Автоматизация типографии. Профильные СРМ. Часть 3

Две прошлые части этого фундаментального труда были посвящены тому, как я метался и рос в своём понимании того, что мне нужно. Как я пришёл к осознанию, что мне нужна CRM+ERP, и какие вопросы она должна решать. Итак, если по пунктам, то мне нужно решить следующие задачи:

1. Онлайн.

2. Скорость расчёта заявки. Обыкновенно это делалось так – в левой руке калькулятор, в правой – прайс-лист. Обсчёт. Ручка и клок бумаги. Если позиций много, то опять калькулятор, ручка, калькулятор… В итоге, расчёты часто были ошибочными, неполными. Клиент делал заявку не сразу, а возвращался через неделю. Через неделю я уже не помнил, что ему насчитал - бумажка затерялась. Всё начиналось заново. Суммы не бились. Хаос. Мне нужны калькуляторы, встроенные в систему. Замысел был таким, чтобы калькулятор являлся бы одновременно и бланком заказа. При формировании заявки менеджер отмечает необходимые условия производства, вносит параметры размеров и тиража; системы выдаёт расчёт и на основании этих же данных генерирует техзадание в печатню. Калькуляторы должны решать задачи по автоматизации, скорости и точности.

3. Автоматическое прохождение заказа этапов производства. Мысль заключается в том, чтобы свести к минимуму работу всех пользователей в системе. Избавить их от необходимости, что бы то ни было заполнять, отмечать, выбирать и сохранять. Чтобы все обращались к системе как к источнику указаний – что делать. По завершении своей работы одна единственная кнопка - «ОК». При этом заказ должен двигаться в системе без того, чтобы его кто-то курировал. Самостоятельно. Без участия менеджера или кого-то ещё. Нет нужды менять статусы. Оповещать кого-то о поступлении новой работы в работу. Только кнопка «ОК».

4. Стандартизация общения. Особенно в части согласования макетов и вообще услуги дизайна. Чтобы избежать ситуаций, когда Заказчик за свои 2000 желает получить 274 варианта макета и каждый с пятью разными шрифтами.

5. СРМ – История взаимоотношений, переписки. История заказов. История макетов.

6. Расчёт зарплаты манагеру.

7. Учёт материалов. Автоматический. Простой. На уровне одной кнопки. Менеджер создал заказ – материал автоматически зарезервировался. Без ручных проводок. Заказ выполнен – материал автоматически списался.

8. Аналитика.

Следуя своей намеченной программе – я будто потомственный тестировщик ПО в шестом поколении стал выискивать специализированный софт и хладнокровно, упорно и бесстрастно прогонять тестовые заказы. Поначалу мне казалось, что специализированного софта на рынке совсем и нет. Всего пара решений. Однако я ошибся, и на сегодняшний день их уже подобралось предостаточно. Я хочу поделиться этим знанием с теми страждущими, что идут за мной теми же тропами, и облегчить их поиски. Эта часть моей истории будет посвящена просто перечню всех тех решений по автоматизации, которые я нашёл на рынке.

Честно скажу, что я не смог все их протестировать. Какие-то определённо не подходили под мои задачи. Какие-то были очень дороги для меня. Кто-то не предоставляет демо-версии, и я не мог их оценить. Однако, даже те системы, которые были испробованы, я не стану оценивать – хорошие они или плохие. Потому что:

1. Мой путь поиска системы автоматизации завершился тем, что мы создали свою программу. Забегая вперёд, собственно, про что и будет четвёртая часть моего труда. Намекну, что мы планируем поставить её на коммерческие рельсы. Поэтому, полагаю, тем более некорректно позволять себе какие-то сравнения в отношении конкурентных продуктов. Учитывая срок их существования, преданных пользователей, сколько труда и усердия пришлось вложить в них авторам, ну и, вообще, исходя из общей этики.

2. Я хочу дать читателю возможность самостоятельно проделать этот интересный путь полный испытаний и приключений. Без спойлеров. Не могу лишить его такого удовольствия.

Однако, я могу поделиться парой общих наблюдений:

1. Большинство систем первоначально разрабатывались для листовых (форматных) печатен – «цифра» и офсет. Не знаю с чем связано, но продуктов, которые задумывались сразу как универсальные или выросли из рулонной печати, по-моему, и нет. За исключением, наверное, АС-Принт. Такая этимология приводит к тому, что логику форматной печати, где всё считается в листах, безуспешно пытаются втиснуть в методы обсчёта Широкоформатной и Интерьерной печати, а потом и Сувенирной. Это создаёт кучу трудностей, потому что от логики работы системы пляшет и методика расчётов. В итоге во многих системах можно наблюдать, как Широкформатка считается листами, или Интерьерка находится в разделе цифровой печати. Как выставляется для баннера цветность 4+0. Грубо говоря, расчёт печати отличной от форматных видов полиграфии реализовано через «костыли». Выводы делайте сами. Наша печатня, вопреки общей традиции развития печатен возникла не из цифрового копицентра, с последующим расширением до интерьерки, сувенирки, широкоформатки, и, в завершении, офсета. Мы растём из кофейни с малюсеньким отделом кулинарии на вынос и киоска «дом быта». Мы растём как раз из Интерьерной печати. «Цифра» у нас появилась сравнительно недавно. Но прежде сувенирка. В этой связи наша разработка по автоматизации учитывает опыт существующих программ, поэтому метод расчёта не привязан к конкретному виду печати. Мы заложили в систему возможность универсального метода расчёта без «костылей» на основании свободных формул.

2. Почти все системы предоставляют собой универсальный продукт, настраиваемый под любые цели и нужды предприятия. Это, безусловно, очень круто. Но в результате, продукт требует специализированной настройки и внедрения. Нет простых, компактных и готовых решений. Да, готовое решение не подойдёт всем. И даже может многим. Но это всё равно путь, который работает. Это востребовано. Аналогия здесь – «1С». На базе этого монстра можно реализовать систему любой сложности. Но не всем надо реализовывать сложные системы работы. А потом содержать штат программистов, чтобы поддерживать эту систему. Кому-то нужны готовые решения, которые закроют конкретную проблему. У многих потенциальных пользователей бизнес-процессы ещё не проработаны ввиду юности бизнеса, и они открыты к тому, чтобы воспользоваться готовыми, придуманным за них алгоритмами. Например, заместо «1С» на рынке широко применяется простая и понятная бухгалтерская система для ведения УСН – «Эльба». Её невозможно настроить.

3. Интерфейс почти всех систем создавался не специализированными дизайнерами. С одной стороны, это прикладной продукт, который не требует привлекательности. Но, с другой стороны, те продукты, над которыми потрудился дизайнер, воспринимаются гораздо лучше, даже при условии, что они имеют функциональные недостатки. А в сложном техническом продукте юзабилити интерфейса граничит с функциональностью. Очевидность опционального значения того или иного элемента интерфейса безусловно совершенствует скорость обработки Заказов. Это всё предрекает, что тот, кто запилит хороший интерфейс (простой, логичный), сразу обскочит конкурентов на голову. Пожелаем ему успехов. И я вступаю в эту гонку (мы детально прорабатывали все визуальные элементы нашей системы).

Итак, чтобы зря не толочь воду в ступе – приглашаю пытливого читателя прогуляться по моему перечню:

Локальные приложения

Локальные приложения, как правило, отличаются более гуманной ценой (обычно это единовременный платёж за пожизненную лицензию). Для внедрения потребуется развитая локальная сеть с локальным сервером на который будет установлена база данных. На каждом пользовательском компьютере устанавливается клиентское приложение. Такой подход обеспечивает большую надёжность и скорость работы. Типография не зависит от скорости интернет соединения и вся информация надёжно хранится на локальном диске, не доступном из вне. Но в то же время, это сопряжено с определёнными трудностями по инсталяции (требуется навык), отсутствием онлайн доступа к системе из любой точки Земли, где есть интернет и фатальной потере данных, в случае физического повреждения носителей (пожар, потоп, вирус и пр). Локальные системы более гибкие в вопросе доработок, если на доработки готов разработчик, и позволяет ваш бюджет.

