-чтения, который важно учитывать при создании BI-дашборда. Мы читаем слева направо, поэтому при изучении материала каждый из нас буквально выписывает букву Z на странице, так устроен человеческий мозг. Располагайте показатели по принципу Z — это сократит путь пользователя.

Хорошо структурированный и понятно организованный дашборд позволит принимать наиболее эффективные управленческие решения на основе аналитических данных.

Ошибка 2. Отсутствие контекста

Ещё одна распространённая ошибка при создании BI-дашборда — отсутствие контекста.

Отсутствие контекста подразумевает под собой:

  • недостаточную детализацию данных;
  • указание данных без учёта взаимосвязей между ними;
  • игнорирование информации о динамике изменения показателей со временем.

Данная ошибка лишает пользователей возможности выявить бизнес-инсайты, на основе которых можно действовать. Таким образом, данные оказываются бесполезными из-за отсутствия контекста, который помог бы их понять.

Разберём этот вопрос на конкретных примерах.

Пример 1.

Представим, что у нас есть дашборд, основной целью которого является отслеживание продаж в разных регионах. Если мы не предоставим контекст (исторические данные, маркетинговые кампании или факторы, влияющие на продажи) , пользователи будут иметь лишь общую картину и не смогут понять причины изменений в продажах.

Пример 2.

Этот пример связан с анализом ключевых показателей эффективности (KPI) сотрудников. Если на дашборде отображается только процент выполнения KPI без какой-либо сравнительной информации, пользователи не смогут оценить, насколько успешными являются результаты. Однако добавив контекст (предыдущие периоды, сравнение с целями и бенчмарками) мы можем полностью изменить восприятие информации, пользователям станет легче оценивать результаты и принимать меры для их улучшения.

Рекомендации по улучшению дашборда с помощью контекста:

  • убедитесь, отвечает ли ваш дашборд на следующие вопросы:
  1. Почему существует этот дашборд?
  2. Для кого он создан?
  3. Когда он был построен и в какой момент он перестанет быть актуальным?
  4. Какие функции он реализует?
  • выделите ключевой показатель и дайте для него контекст, чтобы было понятно, как в целом соотносится вся информация;
  • добавьте описание контекста в подзаголовок дашборда;
  • используйте контекст в тултипах (всплывающих подсказках);
  • учитывайте архетипы пользователей, я выделю для себя 3 типа пользователей:
  1. Собственник бизнеса/руководитель: хочет видеть общую, сухую информацию, его интересуют цифры/показатели прироста.

  2. Управленец/менеджер: расследует, чем вдруг может быть недоволен первый тип, его интересует всё, что отражено в дашборде.

  3. Аналитик/финансист: ему нужны таблицы/сведённые показатели в одном месте.

Как же всем угодить? Всем никак, просто поместите главные показатели развития бизнеса в верхнюю часть дашборда, сделайте удобное переключение с графика на таблицу и тогда довольных будет точно больше.

Запомнить: каждый раздел BI-дашборда должен говорить сам за себя и представлять историю, которую легко понять.

Ошибка 3. Неудачное сочетание данных и визуализации

Одна из ключевых задач при разработке BI-дашборда — грамотно сочетать данные с визуализацией. Эта же задача для многих становится одной из главных проблем.

Наиболее распространённая причина ошибки простая, звучит она так: «Я художник — я так вижу».

Заметил, что многие неравнодушно относятся к круговым диаграммам и часто используют их для отображения данных, которые «бублик» не в силах качественно отобразить, так как он для этого не предназначен.

Пример 3.

Представим, что нам нужна диаграмма, показывающая доходы разных продуктов за последний месяц. И мы решаем выбрать для этого круговую диаграмму. В результате наше решение приводит к тому, что каждая категория будет представлена сектором, из-за чего будет сложно определить точное значение для каждой категории. В данном случае, более подходящий вариант — бар-чарт, где каждая категория отображается отдельным столбиком.

А что касается круговой диаграммы, она эффективна, когда необходимо показать доли чего-либо от общей суммы. Однако ее использование для сравнения точных значений, особенно в случае большого количества категорий, бесполезно.

Информация для любителей тримапов. Не стоит использовать тримап для более чем 4 категорий. Этот тип диаграммы уместен в случае, когда есть несколько уровней и, соответственно, потребность разбить категории на подкатегории.

Если же вы анализируете данные, которые несопоставимы между собой, выбирайте комбинированную диаграмму.

Не стоит усложнять. Нет ничего лучше матрицы и бар-чарта. И да, чем проще график, тем быстрее в мозг залетает информация, что и нужно для аналитики.

Мария Гришина, эксперт по визуализации данных, ведущий аналитик в РЖД

Важное уточнение: давайте «дышать» графикам. Не стоит урезать высоту или ширину диаграммы (зависит от расположения показателей: горизонтально или вертикально). Допустим, с помощью бар-чарта мы показали разницу между выручкой и прибылью разных категорий товаров, а потом вдруг решили пожертвовать высотой бар-чарта в пользу другого графика. В итоге из-за того, что наш бар-чарт стал слишком низким, он перестал корректно транслировать скачки и падения, а значит, пользователю сложнее отследить, насколько сильно столбцы проседают относительно друг друга.

Правильный выбор диаграммы в BI-дашборде играет важнейшую роль в передаче информации. Необходимо учитывать типы данных, которые нужно отобразить, количество категорий и требования к наглядности.

Ошибка 4. Большое количество цветов/использование корпоративных цветов

Плохо подобранные цвета в BI-дашборде усложняют восприятие информации, поэтому выбор цветовой палитры — это важно.

