Просить помощи не стыдно - как спасти IT инфраструктуру

У вас уже есть свои системы или приложения, но в них постоянно что-то ломается или работает не так, как надо. Это может быть настоящей головной болью, которая к тому же требует постоянного вливания денег для поддержания нормальной работы.
Как найти места пробоев и работать на опережение поломок? Разберемся в этой статье.

Просить помощи не стыдно - как спасти IT инфраструктуру

Всем привет! Меня зовут Антон Репьев, я – основатель IT-компании A2SEVEN. Более 15 лет мы усиливаем команды, разрабатываем веб- и мобильные приложения на заказ по всему миру. Мы не понаслышке знаем, как важно серьезно подходить к разработке ПО с первых шагов. Но в реальности это получается далеко не всегда!

Зачастую, на старте работы компании, техническим аспектам не уделяется должного внимания. Где-то хромает организационная структура, где-то не хватает времени и ресурсов на раскачку. Такие проблемы вынуждают прибегать к помощи. Что чаще всего мы делаем в такой ситуации? Берем готовое решение и строим все процессы под него или находим друга/знакомого, который при минимальных бюджетах может помочь с их реализацией (сейчас мы говорим про малый и средний бизнес, а не крупные корпорации).

Да, проекты все равно запускаются, но со временем появляется ряд проблем, которые мешают развитию.

Что получается в итоге? Постоянно вылезающие недоработки системы тормозят работу. Это могут быть проблемы с авторизацией пользователей, долгой обработкой запросов или нестабильной работой всей системы.

И в чем они не правы?
И в чем они не правы?

Например, перестали корректно оформляться заявки на заказы из-за высокой нагрузки на систему или что еще хуже сайт совсем перестал работать. Что в конечном счете мы получаем: через рекламу нагнали аудиторию, пользователи получили негативный опыт, обозлились, оставили гневные отзывы, а мы остались в минусе от запущенной рекламы и потерянных конверсий. Очень часто такая проблема вылазит, когда запускаются клиентские дни, акции или распродажи. Системы просто не выдерживают наплыва покупателей и падают.

Думаю, что не надо объяснять сколько в такой ситуации теряет бизнес.

А теперь как в той самой передаче, зададимся вопросом: что было дальше? А дальше в экстренном формате мы начинаем искать айтишников или трясти своих, которые к моменту запуска и так уже изрядно подустали. В итоге кое-как проблема решается, но не искореняется. И это самое важное! Потому что вы расходуете денежные и трудовые ресурсы каждый раз, когда что-то идет не так. И вроде по чуть-чуть, но в итоге годовой накопительный эффект дает внушительные результаты в виде расходов.

Что же делать?

Обычно в таких ситуациях может помочь IT аудит. По сути это “чекап” вашей IT части бизнеса. С помощью него можно выявить все проблемы и слабые места, из-за которых система работает нестабильно. После такой проверки можно будет разобраться, что и как нужно улучшить, чтобы все работало как часы.

В идеале, конечно, устранять поломки нужно еще до их появления.

Все достаточно просто, расследований проводить не нужно
Все достаточно просто, расследований проводить не нужно

1. Рост компании

Если ваш бизнес стремится к расширению и увеличению количества пользователей, то к этому нужно готовиться заранее, в том числе и с технической стороны.

Система должна быть защищена от взломов, готова обрабатывать большое количество запросов и при этом работать быстро и бесперебойно. Важно знать возможные узкие места для правильной подготовки к масштабированию.

2. Наличие уязвимостей

В уязвимость быстро превращается отсутствие или слабая защита информационной системы. Если приводить метафору, уязвимость можно сравнить с брешью в стене, через которую можно незаметно проникнуть внутрь крепости, вынести что угодно и выйти до того, как пропажу заметят.

Чтобы обеспечить безопасность данных ваших пользователей и не допустить стороннего вмешательства в процессы необходимо периодически проверять систему и выявлять все потенциальные риски для вашего бизнеса.

3. Недостаточная производительность систем

Некорректная работа IT-систем создает целый ряд проблем для компании — от упущенных доходов и клиентов, до снижения работоспособности у сотрудников и ущерба имиджу бренда.

Долгая обработка заявок, длинный пользовательский путь, некорректная работа отдельных функций — все эти “пожары” можно тушить точечно при их появлении, а можно локализовывать причины этих проблем и устранять их надолго.

4. Планы по внедрению новых технологий

Одну программу можно написать тысячей разных способов и она будет работать. Но как с ней будут работать специалисты — это уже совсем другая история. Сейчас постоянно появляются новые решения и форматы, которые упрощают код, делают его компактнее и понятнее.

Если у вас есть планы по внедрению новых технологий или рефакторинге проекта, то IT аудит поможет оценить готовность текущей инфраструктуры к изменениям и разработать план обновления.

