Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Подробное сравнение российских корпоративных мессенджеров: функционал, интеграция, рабочие процессы. Сравниваю друг с другом и с зарубежными аналогами.

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Зачем вообще нужны корпоративные мессенджеры и о ком я расскажу в этой статье

Сегодня многие компании переходят на корпоративные мессенджеры для удобства и защиты своих данных. Конечно, достаточно и тех, кто продолжает пользоваться публичными мессенджерами вроде Телеграма или Дискорда — просто и бесплатно. Но это — скорее решение для малого бизнеса.

И если насчет защиты данных еще можно поспорить, — ничто не мешает сотруднику скачать файл из Slack и дальше передать его всему интернету — то удобство это неоспоримый пойнт. Более крупным компаниям и корпорациям может быть сложно управлять бизнес-процессами через публичные мессенджеры. Они дают очень ограниченную возможность администрирования сотрудников и чатов, через них нельзя настраивать доступ к информации.

Если в компании десятки отделов и сотни сотрудников, которые постоянно общаются между собой, у каждого из них под рукой должен быть каталог контактов всех коллег, который постоянно актуализируется и обновляется. Сложно реализовать такой функционал в Телеграме. И это — только один пример.

Корпоративные мессенджеры решают все эти проблемы — поэтому их рынок так активно растет и к 2031 году планирует достигнуть 2,5 млрд долларов. В 2010-х годах российские компании начали активно использовать корпоративные мессенджеры вроде Microsoft Teams, Cisco Webex и Slack. Но после 2022 года все эти мессенджеры перестали обслуживать пользователей из России. Конечно, есть обходные пути, можно менять страну, оплачивать мессенджер с иностранной карты и так далее. Все это — лишние расходы в дополнение к и без того довольно высокой стоимости обслуживания: так, Slack просит 8.75$/мес. за пользователя, Mattermost — от 10 $/мес, и так далее.

Поэтому сегодня многие смотрят в сторону российских корпоративных мессенджеров. С 2021 года их доля на отечественном рынке выросла с 4% до 25% в 2022 году. Среди крупных корпораций считается хорошим тоном запустить свой мессенджер: так сделали VK, МТС, Тинькофф, Сбер, Яндекс, МегаФон. Популярны и решения от сторонних разработчиков — eXpress, Пачка, Compass.

Точной статистики, какие из российских мессенджеров самые популярные, я не нашел. В основном все просто делают статьи типа “топ-5 лучших корпоративных мессенджеров”, обязательно упоминая там свой продукт. По моим личным наблюдениям, чаще всего встречаются Пачка, VK Teams и eXpress, о которых расскажу далее. А еще про Time от Тинькофф, который мы тоже рассматриваем как один из вариантов. Сейчас пилотируем несколько мессенджеров и сравниваем решения, делюсь наработками.

Я работаю в ed tech, нас уже больше 300 человек в 3-х городах. Скоро у нас заканчивается действие лицензии Slack, и мы ищем мессенджер, который можно развернуть в нашем контуре. Нужно объединить преподавателей и главный офис в одном пространстве с разными доступами и подключить привычные ресурсы (JIra, Zoom, Notion). Поэтому для нас важными параметрами было наличие функционала командной работы, открытого API и опыта миграций из зарубежных мессенджеров.

Пачка

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Пачка — облачный мессенджер от независимого разработчика Примавера. Коробочной версии нет, но зато есть бот-платформа для интеграций. С мессенджером работают Lamoda, Skillfactory, DDX Tech, МФТИ.

  • Интеграция и удобство для бизнеса: есть прямая миграция и перенос данных из Slack и Mattermost. Можно взять пробный период (2000 сообщений в месяц). Поддержка включена в стоимость.
  • Ключевой функционал: есть личные, групповые чаты, каналы, треды. Можно пользоваться встроенным таск-трекером и ВКС. Есть функционал командной работы и гостевые доступы.
  • Совместимость с устройствами: есть веб-интерфейс, приложение на десктоп для Windows, MacOs, и мобильные приложения на iOS и Android.
  • Размещение: в облаке.
  • Расширенный функционал: открытое API для подключения сервисов, также есть готовые интеграции
  • Стоимость: 199 руб. /мес. за пользователя, 499 руб. /мес. за пользователя при подключении SSO и Active Directory.Есть скидки для образования, что для нас актуально.
  • Недостатки: нет on-prem версии. Нестабильно работает на мобильных устройствах (особенно на iOS), часто не доходят уведомления. Неудобная работа с файлами: плохо работает предпросмотр, сложно найти папку загрузок.

VK Teams

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Корпоративный мессенджер от VK выглядит очень просто и внешне сильно напоминает гибрид Телеграм, VK и WhatsApp. Но функционал у него все же шире и заточен под корпоративные нужды. Из крупных клиентов VK Teams — само Минцифры.

  • Интеграция и удобство для бизнеса: есть возможность тестирования, поддержка включена в стоимость. Есть опыт перевоза клиентов из Slack.
  • Ключевой функционал: Есть базовый функционал мессенджера, ВКС и таск-трекера. Есть интеграции с самыми популярными сервисами.
  • Совместимость с устройствами: есть веб-интерфейс, приложение на десктоп для Windows, MacOs, Linux, и мобильные приложения на iOS и Android.
  • Размещение: в облаке, а для компаний от 1000 человек — на серверах заказчика
  • Расширенный функционал: открытое API для подключения сервисов.
  • Стоимость: финальную цену нужно уточнять: от 29 рублей за пользователя и выше. Для компаний с более 300 пользователей стоимость обсуждается индивидуально.
  • Недостатки: Не реализован функционал отдельных пространств. Мессенджер часто “вылетает”, сажает батарею. Есть сложности с администрированием чатов: если создатель увольняется, то ни у кого не остается админских доступов. Мало категорий папок. После Slack нам не хватило функционала именно корпоративного мессенджера.

eXpress

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Этот мессенджер в первую очередь заточен на безопасность. В нем есть режимы конфиденциальности, автоматическое удаление сообщений и пароли для онлайн-встреч, а шифрованию уделяется особое внимание. Неудивительно, что eXpress активно используют госкорпорации — РЖД, Росатом, Мосводоканал, Норникель и т.д.

  • Интеграция и удобство для бизнеса: есть возможность тестирования, доработка интеграций под задачи бизнеса.
  • Ключевой функционал: доступна загрузка файлов распространенных форматов. Широкий выбор настроек в админской консоли. Аутентификация по OpenID, AD и почте. Комментарии и треды. Видеоконференции. Напоминания о сообщениях. Сохраненные сообщения. Боты.
  • Совместимость с устройствами: есть веб-интерфейс, приложение на десктоп для Windows, MacOs, Linux, и мобильные приложения на iOS и Android.
  • Размещение: в облаке или на серверах компании-заказчика.

  • Расширенный функционал: открытое API для подключения сервисов.

  • Стоимость: 250 руб./мес. за сотрудника.

  • Недостатки: хромает базовая функциональность приложения; частая задержка передачи сообщений, проблемы с отправкой даже небольших файлов и фото. На смартфоне (у меня iOS) приложение часто вылетало и не доходили уведомления. Коллеги жаловались на контр-интуитивный UX

Time — мессенджер Т-Банка (ex. Тинькофф)

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Раньше в Тинькофф работали через Slack. Но, когда в 2022 году мессенджер ушел из России, компания создала свой мессенджер Time. Внешне и по функционалу он очень напоминает Slack. В Тинькофф очень гордятся, что над мессенджером работали исключительно специалисты Тинькофф, без привлечения аутсорсинга. Конечно, главный пользователь мессенджера — Тинькофф и их команда, а это более 50 тысяч человек. Но Time постепенно выходит и на внешний рынок.

  • Интеграция и удобство для бизнеса: тестирование SaaS и on-premise бесплатно. Помогают в установке и развертывании. Есть доработка интеграций под задачи бизнеса. Прямая миграция и перенос данных из Slack, Mattermost и Rocket.Chat. Автоматизация бизнес-процессов с помощью мессенджера — обращений в поддержку, HR-процессов, обучения сотрудников. Поддержка включена в стоимость.

  • Ключевой функционал: реализован почти весь функционал Slack, но есть и новые важные фичи: закрепы нескольких сообщений, преобразования чатов в каналы, отложенные сообщения. Отдел маркетинга затестил инструмент Workflow для автоматизации процессов: теперь доступы к рекламным кабинетам и запросы на пополнения бюджетов запрашиваются через канал, а также приходят регулярные напоминания, например о заполнении статусов.

  • Совместимость с устройствами: есть веб-интерфейс, приложение на десктоп для Windows, MacOs, и мобильные приложения на iOS и Android.

  • Размещение: после окончания пилота на серверах компании-заказчика.

  • Расширенный функционал: открытое API для подключения сервисов. Совместимость с API Slack для перехода и переноса настроенных процессов.

  • Стоимость: от 300 руб.

  • Недостатки: нет статусов о прочтении сообщений и опции пересылки сообщений (можно только скинуть ссылку на сообщение). Пока что нет встроенной ВКС, хотя поддержка говорит, что будет релиз до конца года. После Slack в Тайме для нас был самый привычный UX, и самое главное – за время пилота не было нареканий к производительности.

Сравнение с зарубежными мессенджерами

Указал только основные моменты — иначе табличка выходит слишком огромная и сложная для понимания.

Пачка, VK Teams, eXpress, Time от Tinkoff: какой корпоративный мессенджер лучше?

Подводя итоги хочется сказать, что универсальных мессенджеров не бывает — всё и вся охватить нельзя, всегда будут компромиссы. Реалистичный сценарий — точно определиться со своим запросом и найти мессенджер, который будет наиболее ему соответствовать. Хочется точную копию старого доброго Slack — можно выбрать Time. Работаете с чувствительной информацией, которую нужно защитить по максимуму — есть eXpress. Пачка предлагает хорошие тарифы для образования.В следующих статьях могу рассказать подробнее какое решение мы выбрали, и как проходил переезд.

15
11 комментариев

Пачка хороша 👍🏻

1
Ответить

Есть ещё Squadus от МойОфис.

Ответить

Неплохая альтернатива слэку, для больших компаний то что нужно

Ответить

Слушайте, как я понял, eXpress, мессенджер, который якобы защитит все ваши секреты. Но если он так же хорош в защите данных, как и в удобстве использования, то у нас могут быть проблемы. И это я не просто от балды пишу. Безопасность превыше всего, но и не забывайте о том, что пользовательский опыт тоже важен

Ответить

В статье не хватает технических деталей, например, про обеспечение безопасности в каждом мессенджере. Ну а инфа про VK Teams выглядит как удобное решение, но у меня есть опасения по поводу администрирования и стабильности работы. Буду следить за обновлениями и отзывами других пользователей..А Time от тинькофф кто-то уже пробовал на деле? Интересно все ли так радужно, как описал автор?

Ответить

Скажу так, мы заменили Slack на TIime и особой потери функциональности не заметили плюс не тратили время на адаптацию команды.

Ответить

Спасибо конечно, но нам с ребятами телегу никто и ничто не заменит. Это уже вековая традиция, скажем так 😂👌

Ответить