Большой обзор рынка систем управления проектами: ситуация на сегодня, тренды и мысли о будущем

После февраля 2022 года Jira, Trello, Asana и другие инструменты постепенно исчезали с российского рынка, а российские компании метались и страдали в поисках замены. За два года многое изменилось, и теперь можно оценить, как адаптировался российский рынок, какие тренды видны изнутри индустрии, и сможем ли мы в конце концов победить Jira.

Большой обзор рынка систем управления проектами: ситуация на сегодня, тренды и мысли о будущем

Я Михаил Устинов, гендиректор компании TeamStorm. Мы уже два года разрабатываем платформу для управления проектами, по-английски этот класс систем обозначается как CWM — Collaborate Work Management. Этот обзор рынка я готовил для вебинара Руссофт, и теперь готов поделиться своими наблюдениями в статье.

Как изменился рынок CWM после 2022 года

Что было до февраля 2022 года, до начала СВО? На квадранте Гартнера представлены лидеры рынка, все — иностранные решения: Atlassian (Jira, Trello, Confluence), Wrike, Asana, Monday и Smartsheet. После февраля 2022-го они начали исчезать с российского рынка. Можно выделить две волны их ухода.

Большой обзор рынка систем управления проектами: ситуация на сегодня, тренды и мысли о будущем

Первая волна — когда стало невозможно покупать лицензии напрямую из России, но при этом оставалась возможность оплаты через компании из других стран, например, из Казахстана.

Вторая волна принесла более ощутимые последствия. Atlassian и Asana начали блокировать пользователей из РФ, причем Asana сделала это совсем недавно. После этого были случаи, когда компании, использующие Asana, обращались к нам в TeamStorm со словами: «Нас блокируют, мы уже выгрузили все данные в CSV, что делать дальше?»

Бан российских аккаунтов стал отчетливым сигналом, что рынок действительно изменился. Ждать, что все вернется, уже бесполезно.

Самым болезненным этот исход стал для компаний, использующих Jira. Это продукт с уникальной спецификой: обилием плагинов, автоматизаций и различных скриптов. С Jira можно делать практически все — создать собственного монстра или небольшую адаптированную под собственные нужды платформу.

Многие компании глубоко интегрировали Jira в свои внутренние процессы: от документооборота до создания биллинговых систем. Принять тот факт, что мир изменился и давно отлаженное решение больше не будет работать, для них — настоящий вызов.

Рынок CWM в России сегодня

Крупные зарубежные игроки ушли, но сейчас на рынке достаточно отечественных и open source решений. Некоторые из них существуют давно, некоторые появились после февраля 2022 года. Наш продукт TeamStorm вышел в декабре 2022 года.

Продукты для IT-сегмента. На рынке появляются новые продукты для управления разработкой. Их меньше, чем мы прогнозировали, когда создавали TeamStorm: ожидалось, что появится как минимум 10–15 новых компаний с новыми продуктами, и конкуренции будет значительно больше.

Видно, что на рынке появляются новые продукты для управления IT-разработкой. Их меньше, чем мы прогнозировали, когда создавали TeamStorm: ожидалось, что появится как минимум 10–15 новых компаний с новыми продуктами, и конкуренции будет значительно больше.

<p><i>Продукты CWM в России сегодня (IT) </i></p>

Продукты CWM в России сегодня (IT)

Сейчас рынок разогревается, большие игроки инвестируют в платформы, но процесс все равно не очень быстрый. Я связываю это с тем, что крупные компании часто инертны и не торопятся занимать рынок, а стартапы боятся, что им придется столкнуться лицом к лицу с компаниями, привыкшим к сложным инструментам, таким как Jira. Боятся сильных соперников.

Продукты для секторов вне IT, куда входят сервисы для маркетинга, операционной деятельности и просто для управления проектами.

<p><i>Продукты CWM в России сегодня (не IT) </i></p>

Продукты CWM в России сегодня (не IT)

На этом поле ситуация выглядит лучше, чем на рынке IT, по двум причинам: во-первых, сами решения проще по функциональности, во-вторых, переезд на другую систему зачастую оказывается менее проблемным. В том числе из-за меньшего объема данных.

Как российские компании переходят на альтернативные решения

Рассмотрим разные категории российских компаний: по специфике (IT или не IT) и по размеру:

  • SME (Small and medium-sized enterprises) — небольшие бизнесы, до 1000 пользователей
  • LE (Large enterprises) — крупные бизнесы, более 1000 пользователей

Не IT-компании из сегмента SME в основном использовали Asana, Wrike и т. п. Они свободно переходят на российские аналоги, так как этот рынок уже достаточно насыщен.

IT-компании сегмента SME в основном использовали продукты Atlassian. Они переезжают на российские аналоги частично. Есть удачные примеры, но сама миграция — это огромная боль, какой бы хорошей ни была альтернатива. Чтобы решиться на это, нужна сильная мотивация.

Компании из сегмента LE в большинстве продолжают использовать зарубежные инструменты: используют оплаченные наперед лицензии, закупают лицензии через партнеров из других стран, либо используют «сломанные» версии, как правило речь о Jira.

Казалось бы, удобно: привычный инструмент, к тому же можно сэкономить, так как не приходится платить зарубежному вендору. Но «сломанная» Jira не будет работать вечно, и через несколько лет может возникнуть проблема. Если сейчас компания платит за лицензии 0 рублей и начинает урезать бюджет на IT, то как она сможет выделить деньги на новое решение в дальнейшем?

Две причины, почему крупный бизнес все еще на Jira

Большие enterprise-компании, которые все еще не переехали на российские платформы, как правило руководствуются двумя разными мотивами:

В первом случае — готовятся к долгому и сложному переезду. Например, рассчитывают совершить миграцию в 2025–2026 годах. С бизнесами, которые собираются в будущем стать клиентами TeamStorm, мы строим продолжительную коммуникацию: они дают информацию, какая функциональность им необходима, а мы отрабатываем рыночные запросы и подстраиваем под них свои дорожные карты. Эти компании трезво оценивают ситуацию.

Во втором случае — живут по принципу «авось пронесет». Есть еще люди, которые считают, что скоро все зарубежные вендоры вернутся обратно. Причем, такое мнение встречается даже среди руководителей в крупных компаниях.

Важно уточнить, что для коммерческих компаний импортозамещение не является драйвером. Поэтому многие продолжают пользоваться зарубежными платформами: покупают лицензии через иностранных партнеров, либо, как уже упоминалось, используют «сломанное» ПО.

Пока не будет проблем с надежностью и безопасностью из-за отсутствия патчей, либо рынок не предложит более интересное решение, они не будут выделять ресурсы на переход.

Привлечь таких клиентов можно только рыночными способами. Необходимо, чтобы российские решения отвечали всем основным запросам, а в чем-то были функциональнее и удобнее иностранных конкурентов. После этого включаются и экономические стимулы: платить придется в рублях, и лучше быть защищенным от волатильности.

Тренды рынка CWM в России

Изучая требования потенциальных пользователей, а также опыт зарубежных крупных игроков, я выделил явные тренды нашего рынка.

⭑ Небольшие компании (SME) ищут простое универсальное решение, которое закроет все потребности разных отделов: разработки, маркетинга, операционной деятельности и т. д.

⭑ Крупные компании (LE) строят зоопарк, либо ищут кастомизируемое решение, которое можно будет адаптировать под потребности разных департаментов. Это свойственно для enterprise-гигантов с «феодальной раздробленностью», где потребности отделов сильно различаются.

⭑ Растет тренд на решения для специфических сценариев. Мы стали замечать, что все больше компаний хотят специальные инструменты для OKR-методологии и SAFe фреймворка. Наблюдаем потребность в решениях для разных индустрий. Этот тренд будет только нарастать, и на рынке будут появляться нишевые игроки.

⭑ Будет появляться все больше вендоров из «соседних» рынков. Вендоры, которые делают ВКС, могут пойти в сторону мессенджеров, потом устремиться в сторону управления задачами и разрабатывать упрощенные аналоги Trello. Хороший пример — это Git. Все знают Git как систему контроля версий, но она включает еще и управление задачами. Границы разных рынков будут размываться, и управлять проектами можно будет в комплексных системах.

⭑ Автоматизация — уже не тренд, а обязательное требование. Тренд на автоматизацию запустился много лет назад, и в будущем выиграют те разработчики, кто сделает автоматизацию доступной. Это могут быть low-code платформы, на которых можно буквально из кубиков собрать решение, либо помощники, которые будут рекомендовать и автоматически писать скрипты, как Copilot.

⭑ CWM будут больше интегрироваться с окружающей инфраструктурой. Ждем роста рынка интеграционных платформ. Это общемировой тренд, и в конце концов к нему придут и в России.

⭑ Внедрение искусственного интеллекта в продукты. Какие же тренды без AI? ИИ уже активно используется в креативных командах и в дальнейшем будет внедряться в CWM для решения рутинных задач. Мы уже видим это в зарубежных продуктах. Например, ClickUp AI помогает работать с текстом, для IT-направления сценарии тоже понятны: сгенерировать User Story из требований, из них сгенерировать тест-кейсы, найти аналогичные требования, проставить оценки и т. д.

Прогноз рынка на 3–5 лет

Подводя итог, хочу поделиться мыслями, как будет развиваться рынок систем управления проектами в течение ближайших лет.

По моей оценке, 3–5 новых вендоров укрепятся на рынке LE и около 10 на рынке SME. Два года назад самая пессимистичная оценка оценка рынка составляла 18 млрд рублей, сейчас мы приближаемся к объему в 25–30 млрд.

Всем вендорам на этом рынке будет комфортно. Не думаю, что кто-то будет грызться за долю рынка. В россии IT-рынок большой, и его потребности мы сможем закрыть российскими решениями.

Большие компании, у которых IT — не ключевая компетенция, будут смотреть в сторону платформенных решений, которые объединят в себе и Git, и управление задачами, коммуникаторы и т. д.

Через три года доля российских решений на рынке приблизится к 80%. Верю, что мы победим Jira и других заграничных конкурентов. Нужно только время, а инвестиции уже идут.

Нас ждет рост автоматизации бизнес-процессов, появится много нишевых игроков и новых решений. И основной драйвер — вовсе не импортозамещение, а принцип Do More With Less, что включает в себя эффективность работы, принимаемых решений и сотрудников.

Делитесь в комментариях, приходилось ли вам как пользователям или владельцам бизнесов переходить на российские системы управления проектами, и как оцениваете эффективность этих решений?

55
5 комментариев

Наш рынок быстро наберет своё, главное палки в колёса не вставлять! База более чем убедительная имеется

1
Ответить

Когда уходил Трелло, перепробовал все российские и около российские системы управления проектами. Не просто посмотрел, а именно попользовался. Какие же это все бездарные поделки на коленке! После Трелло этим невозможно пользоваться, они даже скопировать функционал нормально не смогли. И нет, с тех пор ничего не изменилось.

Ответить

Стало интересно, с какими именно проблемами вы столкнулись в Российских сервисах?

Ответить

ход крупных игроков открыл пространство для отечественных и open source решений

Ответить