{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Онлайн-сервисы вне карантина: выгоды бесплатных акций

Смогут ли онлайн-сервисы заработать на росте числа пользователей и какие факторы обеспечат коммерческий успех.

«Все бесплатно» — с введением в большинстве стран самоизоляции и карантина онлайн-сервисы запустили специальные акции и предложили огромные скидки. Безусловно, в этом есть социальная нагрузка, но и коммерческий эффект ожидаем.

На онлайн-рынке развернулась война за внимание людей. И о росте числа подписчиков онлайн-сервисы с уверенностью могут говорить уже сейчас, а вот финансовый эффект популярности пока просчитать сложно.

Смогут ли онлайн-сервисы удержать новых подписчиков и заработать на росте числа пользователей в долгосрочной перспективе? Какие факторы обеспечат коммерческий успех? И какие риски следует учитывать уже сегодня?

Опера идет в интернет, а кино становится бесплатным

Сфера развлечений — одна из тех отраслей, по которым эпидемия бьет особенно сильно. В одних лишь США она потеряет $12 млрд в том случае, если связанные с коронавирусом ограничительные меры будут действовать до июля.

Многие театры и музеи предлагают сейчас виртуальные экскурсии по своим залам и онлайн-просмотр постановок, но это скорее попытка найти хоть какой-то вариант функционирования в условиях карантина.

Однако есть компании, которые, скорее всего, получат коммерческую выгоду от того, что люди сидят дома, — это различные развлекательные онлайн-платформы, например, стриминговые музыкальные и видеосервисы, магазины электронных книг и так далее.

Стриминговые сервисы и без эпидемии переживали подъем, причем в эту сферу приходило все больше крупных игроков — в прошлом году собственные стриминговые видеоплатформы запустили Disney и Apple.

Теперь же их рост ускорился, тем более что многие из них предложили скидки и увеличенные бесплатные периоды, — по данным аналитической фирмы Sensor Tower, количество загрузок приложения Netflix в Италии в последнее время выросло на 66%, в Испании на 35% и даже в США, где Netflix и без того популярен, оно увеличилось на 9%. Загрузки другого популярного стримингового сервиса, Amazon Prime, выросли в Италии на 101% за неделю.

Растет и число подписчиков Disney+, тем более что 24 марта сервис был запущен во многих европейских странах. Как отмечают аналитики британской исследовательской компании Futuresource Consulting, «нынешние указания оставаться дома из-за коронавируса вместе с дополнительными договоренностями в отношении распространения, скорее всего, приведет к тому, что число подписчиков достигнет более высоких уровней, чем предполагалось ранее» и уже в нынешнем году только в Европе превысит отметку в 10 млн.

В общей сложности просмотр стримингового и телевизионного контента в США во время эпидемии может вырасти на 60% — к таким выводам пришла исследовательская компания Nielsen.

Показательны китайские данные — компания AppAnnie отметила, что количество загрузок приложений в App Store в стране выросло в первые две недели февраля на 40%. Больше всего загружали различные мобильные игры, но также выросло число загрузок развлекательных и образовательных приложений, видеосервисов и так далее.

Многие российские развлекательные сервисы также предложили клиентам скидки, более долгий пробный период и другие привлекательные бонусы — и это вместе с карантином привело к росту числа просмотров.

Аудитория сервиса «Кинопоиск HD» выросла за последние дни на 50%, посещаемость Okko и Amediateka — на 30%, число просмотров контента сервиса more.tv растет на 20–30% ежедневно, а Megogo отметил увеличение продолжительности пользования сервисом на 27%.

Рост переживают не только видеоплатформы — число новых пользователей, приходящих в книжный онлайн-сервис Bookmate, сейчас в 3,5–4 раза больше, а MyBook зафиксировал рост количества активных пользователей на 15%. В сервисе подписки на аудикниги Storytel также сообщили о значительном росте числа новых подписчиков, связав это с продлением бесплатного пробного периода с двух недель до месяца.

Коронавирус оказывает определенное влияние на рост спроса на электронные и аудиокниги. Во-первых, многие пользователи находятся на карантине и работе/обучении на дому. Во-вторых, последние стимулирующие активности группы компаний «ЛитРес» — скидки до 50% в «ЛитРес» на все книги «Эксмо-АСТ» и бесплатный доступ к стандартной подписке MyBook — также дают прибавку в трафике и в конверсии.

Мы стараемся вводить различные акции и предложения для тех, кто вынужден оставаться на карантине, работать и учиться удаленно — это делает наш бизнес более социально ориентированным.

Особенно это касается нашего проекта «ЛитРес: Библиотека»… На время пандемии мы ожидаем и готовы к повышенному интересу к нашим сервисам, так как книги — это один из основных вариантов не только развлечения, но и обучения, получения полезной информации наравне с сервисами онлайн-образования и фильмами.

Сергей Анурьев, генеральный директор группы компаний «ЛитРес»

Карантинно-образовательное развитие

Образовательные онлайн-сервисы тоже переживают рост. Если раньше обучение в интернете было добровольным выбором, то теперь на такой образовательный формат временно переходят школы и университеты в разных странах.

По данным ЮНЕСКО, карантин и другие подобные меры в той или иной степени затронули более 82% учащихся в мире — 1,4 млрд человек (данные на 24 марта). Как и в случае с развлекательным контентом, большинство образовательных платформ предложили пользователям различные скидки и бесплатные варианты, что также способствовало приросту клиентов.

Особенно показателен в этом случае Китай, где эпидемия началась раньше. В некоторых случаях рост там уже отразился на акциях образовательных платформ — так, акции одного из крупнейших образовательных онлайн-сервисов в Китае New Oriental Education выросли с начала года до конца февраля на 17%, другого образовательного сервиса TAL Education — на 20%. Совокупная стоимость компаний-лидеров рынка онлайн-образования в Китае выросла на $3,2 млрд.

Это сработало как естественная маркетинговая кампания для этих компаний. Родители, которые раньше мало знали об онлайн-образовании, теперь могут увидеть, как это работает и как занятия транслируются онлайн.

Цзяо Вэй, аналитик китайской исследовательской фирмы 86 Research

Выросли показатели образовательных сервисов и в России. На прошлой неделе на сервисе «Учи.ру» зарегистрировалось почти в десять раз больше новых учителей и в девять раз больше учеников по сравнению с предшествующей неделей.

В этих условиях сервис планирует инвестировать в разработку продуктов дистанционного обучения и в службы поддержки 500 млн рублей.

Онлайн-школа «Фоксфорд» зафиксировала 1 млн новых пользователей, причем, как отметила директор по маркетингу «Фоксфорд» Диана Змиенко, «в онлайн приходят те, кто раньше выбирал только офлайн-формат обучения, здесь мы видим рост на уровне 35–50%». За прошлую неделю количество учеников выросло на 33%, а пик регистраций пришелся на 18 марта.

Пандемия и карантин научат пользоваться новыми технологиями всех тех, кто по какой-то причине их побаивался или откладывал знакомство. Коронавирус уйдет, а привычка учиться в онлайне и комбинировать онлайн и офлайн-форматы останется.

Пользователи просто так уже не расстанутся с удобным, доступным и эффективным технологичным образовательным инструментом. До эпидемии и карантина многие в момент выбора офлайн-формы обучения даже не думали о том, что есть альтернатива.

Теперь же о ней не только узнали, но и попробовали в деле, почувствовали все преимущества онлайн-решения и вряд ли будут готовы с ним расстаться. Когда мы начинаем пользоваться новыми технологиями, то привыкаем к ним и начинаем считать совершенно естественными крайне быстро.

Так что уверены, что мир после коронавируса уже не будет прежним: ученики станут уверенно комбинировать онлайн- и офлайн-обучение, тем более что во всем мире комплексный подход считается максимально эффективным, а педагоги научатся адаптировать курсы, подстраивать учебные материалы для онлайн-форматов и в целом менять подход к методологии обучения.

Евгений Барулин,

генеральный директор ИТ-холдинга TalentTech («Фоксфорд» и «Нетология»)

Растет и аудитория сервисов обучения языкам. По словам генерального директора онлайн-ресурса для изучения английского языка Puzzle English Ивана Штанько, с начала марта наблюдается аномальное увеличение спроса на тренажеры платформы: ежедневное количество регистраций на платформе и в приложениях увеличилось в среднем на 30%.

Для молодых людей уже естественно получать всю информацию из сети, и они готовы к онлайн-обучению. Так что карантин только подстегнул процесс перехода к онлайн-образованию. Онлайн-сервисам важно использовать ситуацию и предложить пользователям качественный продукт.

До 1 мая 2020 года мы открыли для подписчиков полный бесплатный доступ к двум начальным курсам «Метода Тичера» — «Детскому курсу» (88 уроков для детей от 5 до 12 лет) и курсу Beginner (198 уроков для начинающих изучать английский).

Современные технологии позволяют сделать обучение увлекательным удовольствием. Именно от качества продукта будет зависеть, останутся ли после карантина пользователи с онлайн-сервисом.

Иван Штанько,

генеральный директор Puzzle English

Демонстрируют рост и образовательные сервисы, не связанные со школьным образованием и нацеленные в том числе на взрослую аудиторию. Едва ли не самый сильный рост трафика на прошлой неделе показал сервис онлайн-обучения Coursera — в разные дни рост составлял от 2,6 до 4 раз в сравнении с показателями начала марта.

Центр онлайн-образования «Нетология» зафиксировал на прошлой неделе рост числа заявок на свои курсы с 600 до 1800, а количество регистраций за первые три недели марта выросло на 340%.

О росте говорят и в iDialogue — платформе для коллаборативного обучения и кросс-культурного общения: органический ежемесячный прирост пользователей за прошедшие два месяца увеличился на 50% (с 30% до 45%).

Школы и вузы закрыты в Китае, Италии, Бразилии, Индии, США, Колумбии, Франции и Аргентине. Взрослые озабочены вопросом, чем занять детей, как сделать так, чтобы они провели это время с пользой.

iDialogue дает подросткам возможность совершенствовать английский в живом общении с ровесниками из 90+ стран мира, делать совместные проекты, продолжать развиваться, даже находясь в вынужденной изоляции.

С 23 марта в разделе «Комьюнити» открыта отдельная ветка обсуждения короновируса и карантина. Обсуждая со сверстниками из разных стран этот вопрос, дети, во-первых, легче будут воспринимать собственную вынужденную изоляцию, а во-вторых, узнают о том, как люди из разных культур воспринимают эту непростую ситуацию, как ведут себя в ней, получат опыт сопереживания и, в-третьих, попрактикуют английский.

Наталья Бут, соосновательница iDialogue

Растет также интерес к курсам и программам, которые учат собственно тому, как эффективнее организовывать онлайн-обучение, а также предлагают обучение онлайн-профессиям. Так, выручка университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket за март выросла вдвое в сравнении с предшествующим периодом. На 10% выросло и число активных пользователей в системе управления обучением для вузов сервиса Skillbox.

Пандемия коронавируса стала одной из причин стремительного роста спроса на онлайн-обучение. И я думаю, что спрос на онлайн-обучение будет только увеличиваться. Если в среднем российский рынок онлайн-образования растет на +20% в год, в ближайшее время можно рассчитывать на значительно большие темпы.

По сути, сейчас мы наблюдаем, как рынок онлайн-образования отвоевывает поле у офлайн-сегмента. Процесс этот закономерный, ситуация в мире просто ускорила его. Что касается запросов аудитории, то в последнее время на курсы приходят с целью «получить новую профессию», а также «перейти из офлайна в онлайн».

В ближайшее время мы запускаем два новых продукта, нацеленных на эту аудиторию: курс о том, как организовывать, проводить и монетизировать онлайн-конференции и курс о том, как перестроить офлайн-курсы в онлайн-формат.

Эти курсы — ответ на десятки запросов, которые мы получили в последние две недели. Кроме того, мы все активнее работаем с аудиторией с несформированным спросом: теми, кто интересуется возможностями работы в онлайне, но пока не определился с конкретным направлением.

Анна Чащина, директор по маркетингу университета профессий сферы онлайн-образования EdMarket

Корректирующие факторы

Однако вопрос о том, в какой мере такой рост приведет к увеличению выручки сервисов, особенно долгосрочной, пока остается открытым. Для того, чтобы сформировать новые предпочтения, необходимо время, так что не факт, что люди не вернуться после вынужденной изоляции к старым привычкам.

