{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Опыт вместо денег: как (не) заработать на мобильном приложении в России

Долгожданное продолжение культовой истории о трёх гуманитариях, которые решили сделать приложение для медитации на русском.

В сентябре мы выкатили первый релиз приложения «Практика». Пилили полгода и вдули 400 тысяч рублей. Написали о старте на vc.ru, собрали классы и даже попали в пользовательский топ статей года. Самое время рассказать, что с нами стало семь месяцев спустя.

Ворнинг: в статье тонна корма для троллей.

Пользователи

Никому не интересно читать про парней, у которых получилось. Гораздо круче коллективно шутить над чужими фейлами. Поэтому сразу перейдём к нашим скромным метрикам.

15 тысяч инстоллов.

3000 MAU.

На старте приложение качали бодро — за пару дней мы собрали больше тысячи установок. Затем график успокоился, стал показывать скромные 30 скачиваний в день и медленно рос до уровня 100–150. Потихоньку накапало 15 тысяч инстоллов и 3000 активных пользователей в месяц.

Пики скачиваний были связаны со случайными публикациями

Как понимаете, гордиться пока нечем. На фоне Headspace и Calm с их миллионной аудиторией это выглядит так, будто школьники решили открыть свой «Макдоналдс» с чипсами и энергетиком.

Деньги

Продолжим сравнивать себя с великими компаниями (в айти-бизнесе все так делают). Например, по соотношению выручки к убыткам мы выглядим не хуже какого-нибудь Uber, только порядок другой.

Заработали 350 тысяч рублей.

Потратили 800 тысяч рублей.

Сейчас мы монетизируем приложение через встроенные покупки — продаём доступ к продвинутым курсам и медитациям. Вводный курс проходишь бесплатно, а потом — плати. К текущему моменту мы продали 2500 инапп-пурчейсов на общую сумму около $5000.

Сразу после старта мы начали искать инвестора (чтобы купить Порше 911 под видом представительских расходов). Несколько компаний проявили интерес, но предлагали взять натурой или сделать такой же апп для США. Мы призадумались, но продолжили делать на свои.

Траты:

Подготовка и запись контента — 200 тысяч рублей.

Разработка — 400 тысяч рублей.

Административка и налоги — 50 тысяч рублей.

Маркетинг и продвижение — 150 тысяч рублей.

Если расслабиться и отпустить аппку в свободный дрифт, все затраты отобьются до конца года (теоретически). Но мы продолжаем развивать приложение — готовим новый контент и большие технические апдейты.

Продвижение

Мы работаем в маркетинге больше 10 лет и знаем настоящий секрет взрывного роста: чтобы продвигать любой продукт, нужно много денег, много времени или счастливый случай. Ничего из перечисленного у нас нет, поэтому растём только на органике.

Основной источник установок — поиск в App Store. Мы вышли на первое место по запросу «практика», на третье — по запросу «стресс» и на двенадцатое по ключу «медитация». Чтобы забраться выше, нужно хитрить и закупать мотивированные инстолы.

​Источники инстолов

Пробовали размещения в телеграме, у инста-блогеров, запускали рекламу в сетке фейсбука, но без постоянного вливания бюджетов это приносит крошечные результаты и отнимает кучу времени. Из регулярных активностей используем только контент в Фейсбуке и Инсте.

Немного о хорошем

Это не первый бизнес, который мы ̶п̶р̶о̶в̶а̶л̶и̶л̶и̶ делаем. Опыт показывает, что нужно терпеть и стараться, а истории в духе «лежал на печи и заработал на миллиард» — это сказки для ленивых мечтателей.

100 тысяч медитаций.

4,9 рейтинг в сторе.

За семь месяцев мы собрали аудиторию, которая получает реальную пользу и говорит спасибо. Кто-то крепче спит, кто-то справляется с мигренями, кому-то просто по кайфу 10 минут побыть в тишине. За всё время наши юзеры помедитировали примерно 100 тысяч раз и оставили кучу приятных отзывов со средним рейтингом 4,9.

Отзывы в аппсторе — наша любимая литература​

А ещё наши медитации понравились «Яндексу». Мы опубликовали базовый курс в виде подкаста на «Яндекс.Музыке», собрали больше 30 тысяч прослушиваний и стали официальным партнёром «Яндекс.Станции». Теперь наши уроки играют на любой умной колонке с «Алисой».