Когда на дашборде присутствует множество ярких цветов, разных шрифтов и линий, пользователю сложно сфокусироваться на ключевых показателях и эффективно выполнять анализ информации.

Осторожно, это триггерит почти каждого BI-аналитика: использование корпоративных цветов в палитре дашборда. Для кого-то эта идея может показаться привлекательной с точки зрения брендинга, однако на практике корпоративные цвета чаще всего не обеспечивают достаточного контраста между фоном, текстом или различными элементами дашборда.

Рекомендации по выбору цветовой палитры для BI-дашборда:

  • определите основные цвета, а затем воспользуйтесь инструментом, который создаёт палитру дополнительных цветов вокруг основных;

    Ссылка на один из генераторов цветовых палитр: https://color.adobe.com/ru/

  • не используйте 50 оттенков одного цвета, легче всего воспринимается не более 4 оттенков одного и того же цвета;
  • для самого важного показателя выберите наиболее тёмный цвет из палитры, он будет акцентным;
  • отдавайте предпочтение светлому фону, чем светлее фон, тем меньше внимания он забирает, тёмный фон рушит читабельность и воздушность;
  • вместо использования корпоративных цветов выберите палитру с учётом контрастности, удобочитаемости и эффективности передачи информации;
  • запомните: цветовые контрасты не должны пересекаться.

Цвет — это мощный канал передачи информации, который используется для поддержки общей когнитивной системы человека. Правильное сочетание и расположение цветов вызывают у пользователей положительные эмоции и поведение.

Ошибка 5. Ненужное разнообразие

«Хочу самый красивый, яркий, непохожий на другие, уникальный BI-дашборд» — фраза, за которой следует 5 ошибка.

«Красивые» дашборды и творческая задумка всегда проигрывают бизнес-смыслам.

Роман Бунин, эксперт по визуализации данных

Ненужное разнообразие — это: скругления, плавные линии, бар-чарты не от нуля, большое количество шрифтов, плашек и теней. Отдельно выделю то, без чего не обходится ни одна «прожарка», уже родной, но по-прежнему нелюбимый градиент.

Расскажу подробнее, почему же всё это разнообразие так не любят аналитики.

Использование скруглений в бар-чартах и начало оси с большого значения может создавать неправильные представления о данных. Бар-чарты предназначены для наглядного сравнения, поэтому скругления могут привести к искажению высоты столбцов и визуальной недостоверности представленных данных.

Градиент создаёт дополнительные оттенки цвета, которые затрудняют распознавание разницы в значениях данных и усложняют их интерпретацию. Градиент уместен максимум в тепловых картах. Может быть, ещё под линией, но это не точно.

Решение: откажитесь от всех тех визуальных элементов, которые не несут никакой практической ценности, рассеивают внимание и отвлекают от важных показателей.

В BI-дашбордах работает одна простая истина: ценность в данных, а не в ярком и красивом дизайне.

Ошибка 6. Дублирование информации

При создании BI-дашборда нельзя руководствоваться принципом: пусть лучше будет, чем не будет.

Повышайте data-ink ratio, как велел легендарный Эдвард Тафти, американский статистик, профессор-эмерит статистики, политологии и компьютерных наук Йельского университета, он считается одним из основоположников информационного дизайна.

Data-ink ratio — это соотношение ценности данных и количества пикселей для их визуализации (чернил, если говорить о печатных форматах).

Суть этого принципа: оптимизировать компоненты, убрав избыточные детали, лишние украшения и другие элементы, которые не несут ценной информации.

Вместо дублирования информации рекомендую использовать фильтры и параметры, чтобы пользователи могли детальнее изучать данные в нужных разрезах.

Такой подход способствует созданию более понятного и функционального пользовательского интерфейса, который легче воспринимается пользователями и повышает общую эффективность дизайна.

Ошибка 7. Дашборд не отвечает на заданный вопрос

В моей практике встречались BI-дашборды, в названии которых задавался конкретный вопрос, однако в некоторых из них при анализе данных невозможно было найти ответ на этот самый вопрос — это очень критично. В таких условиях существования дашборд практически полностью теряет свою ценность.

Если вы задаёте вопрос, то пользователь сразу должен видеть ответ, при первом же взгляде на дашборд. В противном случае пользователи вряд ли станут искать ответ «бегая» по всем вкладкам. Выводите данные, отвечающие на вопрос в верхнюю часть BI-дашборда.

Перед тем как выпустить BI-дашборд «в свет» пройдите путь пользователя. Это поможет определить функциональные требования и создать лучший пользовательский опыт.

Резюмирую!

Это ещё не всё до чего можно «добадаться», однако это основные моменты, с которых стоит начинать свой путь к: «ВАУ! ВОТ ЭТО ДАШБОРД!».

Вёрстка дашбордов — процесс относительно (ключевое слово — относительно) простой, если понятна бизнес-задача и важность элементов относительно друг друга.

Всё, что нужно — это определить правильные данные и затем выбрать диаграммы, полностью проясняющие эти величины и их значения.

0
4 комментария
Илья Заморин
В моей практике встречались BI-дашборды, в названии которых задавался конкретный вопрос, однако в некоторых из них при анализе данных невозможно было найти ответ на этот самый вопрос — это очень критично.-иногда ответ это отсутствие ответа 🤣🤣🤣
Ответить
Развернуть ветку
Павел Блахин

кто вообще придумал эти проклятые дашборды

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Воробьёв
Автор

Вот что мне сказал Google, верим?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Блахин

так это же понятие, а не сами дашборды

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда