Отсутствие онлайн-сервисов для инвалидов – проблема в России

Отсутствие онлайн-сервисов для инвалидов – проблема в России

Как вы думаете, что это за странные картины?

Не буду долго тянуть интригу. Это вязаные картины Татьяны Семеновой, которая потеряла зрение в 46 лет (!), но не сдалась, а научилась вязать такие потрясающие вещи. История Татьяны схожа с историей многих других людей с ограниченными возможностями. Эти истории объединяет весьма удивительный для России факт: несмотря на широкое развитие всевозможных бытовых и бизнес сервисов для граждан, в нашей стране практически отсутствуют онлайн-сервисы для инвалидов. Татьяна, когда смогла самостоятельно обеспечивать себя после потери зрения, направилась в библиотеку с четкой целью научиться вязать. Однако, оказалось, что такого пособия для слабовидящих не существует в принципе! В России XXI века штампуются бесконечные приложения для кофеен и медиа-сервисов, но нет ни одного приложения или доступного пособия, чтобы человек с ограниченными возможностями научился вязать. Как это возможно? Я не понимаю такого перекоса.

Отсутствие онлайн-сервисов для инвалидов – проблема в России

А ведь существует целая государственная программа «Доступная среда», утвержденная аж в 2019 году. Буквально за год до пандемии. Иными словами, сервисная экосистема для инвалидов в России находится лишь в самом начале пути. Стоит отметить, что результаты этой программы можно видеть уже сегодня: безбарьерная среда, реабилитационная поддержка, доступность услуг и развития, обеспечение реабилитационными средствами. Нет лишь самого главного – единого приложения, где будет собрана вся доступная информация. О том, что для детей-инвалидов в ближайшем детском доме творчества проводятся какие-то мероприятия, родители часто узнают совершенно случайно какими-то архаичными для нашего времени способами. А люди, потерявшие зрение, и вовсе не имеют централизованного доступа к подобной информации. Не говоря уже о учебных пособиях даже в специализированных библиотеках. Уцелевшие единицы из советских пособий для самообучения совершенно устарели или вовсе непригодны.

Это удивительная и неприятная ситуация, когда существует огромное количество волонтёров, готовых помогать инвалидам, государство поддерживает в свою очередь НКО грантами, но между самими волонтёрами и людьми с ограниченными возможностями пропасть из-за отсутствия доступного средства связи. Каждое из звеньев этой цепи знает, что существует другое, но как его найти – неизвестно. Все равно, что потерявшиеся в лесу аукают друг другу, но не могут никак встретиться. А ведь уже давно у каждого в кармане есть смартфон, и достаточно одной единственной программы, чтобы с помощью нее можно было выбрать услугу и получить исчерпывающую информацию, где ее получить, а также информацию о всех доступных мероприятиях. Я не программист, но скажите люди знающие: насколько сложно подобное создать? При этом нет абсолютно никакой необходимости в красочности или максимальном удобстве, хотя бы на первое время. Даже если это будет просто список доступных мероприятий и услуг по регионам и городам с возможностью узнать (услышать) название и место – это уже большая поддержка. В будущем к этой системе можно постепенно подключать функционал, но на данный момент остро требуется элементарное наличие самой простой системы, чтобы каждый человек с ограниченными возможностями имел такую систему в своем смартфоне.

Отсутствие онлайн-сервисов для инвалидов – проблема в России
88
3 комментария

Технически это только деньги на ресурсы и методические/информационные материалы, которые нужно адаптировать. В целом вариантов реализации на сегодняшний день немало. Но вы же понимаете, что в наше время бизнес приоритетнее простой человеческой помощи. Я в свое время активно помогал развивать сектор ОВЗ в онлайн школе, в итоге коммерческий блок все свёл к личной выгоде...

1
Ответить

Полностью согласен, что вариантов реализации немало.
Я лично не раз сталкивался с людьми, которые занимались благотворительностью просто так, как говорится, для души.
Есть прекрасный пример разработки рамочного сервиса в Чехии буквально за выходные. По проверенным данным программисты сделали всего лишь демо-версию, но даже такая версия была бы очень существенной поддержкой, достаточно ввести постоянные обновления с актуальной информацией и постепенно развивать сервис. Уверен, в России нашлось 4-5 человек, способных создать нечто подобное.
По моему мнению все упирается лишь в инициативу. "А вот я возьму и сделаю". А дальше, как снежный ком: находится волонтёр (через соцсети или краудфандинг), готовый обновлять сервис, далее сервис направляется в правительство для ознакомления и начала интеграции в госпрограммы. Даже если сервису отказывают, через те же соцсети и НКО сервис можно распространять среди людей с ограниченными возможностями. параллельно государству.
Это очень странно, что важное и нужное решение есть, но все его аккуратно обходят.

1
Ответить