Можете считать нас дурачками, но мы рады делать что-то хорошее и полезное, пусть даже это больше похоже на благотворительность.

Что дальше

За семь месяцев мы выпустили кучу новых курсов и уроков. Пользоваться приложением стало неудобно. Покупать медитации поштучно — тоже. Поэтому сегодня мы выпустили важный апдейт.

Единая подписка и апдейт интерфейса.

Во-первых, мы добавили таб-бар, чтобы было проще искать нужные медитации. Во-вторых, сделали подписку, которая даёт доступ ко всему контенту. Можно платить за месяц, квартал или за год. А можно купить вечный доступ и забыть о рекуррентных платежах.

Самая популярная медитация в нашем приложении — «Крепкий сон». У наших западных коллег эта тема тоже взлетает быстрее прочих. Поэтому мы планируем выпустить ещё несколько сонных синглов и даже полноценный курс. Про стресс и концентрацию тоже не забудем.

​Топ курсов по популярности

Самый популярный фича-реквест от пользователей — версия для андроида. Мы долго противились, но 1000 заявок на сайте растопили наши сердца. Следующий большой релиз будет в Google Play.

Советы для соседей по палате

Если наши неудачи не отбили у вас желания делать своё приложение, поделимся советами, которые дали бы себе на старте.

Основные показатели в одном отчёте​
  • Если хотите заработать, делайте приложение для англоязычной аудитории. Все инвесторы, с которыми мы имели честь, не готовы вкладываться в российский рынок мобильных приложений.

  • Найдите хотя бы одного человека, который будет заниматься продуктом 100% времени. Когда пилишь приложение на парт-тайме, получается очень медленно и дорого.
  • Не надейтесь на быструю окупаемость. Приготовьте запасы кэша, чтобы оплачивать разработку. Определите сумму убытков, после которой заморозите развитие продукта.
  • Постарайтесь балансировать расходы на разработку и маркетинг. У нас не получилось, поэтому рост пользовательской базы сильно отстаёт от роста качества.
  • Откройте студию разработки или займитесь фрилансом. Это более простой и доходный бизнес. По крайней мере, он позволит вам подкармливать убыточный продукт до выхода на окупаемость.
  • Скачайте Практику и пройдите наш курс «Снижение стресса». Крепкие нервы и ясное сознание вам пригодятся.

Напоследок поблагодарим ребят из Doubletapp, которые с самого старта помогают превратить наши идеи и макеты в работающий апп.

Увидимся в следующей серии : )

​Команда Практики
0
304 комментария
Написать комментарий...
Мария Ляхова-Трагель

"Мы работаем в маркетинге больше 10 лет и знаем настоящий секрет взрывного роста: чтобы продвигать любой продукт, нужно много денег, много времени или счастливый случай"

Авторы, а вы в курсе, что классический маркетинг отличается от маркетинга стартапа? Стив Бланк, Эрик Рис, lean startup, не?

Из статьи прям уже видно классические ошибки. Нет внятного описания целевой аудитории и проблемы, которую решает приложение. Из-за этого расфокус, добавили кучу новых элементов, которые всё усложнили. И при этом говорите, что лучше всего заходит то, что помогает от бессонницы. Ну, конечно, заходит, если предлагать конкретное решение конкретной проблемы. Успешные стартапы так и работают. Четкая концентрация и экономия средств.

Я сама за собой неоднократно замечала проблему расфокуса, и теперь вижу ту же ошибку у других предпринимателей и у консультантов, к которым обращалась за помощью. Сейчас работаю над тем, чтобы фокусироваться на главном и убирать лишнее. Надеюсь, вам эта мысль поможет.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Всё это очень знакомые и расхожие слова, все эти книжки мы тысячу раз читали. Увы, все эти фразы — очень общие, и они по-прежнему не решают главную проблему, о которой мы пишем в процитированном вами абзаце — недостаток личного времени и бюджета. Можно сколько угодно концентрироваться, но если у тебя есть только свободный час–полтора в день, то только на концентрацию его и хватит : )

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ляхова-Трагель

Знать и применять - не одно и то же.

Вам не хватает времени и денег, а вы их распределяете по разным направлениям: сон, стресс, концентрация и т.д. В итоге каждому направлению достается в несколько раз меньше ресурсов, чем можно было бы направить при концентрации на одной проблеме.

Концентрация делается не каждый день, а один раз при организации команды и корректируется по необходимости.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Ну, есть ещё ведь такая вещь, как эмпирика и тестирование. Сложно проверить популярность чего-то без теста (чем мы, собственно, и занимались). Можно выдвинуть гипотезу и экстраполировать чужие данные, но это даже не 80% достоверности. Вот сейчас у нас есть эмпирика и данные, и теперь можно концентрироваться. В ином случае это всё — гипотетика такая же.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ляхова-Трагель

Конечно, стартапы этим и занимаются, придумывают гипотезы, тестируют и уточняют. Выбор проблемы тоже нужно проверять.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Ну так вот мы и проверили. Не понимаю, в чём проблема : )

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Но вообще, я бы относился ко всем упомянутым книгам, как к астрологии (чем они, в сущности, и являются). Как и астропрогноз, они хороши для быстрого принятия решения в непонятной ситуации, но совершенно не факт, что эти решения эффективны.

Да, в этих книгах описано, как кто-то сделал X и у него получилось Y. Проблема в том, что это не естественне науки и они не опираются на фундаментальные правила. Просто описывают конкретный опыт в ситуации вакуума, который проанализирован задним число и часто возведён в аксиому просто из-за когнитивных искажений.

Кароч, никогда не слышал ничего в духе «я стал миллиардером, потому что читал Джима Коллинза» или «я построил Эппл благодаря книге Роберта Фитцпатрика». Например, Голландская Вест-Индская компания или даже Форд построены часто вопреки правилам из описанной литературы, и ничего — получилось.

Это всегда в первую очередь последовательность случайных событий, а уже в десятую — всё, о чём пишут в книгах для эффективных менеджеров, которые просто облегчают стресс от нарастающей энтропии : )

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ляхова-Трагель

Судя по этому комментарию, вы не очень понимаете, о чем речь. Авторы, которых я имею в виду, работают сейчас. Голландская Вест-Индская компания основана в 17 веке, а Форд - в начале 20 века. При всем желании они не могли быть основаны на правилах из литературы, о которой я говорю))) И экономика в те времена была совсем другой.

Раньше я считала примерно так же, как вы написали. А потом пришла к тому, что изобретаю велосипед. До Стива Бланка считалось, что стартапы неуправляемые, и удачные решения в них зависят от интуиции и везения. А он первым увидел закономерности. Конечно, до сих пор в работе стартапов остается непредсказуемость, но с применением этих закономерностей ее становится меньше. 

Стива Бланка и его последователей изучают на бизнес-специальностях в американских вузах, и Америка в мировом топе по развитию бизнеса. Конечно, это не единственная причина, но и не думаю, что это совпадение.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Это не единственная причина и это не совпадение. С той лишь разницей, что бизнес-фентези — это продукт развитой американской бизнес-культуры, а не наоборот : )

Извините, но у меня нет причин вам доверять. Судя по всему, нас с вами отличает только наличие/отсутствие беджика «бизнес тренер» в поле «профессия » на Фейсбуке. По остальным параметрам мы, вроде, примерно на одном уровне болтаемся. Реальных примеров из 21 века я так и не увидел, только абстракции.

За сим, лучше лишний раз перечитаю того же Тома Сойера, в котором предпринимательской –мудрости больше, чем в доброй половине бизлита : )

Ответить
Развернуть ветку
Мария Ляхова-Трагель

Люди, которые болтаются над одном уровне, лучше понимают друг друга. Вы не доверяете предпринимателям, которые сделали не один стартап, и не доверяете людям, которые делают стартап на том же уровне, что и вы. Ок, никто вас не заставляет доверять и не помешает получать опыт вместо денег.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Afonin

Это генерализация, ничего из этого я не постулировал.

Есть люди, которым я доверяю, есть книги, из которых я почерпнул много полезного. Просто это не вы и не те книги, которые вы предлагаете. Так будет точнее.

Ответить
Развернуть ветку
301 комментарий
Раскрывать всегда