Сегодняшняя ситуация — это закономерное явление перетекания аудитории из одних каналов потребления в другие в сложных условиях временных ограничений на массовые развлекательные мероприятия. Безусловно, сервисы сейчас заглушают контентный голод, но думаю, когда действующие экстренные меры будут отменены, распределение аудиторий снова придёт в баланс.

Нужно понять, одну простую вещь: то, что происходит сегодня на рынке, — это не пир во время чумы. Люди вынуждены находиться дома, их единственным развлечением становится онлайн-среда. Мы, понимая это, даем людям возможность получить максимальный доступ к контенту, причем на качественном уровне.

Виктор Чеканов,

генеральный директор «Megogo Россия»

Негативным фактором в этом отношении может оказаться и снижение доходов населения в условиях кризиса. По словам Квинси Ньюэлла, основателя компании TwentyOne14 Media, занимающейся созданием и дистрибуцией цифрового медиаконтента, хотя и ожидается, что мы увидим резкий рост потребления контента в этот период, важно учитывать и то, что семьи вынуждены внимательно присмотреться к тому, как ограничить или сократить расходы.

Квинси Ньюэлл уверен в том, что одним из путей для домохозяйств, пытающихся сократить расходы, может стать отказ от части подписок.

Наши ориентиры развития изменил скорее не коронавирус, а экономический спад (коронавирус — одна из причин). Через пару месяцев люди будут тратить меньше на всё, и мы к этому стараемся готовиться.

Если говорить про онлайн-образование, то мы скорее можем выиграть от коронавируса. В этом плане нам, можно сказать, повезло. Люди сидят дома и им удобно учиться. А вот экономический кризис, который будет следствием коронавируса, нефти, рубля и так далее, в целом ударит по рынку очень скоро.

Евгений Буянов, генеральный директор 4BRAIN

Правда, спрос на образовательные услуги, в отличие от интереса к конкретным типам развлечений, сохраняется почти при любых условиях, и здесь онлайн-формат может и выигрывать у офлайна, в том числе и как более доступный для пользователя.

По словам Ивана Штанько, один урок с репетитором стоит от 1500 рублей. За эти деньги Puzzle English предлагает годовую подписку на один из продуктов. Студент может заниматься в любой точке мира в любое время. Преимущество образовательных онлайн-сервисов еще и в том, что им не надо содержать армию учителей круглый год, отмечает Иван Штанько.

И хотя пока нельзя с уверенностью сказать, удастся ли образовательным и развлекательным онлайн-ресурсам сохранить интерес аудитории и удержать новых подписчиков в долгосрочной перспективе, все же велик шанс, что люди, попробовав такие сервисы, привыкнут к ним и будут платить за их продукт в дальнейшем.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Алексей Митрохин

Если после пандемии и финансового кризиса те же самые пользователи не начнут массово отключаться от этих же сервисов - то почему бы и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Мишка Кудлатый

Если не начнут отключаться еще во время пандемии из-за влияния кризиса и безработицы. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Чистов
Автор

Безработица и кризис могут только подтолкнуть к онлайн-обучению -  это самый доступный способ получить новую специальность

Ответить
Развернуть ветку
Никита Чистов
Автор

Посмотрим :)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Отличный обзор, спасибо. 😊

Ответить
Развернуть ветку
Никита Чистов
Автор

Спасибо :) Мне и самому было интересно в этом разобраться

Ответить
Развернуть ветку
Валентина Алешина

На самом деле интересно посмотреть, какой процент будет комбинировать онлайн и оффлайн образование. Во мне борются два противоречия: с одной стороны это правда эффективнее должно быть, но в другой, уже после недели самоизоляции хочется забыть про цифру, и непонятно, что будет дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Чистов
Автор

Новое всегда поначалу кажется странным и непривычным :), а через год-два уже не можешь без него. Сейчас мы все в телеге и цапе, а всего каких-то 20 лет назад не было никаких мессенджеров

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Чистов
Автор

Пожалуйста :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда