ЭДО в облаке или с локальной установкой: сравниваем по 4 критериям

Одни предприниматели говорят, что документооборот нужно строить целиком на собственных серверах. Мол, так выходит надёжнее и можно плодить бесконечные интеграции. Тогда как другие заявляют, что в облаке всё быстрее и дешевле. Начинается драка. Чтобы разрешить бесконечный спор, в статье взвесил все плюсы и минусы каждого подхода.

ЭДО в облаке или с локальной установкой: сравниваем по 4 критериям

Привет! Я Сергей Егоров, руководитель продукта EnDocs. Это сервис, который переводит работу с документами в цифровой вид. Он помогает компаниям оптимизировать процессы — обработка документов ускоряется в десять раз. Так бизнес экономит на кадрах, бумаге, печати и пересылке документов.

Я часто наблюдаю за спорами бизнесменов по поводу ЭДО: многие из них настаивают на локальной или облачной версии программы и не допускают компромиссов. Из-за таких убеждений легко ошибиться и выбрать неподходящий вариант установки. Наш сервис доступен в двух версиях: в облачной версии и с локальной установкой. В статье на примере EnDocs рассказываю о преимуществах и недостатках каждого формата и объясняю, как определиться с выбором.

В чём разница между облачной и локальной СЭД

Система электронного документооборота в облаке — это сервис для работы с документами, который располагается в дата-центре. Клиент может получить доступ к нему из любой точки мира, где есть интернет, и с любого устройства, на котором работает браузер. Нужно лишь ввести пароль, после чего можно назначать и подписывать документы.

<p>Так выглядит интерфейс EnDocs: в сервис загружаются документы, после чего с ними можно работать с телефона или компьютера</p>

Так выглядит интерфейс EnDocs: в сервис загружаются документы, после чего с ними можно работать с телефона или компьютера

Документооборот с локальной установкой отличается тем, что вся информация хранится на компьютерах компании: и программа, и документы для обработки. Бизнес самостоятельно закупает оборудование для поддержания работы сервисов, команда настраивает сервера и поддерживает обновления либо нанимает для этих процессов дополнительного подрядчика. В любом случае вся ответственность за работоспособность программы полностью переходит на компанию.

У программ с локальной установкой или в облаке могут быть схожие опции — в EnDocs интерфейсы разных версий полностью дублируют друг друга. Главное различие в вариантах установки — в форме оплаты и процессе внедрения. О них я расскажу далее.

ЭДО и локальная версия отличаются скоростью внедрения

Для подключения ЭДО потребуется время, его количество будет зависеть от инфраструктуры компании и формата установки. Внедрять программу можно тремя способами:

  • В облаке. Нужно лишь зарегистрироваться в сервисе, добавить коллег-пользователей, научить команду работать с программой. Затем нужно настроить цепочки согласований в конструкторе, и сервисом можно пользоваться. Обычно весь процесс занимает не более месяца независимо от масштаба компании — даже производителя OREO мы перевели на EnDocs всего за три недели.
  • «Из коробки». В этом случае компания устанавливает тот же сервис, что и в облаке, но на своих серверах. Отличие по времени внедрения — в самом наличии серверов: если свободных в компании нет, придётся заказывать новые, размещать их, а затем настраивать. В небольшом стартапе такой процесс зачастую занимает две-три недели, а в крупном бизнесе может растянуться на несколько месяцев.
  • В формате проекта. Бизнес заранее определяет, что хочет кастомизировать версию программы под себя. В таком случае собирается проектная группа из специалистов вендора ЭДО и компании-заказчика. Они совместно обсуждают доработки и планируют внедрение. Обычно такой проект с учётом доделывания дополнительной функциональности занимает несколько месяцев.

В ЭДО платите за подписку, в локале — за лицензию

СЭД в облаке и при локальной установке оплачиваются по-разному: в облачной версии клиент платит за подписку, при локальной установке — за внедрение и доработку программы, обслуживающей инфраструктуру. Если посчитать траты крупной компании за пять лет, они выйдут приблизительно одинаковыми, но локальная установка обойдётся дороже в самом начале.

При подключении облака клиент платит по подписке. Чем больше сотрудников использует ЭДО, тем дороже выходит сервис. В облачной версии клиент платит только за пользование системы — обновления, резервирование, базовая техподдержка обычно включены в тариф.

Для расчёта показателей своего бизнеса на сайте EnDocs есть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fendocs.ru%2Fprice-endocs%2F&postId=1222762" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">калькулятор</a>: например, подписка для 60 сотрудников со всеми интеграциями и распознаванием документов обойдётся в 22 500 ₽
Для расчёта показателей своего бизнеса на сайте EnDocs есть калькулятор: например, подписка для 60 сотрудников со всеми интеграциями и распознаванием документов обойдётся в 22 500 ₽

При локальной установке придётся тратиться на установку системы. Помимо стоимости самой программы, компании нужно заложить деньги на размещение сервиса и обслуживание:

  • Покупка сервера. В самой базовой комплектации он обойдётся около 100 тысяч рублей, но чтобы без задержек обслуживать несколько сотен пользователей — ещё дороже. Через 3–5 лет оборудование придётся заменить.
  • Покупка общесистемного ПО. Иногда для работы СЭД требуется покупка дополнительных лицензий. Например, EnDocs поддерживает Linux, но, если разворачивать сервис в среде Microsoft, потребуются лицензии на ПО компании.
  • Оплата работы ИТ-специалиста. Для внедрения СЭД нужно нанять разработчиков, которые свяжут воедино сервис документооборота с другими программами. Также потребуется нанять администратора, который будет обслуживать серверы, обеспечивать резервирование и отказоустойчивость, а также следить за обновлениями в будущем.
  • Оплата новых версий. За несколько лет разработчик СЭД дополнит программу новыми опциями, в то время как старые версии будет всё сложнее обслуживать. Со временем придётся заказывать обновления ПО.

В процессе использования также возникают эксплуатационные расходы: сервер тратит электроэнергию, за ним нужно следить, устанавливать обновления системного ПО, проводить регламентные работы по поддержке системы, следить за безопасностью — всё это потребуется закладывать в бюджет.

Внедрение СЭД при локальной установке обойдётся дороже, однако сервисами можно пользоваться без платы за подписки. Расчёты для разных типов подключения в компании из 100 человек могут выглядеть так.

Облачная версия (пример расчёта)

  • подписка для 100 пользователей — 20 000 ₽ в месяц;
  • интеграция с 1С и Диадок — 6 000 ₽ в месяц;
  • ИИ-распознавание 1 000 документов — 4 500 ₽ в месяц;
  • дополнительное хранилище на 20 ГБ — 1 000 ₽ в месяц;
  • онлайн-редактор документов для 20 человек — 6 000 ₽ в месяц.

Итого: 37 500 ₽ в месяц, или 426 000 ₽ в год. При оплате сразу за 12 месяцев можно сэкономить 15% — получится 362 100 ₽. За пять лет компания заплатит 1 810 500 ₽.

Локальная установка

  • разовая оплата лицензий — 890 000 ₽;
  • установка и базовая настройка системы — от 260 000 ₽;
  • покупка серверов — от 200 000 ₽;
  • оплата работы сисадмина (по Москве) — от 100 000 ₽ в месяц; если ЭДО будет отнимать пятую часть его рабочего времени — примерно от 20 000 ₽ в месяц.

Итого без учёта трат на доработку системы, обслуживание оборудования и обновления версии программы: 1 350 000 ₽ за внедрение плюс ежемесячная оплата работы по поддержанию системы — от 20 000 ₽, или от 240 000 ₽ в год.

Выгода от разных версий программ зависит от условий конкретного бизнеса. Небольшие стартапы, где работает несколько десятков человек, предпочитают платить за подписку и не тратиться на внедрение. Крупные компании, наоборот, вкладываются в локальную установку, зато подключают к системе сотни человек. Однако в перспективе пяти лет расходы выходят примерно одинаковыми: траты на обслуживание локальной версии сравниваются с оплатой подписки.

У версий разные возможности кастомизации

Локальная установка подойдёт компаниям, которые выстраивают ИТ-инфраструктуру из собственных продуктов. Обычно по таким соображениям локальную версию выбирают в нескольких случаях:

  • В компании сложный механизм согласования, который не похож ни на один из стандартных процессов в аналогичных структурах. Или требуется разработка новой функциональности, не входящей в стандартную поставку системы.
  • Правила компании запрещают размещение собственных данных на внешних ресурсах, и требуется размещать информацию только на собственных серверах.

Облачная версия СЭД поставляется в универсальном варианте: в ней предусмотрены интеграции с популярными сервисами и учтены все стандартные бизнес-процессы. Такой программой можно пользоваться сразу после авторизации, без долгих и сложных настроек — в ней уже предусмотрены все необходимые опции.

Чтобы не требовалось дополнительных доработок и систему могла использовать любая компания, мы добавили в EnDocs конструктор маршрутов согласования. Это low-code-инструмент, с помощью которого можно настроить различные маршруты и процессы, по которым будет происходить работа с документом. Такая опция позволяет предусмотреть разные сценарии работы, когда система сама определяет исполнителей и направляет им документы или передаёт их во внешние системы, например 1С, либо проводит различные автоматизированные проверки.

Конструктор маршрутов в EnDocs. Он позволяет выстроить процесс согласования практически любой сложности
Конструктор маршрутов в EnDocs. Он позволяет выстроить процесс согласования практически любой сложности

При локальной установке компания может дорабатывать систему под свои нужды, однако и облачную версию можно расширить под потребности бизнеса. Зачастую разработчики программ идут навстречу, если им предлагают полезные обновления. Например, когда мы подключали «Мон’дэлис Русь» к EnDocs, внедрили в облако две дополнительные опции, которые порекомендовали специалисты компании.

Облачную версию можно модернизировать, но в очень ограниченном виде. Разработчики внедряют лишь те доработки, которые могут пригодиться большинству клиентов, и при этом не меняют логику работы сервиса. При локальной установке возможности кастомизации гораздо шире: можно дописать дополнительный модуль, добавить собственный интерфейс либо вообще пересобрать программу с нуля.

В облаке безопасность на поставщике, в локале — на заказчике

При локальной установке компания самостоятельно выстраивает безопасность. Обычно руководство не тревожится по этому поводу, ведь сервер стоит в офисе, под боком, и стащить данные из него весьма трудно. Поэтому многие компании считают локальную установку надёжнее: можно настроить систему так, чтобы данные вообще не выходили за пределы локальной сети.

Однако и вся ответственность при локальной установке тоже ложится на штат компании. Надёжность хранения и передачи данных целиком зависит от того, насколько качественно работают отдел безопасности и ИТ-специалисты. Можно организовать доступ любой сложности — хоть по талонам, которые выдаёт охранник на входе. Легко допустить и утечку данных, если специалисты компании ранее не работали с системами документооборота.

В облаке безопасность гарантируется поставщиком программы. Облачные провайдеры заботятся о своей репутации, поэтому защищают дата-центры как от физического проникновения посторонних, пожаров и других опасностей, так и от виртуальных неполадок. Обычно в СЭД предусмотрен контроль уязвимостей, защита от DDoS-атак и взломов, а в случае выхода из строя одного сервера данные воспроизводятся в других.

Система EnDocs размещена в облачной инфраструктуре ведущего российского IaaS-провайдера, в дата-центре, защищённом по III классу безопасности и сертифицированном на соответствие №152-ФЗ. Такой механизм шифрования предотвращает несанкционированный доступ к передаваемым пакетам между рабочими станциями пользователей и EnDocs.

EnDocs зарегистрирован в реестре российского ПО. Это означает, что система соответствует всем правилам безопасности, которые предписывает закон.

Не существует «правильного» документооборота

Сложно однозначно сказать, какой вариант установки окажется выигрышнее: в каждом из них есть свои преимущества и издержки. Стоит отталкиваться от того, в каких условиях работает бизнес. Если утрировать, то варианты будут такими:

  • Облачная версия — без больших стартовых вложений для компаний любых размеров со стандартными бизнес-процессами. Обслуживать инфраструктуру не потребуется, но и переделать программу под себя не получится.
  • Локальная установка — для тех, кто выстраивает собственную ИТ-инфраструктуру или хочет сэкономить на найме большого штата сотрудников. Требует больших вложений на старте и подключения команды специалистов, зато систему можно перестраивать в любом направлении.

Эти правила — не абсолютные истины. У нас бывали случаи, когда громадные корпорации подключали облачную версию EnDocs и когда совсем крошечные стартапы разворачивали локальную установку на своих серверах. В каждом конкретном случае стоит взвесить все за и против и лишь потом принять решение о внедрении.

Если вы тоже задумываетесь о внедрении электронного документооборота в своей компании — напишите нам. Мы расспросим об условиях вашего бизнеса и порекомендуем решение, которое лучше всего подойдёт для вашей компании.

1818
19 комментариев

В компании, где я раньше работала, долго думали где делать ЭДО - в облаке или на своем сервере. Владелец беспокоился о защищенности данных в облаке, но и дороже платить за локальную версию не хотел. В итоге сошлись на облаке. Решили, что если сервис надежный, то в облаке тоже все норм с безопасностью будет)

1
Ответить

Да, многие компании боятся доверять облаку, но когда слышат сколько придется доплатить за локальную версию (сервер, администратор, поддержка) - очень часто меняют мнение

2
Ответить

Или как во многих компаниях, то что мы показываем налоговой - храним и подписываем на облаке, чтобы никуда не ездить лишний раз 😅

А то из-за чего могут докопаться - храним дома под подушкой и смотрим только при свечах

1
Ответить

«У нас бывали случаи, когда громадные корпорации подключали облачную версию EnDocs» — а можете привести примеры или намекнуть, из какой сферы эти корпорации?

1
Ответить

список клиентов есть у нас на сайте

1
Ответить

Проработав 7 лет в крупной госкомпании с продажами я бы после долгого внедрения ещё жирным выделил что для таких компаний при локальной версии системы документооборота "нужна Доступная Оперативная техподдержка", иначе сама система становится тормозом бизнеса

1
Ответить

Полностью согласен

1
Ответить