Если вам знакома хотя бы одна из ситуаций выше, то вам пора начинать думать в сторону комплексного анализа всей системы. Да, это звучит как что-то сложное, долгое и муторное. Так и есть. Но только в том случае, если этим вы занимаетесь самостоятельно.

Но при всем этом услуга “технического аудита” не является сверх популярной.

Разбираем возражения ниже
Разбираем возражения ниже

1. Нет понимания, что это уже нужно сделать

Можно считать, что текущая система работает «хоть как-нибудь» и не влияет на прибыль напрямую. Но улучшение IT инфраструктуры может повысить эффективность бизнес-процессов, уровень безопасности данных и уменьшить риски.

Если у вас есть сомнения, будет ли проект также хорошо работать при кратном увеличении пользователей, то лишней перестраховка не будет. Не стоит ждать катастрофы, чтобы начать действовать — профилактический IT аудит поможет избежать серьезных проблем в будущем.

2. Нет доверия, что люди со стороны решат внутренние проблемы

Есть сисадмины, которые могут быстро решать проблемы, так зачем платить больше? “Наши ребята знают систему вдоль и поперек, они там подкрутят, тут подшаманят и все обратно заработает”, — дешево и сердито.

Однако сторонняя компания, проводящая IT аудит, будет нести ответственность за объективное и профессиональное оценивание текущей ситуации. Результаты аудита будут основаны на фактах и опыте, что поможет вашей компании принимать обоснованные решения. Да, “люди со стороны” не будут знать ваш проект как свои 5 пальцев, но зато они знают как должны работать высоконагруженные системы и как сделать поддержание таких систем проще для специалистов.

3. Нет желания тратиться на подрядчиков, а потом самим все исправлять

Понимаем, что иногда может показаться, что лучше подкопить и начать все с нуля, чем тратиться на аудит и исправление текущей системы. Но IT аудит поможет выявить конкретные проблемы и предложить оптимальные готовые решения без лишних затрат.

Такой вариант выйдет в разы дешевле и быстрее чем разработка нового проекта с 0. Вы сэкономите время и деньги в долгосрочной перспективе не теряя в эффективности работы.

Это не только бумажки с советами)
Это не только бумажки с советами)

Кстати, подробно про этот процесс и все технические детали мы писали в этой статье.

В зависимости от целей, не все этапы аудита могут включаться в работу. Если обращаться к статье, которую мы упоминали выше, то основые этапы это:

  • Анализ ТЗ и системы;
  • Код-ревью;
  • Аудит архитектуры приложения и баз данных;
  • Аудит безопасности системы;
  • Аудит окружения, разрешений и доступов;
  • Сбор метрик приложения;
  • Нагрузочное тестирование;
  • UX/UI исследование;
  • Составление отчета и предоставление рекомендаций.

По каждому из пунктов проводится разбор с подробной оценкой того, что было хорошо, а что нужно улучшить и как именно это лучше сделать. Все этапы аудита могут занять от недели до месяца – все зависит от размера проекта и целей такой аналитики.

После окончания всех работ проводится встреча-разбор с техническим отделом, на которой демонстрируются результаты работы. Это четкий перечень уязвимостей, рисков и недостатков системы и рекомендаций по их устранению. Эти рекомендации могут включать изменения в структуре процесса, улучшение коммуникации между участниками, улучшение качества документации и т. д.

Заканчивается ли на этом работа? Конечно, нет. Далее проводится мониторинг результатов внедренных изменений и оценка их эффективности, поддержка команды заказчика после аудита для оперативного решения вопросов.

Если коротко, то по результатам проведенных работ, вы не останетесь с полным непониманием в глазах и клочком бумаги в руках. У вас будет четкое видение стратегии и дальнейших действий. В случае необходимости возможно постоянное дальнейшее сопровождение процесса разработки проектов, проведения кодревью после внесенных изменений и предоставление дополнительных консультаций по мере необходимости.

Подведем итоги:

Аудит — это “чекап” состояния вашей информационной системы. В идеале его необходимо проводить на профилактической основе примерно раз в год. Это сравнимо с болезнью. Можно пойти к врачу при первых симптомах и избежать негативных последствий. А можно заниматься самолечением и дождаться острой формы, когда исправить ситуацию лояльно уже не получится. Тут уже выбор только за вами.

Но помните, что IT аудит — это инвестиция в будущее вашего бизнеса, которая поможет оптимизировать работу компании и повысить ее конкурентоспособность на рынке. Обратившись к профессионалам, вы получите не только детальный анализ текущего состояния, но и стратегию развития, которая поможет вашей компании стать еще успешнее и конкурентоспособнее. Не откладывайте на потом, сделайте шаг к улучшению уже сегодня!

22
Начать дискуссию