Cheelee: почему все хорошее запрещают?

Когда в России запретили Instagram, число пользователей этой соцсети официально сократилось, но глобально наблюдается лишь рост. Аналогичная ситуация произошла и с TikTok. Оно и не удивительно: значительная часть поклонников приложений просто скачала VPN и продолжила смотреть контент. Лишь часть аудитории решила экспериментировать с аналогами, не находя достойных конкурентов любимым платформам. Потом на рынок вышла соцсеть Cheelee. Она привлекла миллионы пользователей. И ее тоже запретили. Почему же запрещают все хорошее? Попробую разобраться вместе с вами.

Cheelee: почему все хорошее запрещают?

Примечание

Все описанное — лишь личные размышления автора.

Все описанное — лишь личные размышления автора.

Причина первая: маркетинг

Instagram, TikTok и Cheelee продолжили пользоваться популярностью у пользователей после блокировок, ведь психология человека такова, что запретный плод всегда сладок. Ученые объясняют это алгоритмом выживания, который выработался в процессе эволюции.

Запрет — это стимул к действию, ведь его нарушение усиливает «сложность получения» добычи и повышает ее ценность. А чем выше ценность чего-либо, тем больше нейротрансмиттеров дофамина и окситоцина вырабатывается при его получении.

Cheelee: почему все хорошее запрещают?

Словом, чем сильнее что-то запрещают, тем больше радости это может принести человеку. Так «запрещенка» становится неэффективной во всех сферах, кроме маркетинга, ведь именно здесь она порождает ажиотаж. Вспомним тот же феномен cancel culture, когда о забытых знаменитостях стали говорить лишь после их «отмены», что позволило тем неплохо заработать. Выходит, что запрет может быть хитроумной проделкой маркетологов.

Применима ли такая стратегия для и без того популярных соцсетей? Мне кажется, что нет, ведь запрет того, что уже успело себя зарекомендовать, приносит временное внимание и постоянные трудности. Не все же готовы заходить в соцсети с помощью VPN!

Причина вторая: контроль

Официально Instagram и TikTok заблокировали из-за обвинений в распространении экстремистского контента. Для многих это звучало как «запрет свободы слова». Теперь вспомним, что сила соцсетей в том, что они позволяют людям моментально обмениваться информацией, а значит — проверять в них источники и бороться с пропагандой сложно. Контролировать аудиторию централизованно нельзя.

Так блокировка крупных соцсетей может казаться наилучшим шагом. Ведь она позволяет защитить часть людей от нежелательного контента. Можно ли считать это посягательством на свободу слова? Мне кажется, что тех, кто не готов расставаться с привычными приложениями, запрет мотивирует мыслить критически. Ведь неспроста же соцсеть, где нет цензуры, закрыли, не так ли? Блокировка огромной соцсети, как бы странно это не звучало, это не только про контроль, но про выход за рамки.

Причина третья: недопонимание

В случае с блокировкой соцсети Cheelee ситуация, однако, сложнее. Приложение приравняли к финансовым пирамидам, поскольку в нем можно получать деньги за просмотр ленты.

Cheelee: почему все хорошее запрещают?

Сначала мне показалось, что пользователей решили оградить от потенциальных потерь. Потом я задумалась: соцсети и финансовые пирамиды — вещи несовместимые. И у меня появляется желание разобраться, может ли приложение Cheelee опасным для пользователей. Для этого я изучила его подробнее.

Cheelee — соцсеть, похожая на TikTok. Ее основа — лента с короткими видео Отличие от другого приложения лишь в том, что оно платит деньги за просмотр ленты. Только вот снять эти деньги можно, купив специальные очки. Этим соцсеть и вызвала обвинения.

Механика напомнила мне игры, где для получения лучших результатов, нужно «прокачивать» персонажей и экипировку. Иногда победа, достигнутая с помощью вложений, приносят пользователям реальные деньги. Почему же тогда подобные проекты не называют финансовыми пирамидами и не блокируют?

Cheelee: почему все хорошее запрещают?

Возможно, все дело в том, что игровая индустрия существует дольше, а подразделений, тайтлов и проверенного в ней больше, чем в молодом сегменте соцсетей. Поэтому, когда в механику социальных сетей интегрируются механики игровые, а это вызывает недопонимание. И именно становится причиной запрета.

Выводы

Как мне кажется, хоть «все хорошее» и запрещается по разным причинам, результат один: блокировки учат нас мыслить критически. Запрет может ограничивать, но может быть и маркетинговой кампанией. А может и вовсе оказаться недоразумением. Все нужно проверять самостоятельно.

1 комментарий

С одной стороны, понятно стремление к безопасности и контролю. С другой — ощущение потери свободы в интернете

Ответить