Создание биржи: примеры узкоотраслевых направлений

Когда я пишу статьи про маркетплейсы услуг, мне возражают, что, мол, YouDo и Profi.Ru ушли настолько далеко, что победить их получится, если только потратить сотни миллионов рублей, покрыв рекламой всё медиапространство. Вместе с тем постоянно вижу запуски нишевых проектов и сегодня поделюсь парой примеров.

Для первой статьи на эту тему решил взять наших клиентов, которые запустились на готовом решении RTPlatform, если будет поддержка читателей, то продолжу копать в эту сторону и находить истории успеха проектов в узкой нише, стартовавших с нуля и без инвесторов.

Печники

Первый проект «Печники.Ру» – это сервис для мастеров строящих и обслуживающих печи, камины, барбекю или беседки, а также клиентов, заинтересованных в их услугах. Основатель проекта имеет свой бизнес в этой сфере и, как большинство офлайновых бизнесов, в какой-то момент упёрся в стеклянный потолок.

Стеклянный потолок — это когда вроде бы бизнес ничем не ограничен, чтобы расти вверх, но любые телодвижения в сторону увеличения рекламы сильно увеличивают стоимость привлечения клиента, отъедая маржинальность. Это приводит к тому, что дополнительные заказы не приносят прибыль, а чисто компенсируют затраченные на рекламу деньги.

Для того чтобы обойти эту проблему основатель решил сделать маркетплейс услуг, где будет агрегировать прочих мастеров и клиентов. Способ привлечения клиентов будет примерно такой же, как и в ТЦ, где целое крыло или этаж отдаётся под магазины одного товарного сегмента и клиенты идут именно туда, обходя точечные магазины.

Как работает приложение

Первое, что видит мастер, когда заходите в приложение – это список всех заявок. В первую очередь на экране отображается локация, чтобы мастер мог сразу, не заходя в каждую заявку отдельно, отсеять те, что не подходят ему географически. Также мастер может отсортировать заявки по типу услуги, чтобы подобрать только те, что входят в сферу его работы.

Заявку можно отправлять без авторизации, однако перед отправкой ответа система попросит заполнить профиль. Появится уведомление об обязательных полях, в которые потребуется ввести ФИО и мобильный телефон. Введённая информация привязывается к телефону, на который было установлено приложение, а к номеру телефона – после авторизации с подтверждением по смс.

После этого в профиль можно будет заходить с любого устройства; кроме того, авторизованному пользователю можно будет позвонить из раздела мастеров. К заявке можно приложить фото, чтобы мастер мог детально рассмотреть объект и понять суть задачи.

В списке мастеров выводятся все исполнители, зарегистрированные в системе. Всё по стандарту: имя, фотография, краткое описание, контактные данные с возможностью позвонить прямо из приложения, но только если мастер указал свой телефон – в противном случае ему можно будет только написать. Каждый мастер может загрузить несколько фотографий, поэтому их можно использовать как мини-портфолио своих работ, которыми он гордится.

Здесь же можно создать профиль мастера – уже введённые при отклике на заявку поля будут автоматически заполнены, останется лишь добавить фото с альбома или камеры и добавить краткую и подробную информацию о себе.

Всё остальное сделано по стандарту: уведомления об откликах и заявках, текстовые страницы «О сервисе» и Пользовательское соглашение».

Получается, что сервис работает, как мини-версия YouDo и не ограничивает регионы мастеров.

АвтоЭлемент

Идея продукта в том, что с одной стороны есть автовладельцы, которые размещают задания на поиск автозапчасти, а с другой – магазины, которые подписываются на марки и модели тех автомобилей, которые продают. Функционал разделён на два личных кабинета для покупателя и для продавца; одновременно заказчиком и магазином человек быть не может. Получился такой Exist наоборот — покупатель не ищет по каталогу, а пишет что нужно, а магазины предлагают.

Владельцы приложения работают в сфере автозапчастей, и увидели, что все текущие ресурсы работают в формате огромного каталога. Это отпугивает большинство покупателей, которым тяжело найти запчасть. Плюс это противоречит офлайновому процессу продажи. Когда покупатель приходит в магазин, то он не рассматривает все товары выставленные на прилавке, он обращается к продавцу, формулируя конкретный запрос. Эту механику и решили реализовать в приложении.

К слову, у приложения сейчас (за год развития) уже больше 20 000 установок. Активный рост отчасти связан с тем, что более полугода сервис позиционировался как полностью бесплатный, нарабатывая клиентскую базу. На данный момент активно приложение работает в Грузии, Казахстане и Азербайджене.

Как работает приложение / клиент

Первый раздел приложения – «Мои заявки», в котором можно сформировать новый запрос по той или иной запчасти. Для этого заказчику необходимо прописать её название, выбрать марку модель и год автомобиля, выбрать регион и состояние запчасти. После этого заявка попадает в общую биржу (клиенту она видна в разделе «Мои заявки», где также отображается её статус – активна, найдена, удалена).

Ещё в этом разделе можно увидеть, сколько магазинов подписано на выбранные марку и модель запчасти, и, соответственно, сколько из них получат предложение поучаствовать в тендере на поставку. Кроме того, всегда доступен каталог магазинов, предлагающих автозапчасти, где можно ознакомиться с карточками продавцов и связаться с ним напрямую.

Когда на заявку откликнется один из магазинов, клиент может открыть «Предложения» и начать с ним диалог. Здесь сразу же появляется автоматическое сообщение о найденной запчасти, а также комментарий продавца и стоимость продукта. С предложением можно согласиться – и связаться удобным способом с продавцом – либо отказаться и предложить свою цену.

Выполненные заявки можно перевести в исполненные, после этого они исчезают из базы актуальных. Можно их и удалить вообще, тогда они действительно удаляются навсегда, и посмотреть отклики и диалоги, которые в ней имелись, будет уже нельзя.

Как работает приложение / продавец

Для магазинов самое важное – это биржа заказов, то есть список всех актуальных заявок, имеющихся в системе. Работа биржи заказов в приложении организована в форме тендера: все заинтересованные магазины предлагают свою цену и условия покупки, а клиент выбирает наиболее понравившееся предложение.

Продавец выбирает марки и модели запчастей, которые у него есть, а, затем, по поступлении в базу новых объявлений по этим маркам, получает пуш-уведомления. Контакты клиентов магазинам не видны, чтобы они не могли рассылать спам.

Продавец может создать себе профиль – если его нет, при отклике на первую заявку будет выводиться полная анкета. Здесь заполняется самая необходимая информация.

Заполненная карточка позволяет продавцу оставлять заявки в «облегчённой» форме: вся информация сохраняется в профиле, и при отклике потребуется ввести только стоимость, комментарий по заказу и приложить фото товара.

Фото полезно, так как здесь продают не только новые, но и б/у запчасти. Можно предложить клиенту скидку на б/у деталь: загрузить картинку, чтобы покупатель мог визуально оценить состояние. Фото загружается из альбома или делается напрямую с камеры.

Заключение

Сейчас очень много проектов, которые работают по принципу интернет-магазина или доски объявлений, предлагая клиентам огромный выбор, но очень часто клиенту не нужен этот выбор, ему нужно, чтобы специалист провёл его за руку и подсказал что требуется именно ему. Вот на этом как раз и можно заработать во многих направлениях.

1313
8 комментариев

Сделал приложение по поиску работы/работников для Иностранных граждан. Вывод такой. Создание не главное. Главное потом продвижение и администрирование. Вот, куда нужны реальные вложения.

3
Ответить

Какова примерная стоимость создания подобных маркетпоейсов? Какая может быть минимальная стоимость? Не очень понимаю объемы.

1
Ответить

Печники запускались на базовом функционале готового решения за 90 тыс с небольшими доработками. АвтоЭлемент за год развития затратил несколько сотен тысяч, но там шли серьёзные доработки по нагрузке, скорости и тесты разных вариантов интерфейса

Ответить

Про запчасти, действительно, клевая идея. Когда работал в мебели, тоже думал создать такое приложение. Смысл тот же.

Ответить

По мебели мы такое тоже запускали, но там основатель как раз не смог найти инвестора для рекламы и двигается самостоятельно, но медленно - https://www.youtube.com/watch?v=SQG6xJhjDl8

Ответить