Цифровизация строительной отрасли с человеческим лицом. Часть II: клиенты и кейсы

Цифровизация строительной отрасли в России потихоньку продолжает продолжаться. Буквально только что, 21 мая 2024 года Минстрой России опубликовал новые версии XSD-файлов для уже формально действующих форм исполнительной документации. Изменения в них незначительные, и самое главное из них – формы Минстроя теперь не нарушают спецификацию XML. А это, безусловно, прогресс.

Цифровизация строительной отрасли с человеческим лицом. Часть II: клиенты и кейсы

Одновременно запускается пилот по передаче исполнительной документации в Госстройнадзор Москвы, результаты которого, хочется надеяться, позволят растиражировать историю на всю страну.

Но вернемся чуть назад, ведь у нас все так же есть контент-план, хоть и изрядно уехавший вправо…

Итак, в 2015-м году мы стартовали как решение для подрядчиков и инженеров ПТО, позволяющее автоматизировать работу по созданию исполнительной и этим не только сократить объем рутинных операций, но и упорядочить эту работу. Теперь поверх цифрового общего журнала работ собиралась вся информация и все основные документы.

Когда мы поняли, что в наведении порядка в записях и документах и состоит наша основная ценность для подрядчиков, мы начали уделять все больше внимания инструментам для поддержания этого порядка.

Вообще, исторически, поскольку мы с самого начала должны были продавать свой продукт реальным строителям и это был наш единственный источник дохода, мы выстроили процесс разработки так, чтобы по-максимуму сделать сервис удобным, а клиента — довольным. Но был один вопрос, в котором мы упорно не шли навстречу запросу клиентов.

Мы не стали развивать инструментарий для формирования больших объемов исполнительной документации «задним числом”, а сосредоточились только на инструментах для своевременного и полного оформления выполненных работ "день в день". И развитие событий показало, что, даже отказавшись от участия в некоторых крупных проектах, мы все-таки сделали именно тот продукт, который позволяет решать свои задачи не только подрядчикам, но и другим категориям клиентов.

Итак, в 2018-м году hardroller попал в фокус уже заказчиков строительства. И оказалось, что прозрачность процесса подготовки и согласования документов (а вовсе не только просто техническая возможность такого согласования) — очень важная для заказчика штука. А вот казалось бы очевидное решение “не оплачиваем работы, пока не предоставлена вся исполнительная” по факту очень мало, где реально работает.

Получилось, что у нас была механика, позволяющая подрядчику вместе с заказчиком получать исполнительную вовремя. Эта механика — как раз ежедневное ведение расширенного цифрового журнала. И, конечно, ежедневный контроль за этим со стороны заказчика.

И получилось, что любое успешное внедрение hardroller в итоге держится на взаимной выгоде Подрядчика и Заказчика: снижение трудозатрат для первого и гарантия ежедневного отражения всего происходящего на площадке для второго.

А уже это обеспечивает минимальное отставание по подписанной исполнительной, своевременное закрытие выполнения и, самое главное, полный комплект документов к моменту завершения строительства объекта.

Клиентские сегменты

Итак, основными клиентскими сегментами для нас сегодня являются:

1. Промышленное строительство. Наиболее сложный и разнообразный с точки зрения документирования сегмент.

Представлен заказчиками:

  • ПАО “Полюс”;
  • АО «МХК "ЕвроХим";
  • ожидается обновление, подпишитесь на наш канал в Tg, чтобы следить за обновлениями…

И подрядчиками, в том числе и крупными, в том числе итальянской Tessanciai S. r.l. (пруф на нашем сайте).

К сожалению, у подрядчиков почти всегда все под NDA, поэтому с кейсами там все сложно.

2. Девелопмент. Более простой и предсказуемый с точки зрения документирования технологический процесс. Поэтому у нас есть целый специализированный тариф на этапе тиражирования (вот тут подробностей на сайте нет, так что лучше сразу оставлять заявку, чтобы их узнать).

Среди застройщиков появились сперва небольшие специализированные застройщики в регионах, а с этого года — крупные девелоперы:

  • Sminex;
  • Pioneer;
  • недавно появившийся на нашем сайте долгожданный MR Group;

  • и в этом списке мы тоже ждем пополнения…

А среди генподрядчиков - хочется выделить СУ-10 “Фундаментстрой”, кейс которого мы чуть ниже и посмотрим.

3. Бюджетное строительство (школы, больницы, дороги, мосты, административные здания и другие объекты с бюджетным финансированием).

Наверное, это самый требовательный сегмент, потому что именно для бюджетных объектов обычно требуется доказывать освоенные объемы любыми хотя бы немного подходящими для этого документами, в том числе и исполнительной документацией. Счетные палаты, ФНС и прокуратура – постоянные читатели наших документов, поэтому порядок в исполнительной документации лучше поддерживать.

По понятным причинам сегмент представлен в основном небольшими подрядчиками. Недавно у нас на сайте появился отзыв от компании “Арго Строй” из Петрозаводска, специализирующейся на реконструкции мостов. Их кейс уже есть у нас на сайте.

Но вернемся к нашей истории с СУ-10 “Фундаментстрой”.

Кейс СУ-10 “Фундаментстрой”

Компания СУ-10 — крупный генеральный подрядчик и заметный участник рынка строительства в Москве. В работе одновременно находятся по 20 и более объектов от нескольких застройщиков. Своевременное получение исполнительной документации для закрытия выполненных объемов перед заказчиками (в число которых входят MR Group, СЗ «Спартак» и другие) являлось для компании важной, но труднодостижимой целью.

В октябре 2020 года началось строительство очередной секции жилого комплекса «Селигер Сити». Руководитель группы ПTO на этом объекте строительства Константин Шишков уже имел опыт использования сервиса «hardroller: Исполнительная документация», поэтому предложил использовать его на объекте:

В свое время я при помощи hardroller за три дня собрал полный комплект исполнительной на своем объекте и сдал его. Однако необходимость комплексной автоматизации в большой компании доказать не так просто, поэтому было принято решение начать работать на одном пилотном проекте, которым и стал «Селигер». Нам повезло, что мы смогли начать вести объект в системе прямо с котлована, поэтому быстро внесли в всю информацию с самого начала работ, а затем приступили к формированию документации. Причем мы сразу договорились и подключили к проверке строительный контроль нашего Заказчика.

Константин Шишков, инженер ПТО ООО «СУ-10», старший группы на объекте

С момента внедрения системы hardroller:

  1. Поддерживается актуальная исполнительная модель выполненных CMP (выполненные общестроительные и специальные работы, на каких захватках, по какой рабочей документации, какие материалы были применены, какие лабораторные испытания проводились). Подгружаются сканы всех необходимых документов, исполнительные геодезические схемы также увязаны с выполненными работами;

  2. На модель накладывается множество автоматических проверок полноты и непротиворечивости информации (проверяется наличие необходимых документов по чек-листам, подгрузка сканов, соответствие дат документов, поставок, работ, лабораторных заключений). По недостающим данным формируются специализированные отчеты с удобной встроенной навигацией по проекту;

  3. Кроме актов на скрытые работы также автоматически формируются специальные журналы работ (бетонных, разнообразных сварочных, монтажных и многих других), журналы входного контроля (любого необходимого вида), акты входного контроля, а также множество документов на специальные виды работ (например, электромонтажные);
  4. В самой модели уже можно посмотреть, какие именно проблемы препятствуют подготовке исполнительной (некачественное ведение журналов работ, отсутствие документов о качестве или какие-то другие типовые проблемы). Это позволяет определить конкретные причины проблем с исполнительной, что в отсутствие единого источника информации вообще невозможно, и адресно приложить управляющее воздействие, исправив бизнес-процесс в компании (для чего hardroller тоже дает инструменты);

  5. Проверка исполнительной документации Заказчиком прямо в системе. Благодаря тому, что документы не передаются на проверку в бумажном виде, не только удалось сэкономить не менее 150 000 рублей на бумаге и тонере (клиент подсчитал по автоматически сформированным реестрам), но и измерить реальные сроки подготовки и согласования исполнительной;

  6. Получив реальные показатели и устранив обнаруженные проблемы, удалось сократить отставание согласованной исполнительной от даты завершения актируемых работ на целый месяц;

  7. За счет автоматизации компания СУ-10 смогла заметно сократить трудозатраты на подготовку исполнительной документации на этом объекте.

На «Селигер Сити» сейчас всю исполнительную готовят 3 человека, и еще один помогает эпизодически, когда нужно сканировать приходящие или печатать уже согласованные документы в большом количестве. В обычных условиях на таком объекте нам требуется как минимум 5 человек, не считая помощника. А со стороны Заказчика полностью проверяет всю исполнительную вообще всего один человек. Это не только существенная экономия для компании, но и совсем другой уровень удобства и комфорта работы для всех сотрудников. Самая неприятная и чреватая ошибками рутинная часть работы с текстовыми документами исчезла.

Константин Шишков

Также коллеги выделили для себя основные преимущества не только нашего продукта, но и команды hardroller в целом, что помогло нам в конечном итоге сделать наше сотрудничество не только продуктивным, но и комфортным:

  • исключительная простота освоения;
  • информативная и полезная модель данных, позволяющая выявлять и решать возникающие проблемы в производственных процессах;

  • наличие всех необходимых форм документов и журналов;
  • структурированность и системность, отсутствие «пропадающих» и теряющихся документов, прозрачная отчетность для себя, контрагента и надзорных органов;

  • отзывчивость и активность команды поддержки сервиса.

Пилотный проект по автоматизации работы с исполнительной документацией и начавшееся внедрение системы на других объектах строительства Компании показали, что эту многолетнюю проблему можно и нужно решить. Рассчитываем, что, совместно работая с нашими заказчиками и командой hardroller, мы навсегда закроем вопрос отсутствия исполнительной документации при закрытии выполнения. А со следующего года – еще и полностью откажемся от бумаги, в том числе для ведения журналов работ.

Светлана Котова, Руководитель отдела ПТО ООО «СУ-10»

Этот кейс в свое время положил начало целому ряду пилотных проектов уже с застройщиками как заказчиками строительства, поскольку мы смогли наглядно показать, что все, во-первых, действительно работает, а во-вторых, действительно приносит измеримую пользу всем участникам процесса.

Но в то же время он наглядно иллюстрирует и главное необходимое условие успешного внедрения — наличие в компании компетентного и мотивированного на результат человека, который занимается вопросом.

Продолжение?

Процесс цифровизации строительной отрасли и в частности исполнительной документации и государственного строительного надзора продолжается. Поэтому продолжение у этой статьи наверняка будет. Но на всякий случай можно подписаться на наш канал в Tg, для нас это будет стимул выкладывать туда больше новостей: )

Цифровизация строительной отрасли с человеческим лицом. Часть II: клиенты и кейсы

Ближе познакомиться с современной версией «hardroller: Исполнительная документация» и увидеть все его возможности (а также посмотреть ознакомительное видео) можно на нашем сайте: https://hardroller. ru.

3030
18 комментариев

Наблюдаю за вашим проектом, очень интересно.
Не совсем поняла: если сокращение отставания было на целый месяц, то какое оно было исходное?

1
Ответить

Эту информацию в кейсы мы не выносили))

Но вот в кейсе TENSA (он есть в статье) они вообще были единственым подрядчиком на Арктик СПГ 2, кто сделал исполнительную вовремя.

С текущими клиентами у нас тоже есть интересное на этот счет. Надеюсь, мы согласуем публичную историю.

1
Ответить

А заказчик все это видит одновременно с подрядчиком? Подрядчика это не бесит? 😊

1
Ответить

Ох) Деликатно скажем, что на начальном этапе недопонимание бывает. В нашем кейсе вообще от подрядчика исходила инициатива. В целом выгода от сокращения трудозатрат и прозрачности общей картины перевешивает интуитивный дискомфорт от прозрачности, судя по всему :)

А с появлением у ГСН технической возможности запрашивать актуальный ОЖР каждый день это просто станет индустриальным стандартом.

1
Ответить

А как насчитали 150 тысяч рублей экономии на бумаге?

1
Ответить

Я точно не помню. Кажется, просто взяли реестр ИД на этом или аналогичном объекте, посчитали количество листов и взяли по рублю за лист, куда входит бумага, тонер, амортизация принтера.

Ответить

"нарушают спецификацию XML" - это как?

1
Ответить