«ЦИПР-2024». День второй: динамическое ценообразование

И снова на связи из Нижнего. «ЦИПР». День второй. Тезис одной из первых сессий: 60 % людей негативно относятся к динамическому ценообразованию. Мешает ли это бизнесу? Давайте смотреть.

Утро бизнес-конференции всегда начинается медленно — на первых сессиях залы полупустые, все отходят от корпоративных after-party.

Героизм организаторов — в том, что всё равно неукоснительно соблюдается расписание и тайминг каждой сессии.

Сегодня одна из утренних сессий была посвящена динамическому ценообразованию. Среди участников — «Яндекс.Такси», «Почта России», «РЖД», представители строительной отрасли, МГУ и регулятор в лице Минэкономразвития.

Это фото со второго дня мероприятия. О первом я писал вчера в отдельном посте, его можно <a href="https://vc.ru/services/1186935-cipr-2024-den-pervyy-zametki-s-poley-ili-trendy-v-importozameshchenii-dlya-klyuchevyh-sfer-promyshlennosti" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">прочитать здесь</a> <br />
Это фото со второго дня мероприятия. О первом я писал вчера в отдельном посте, его можно прочитать здесь

Компании с ИИ и данными оставляют мало возможностей выбора для клиентов и пользователей

  • «Яндекс.Такси» — на одном полюсе: их сервис предлагает полностью динамическое ценообразование. Для реализации этой модели используются многофакторные модели и большие данные.
  • На другом — «Почта России» и «РЖД». У них есть существенные социальные обязательства.

И здесь виден технологический разрыв: для обеспечения прозрачности цен в социально значимых областях, динамическое образование цены просто выключается регулятором.

То есть в области динамических цен, как у «Яндекс.Такси», есть искусственный интеллект, большие данные, предсказательные модели. А в социальной сфере, как у «Почты России и «РЖД» — просто рубильник вкл/выкл.

На мой взгляд, проблема критическая: потребитель в ещё одной сфере жизни лишается свободы принятия решения. Он соглашается на ту стоимость, которую ему предлагают динамические модели от больших компаний, при этом фактически даже предсказать стоимость услуги он не в состоянии.

Что толку от того, что регулятор формально ограничит, например, монополию «Яндекса» в области перевозок? Это будет ещё один игрок с теми же большими данными и ИИ, которые вытянут из клиента максимум денег, обеспечив высокую утилизацию ресурсов сервиса.

В начале сессии был хороший пример от модератора Андрея Ионина:

Раньше тоже было динамическое ценообразование. Люди приходили на рынок и «били по рукам», договариваясь об индивидуальной цене на зерно, муку, сукно.

Андрей проиллюстрировал таким образом возврат к динамическому ценообразованию на новом технологическом витке. Но я бы поспорил: в той экономической реальности продавец и покупатель были в одинаково убогом информационном пространстве, оба оперировали очень небольшим набором знаний.

А теперь одна сторона имеет всю мощь серверов и данных, а другая — пытается выкарабкаться из информационного хаоса постоянно меняющихся ценовых предложений.

Андрей Тян, CEO в Amethyst Capital, инвестиционной компании, созданной для развития строительных it-стартапов, вспомнил, как он покупал билет на самолёт, и из-за ошибки в фамилии был вынужден заново заполнить заявку на билет — тут цена за 5 минут изменилась с 15 до 22 тысяч рублей (!).

Как обеспечить технологический баланс в области регулирования цен — открытый вопрос

Компании, предоставляющие услуги, по собственной воле не будут делиться данными. А без данных построить модель цены для потребителя не получится.

Директор Департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития Российской Федерации Владимир Волошин, как представитель регулятора, предложил идею, чтобы на Госуслугах люди указывали, какие данные они готовы отдавать сервисам для формирования ценовых предложений.

Но это мертворождённый проект: «Яндекс» и «РЖД» и так знают про нас почти всё, мы оставляем информационные следы каждую минуту.

Моё мнение: нужна похожая на криптоиндустрию система работы с данными, когда каждый участник может видеть всю историю операций и, теоретически, составить свою модель предсказания цены услуги.

Тогда и негатив от динамики цен снизится, поскольку можно будет планировать бюджет. И социальные ограничения можно будет бесшовно вписать в общую модель управления ценой.

А что думаете вы о динамическом ценообразовании? Буду рад побеседовать с вами в комментариях!

6
Начать дискуссию