1. Простой софт конфигурация «Типография» (внизу страницы подробный видеообзор продвинутой версии) - возможно, что это самое бюджетное решение, среди существующих. Программа строится на универсальном ядре, на базе которого разработано множество других специфических конфигураций под иные виды бизнеса. Имеет отличный функционал и успешно решает задачу по управлению печатней. Исходя из знакомства с приложением, можно заключить, что она рассчитана на микро и малые предприятия.

2. SPSM - расшифровывается как Sevit Print Shop Manager, где Sevit - это название конторы из Канады, которая занимается разработкой (но мне кажется, парни там наши сидят, поэтому оно локализовано). Имеет лёгкий русскоязычный интерфейс, проста в использовании, представлена в четырёх основных редакциях: всё что есть, только широкий формат, только цифровая печать, бесплатная демка. Лицензия считается на базу данных - позволяет подключать неограниченное количество пользователей, создавать неограниченное количество рабочих мест и записей в базу данных. Ориентирован на микро, малые и средние печатни. Пожалуй, это самое экономичное решение из существующих. И если бы я теперь не топил за свой продукт – я бы ратовал за SPSM.

3. Аплер - Есть только одна версия программы. И одна фиксированная стоимость лицензии. Лицензия выдаётся на пользователя (рабочее место). Цена достаточно демократичная. Есть бесплатная версия программы для «Посмотреть», с полным функционалом, но ограничением на количество пользователей и сделок. Постоянно совершенствуется, имеет активную обратную связь и поддержку. Претендует на то, что может быть внедрена в типографию любого уровня.

4. Умные цифры - есть две версии - попроще и полная. Соответственно, два ценника на лицензию. Оплата единовременная. Одна лицензия - одно рабочее место. Есть демо доступ. Активная поддержка, форум. Программа постоянно совершенствуется и развивается. Поддерживает обработку всех видов печати, постпечати и других допработ. Претендует на то, что может быть внедрена в типографию любого уровня. На главной странице сайта есть смешной мем с людьми каменного века.

5. CRM КлиК: Полиграфия – как и первая программа в перечне создана по методу универсального ядра и конфигурации под конкретные задачи (конкретный бизнес). Система масштабируемая рассчитана на малые и средние предприятия.

6. Perfect - решение, которое вы не можете протестировать, потому что в свободном доступе нет демоверсии. Поэтому за функционал сказать ничего нельзя. Согласно релизам и описаниям на оф. сайте возможности большие, и решения актуальные. Но как обстоят дела на самом деле - неизвестно. Платёж единовременный. Цена высокая. Отличительной особенностью является то, что продукт поставляется не просто как программа сама по себе, в которой предстоит разбираться, некий комплексный продукт с анализом существующего производства, созданием цифровой модели (видимо построением бизнес-процессов), внедрением и поддержкой. Типа, вы приобретаете не просто программу, а аудит и решение с последующим внедрением. При единовременном платеже есть ограничение на количество рабочих мест - 12шт (хотя это и не мало). Вероятно, если потребуется большее количество мест, то придётся приобретать ещё лицензии, а возможно это и ограничение базы данных.

7. Printeffect – это, пожалуй, не самое простое решение, потому что ценообразование у него очень сложное и составляет пару листов, а демо-версии нет. Но есть подробный видеообзор. Не смотря на то, что система заявлена разработчиком для средних предприятий, по факту, это решение, скорее всего, для средних и больших предприятий занятых Офсетом. Система имеет отличные инструменты для глубокого анализа и контроля.

8. Flexys Printshop - эта система имеет ещё более хитрое ценообразование, чем предыдущая, но больше всего она непонятна принципом организации покупки самой программы, потому что к продаже предлагаются отдельные модули, такие как калькулятор расчёта или складской учёт в разных наборах и количествах. Сложно представить себе, что кому-то может потребоваться отдельно только складской учёт. В результате не совсем ясно, где ядро программы. Возможно запросить демо-версию. Судя по всему, решение ориентировано на малые и средние предприятия.

9. Print expert - самая таинственная система из представленных. Есть демка. Внедрение системы от 120к. Исходя из представленного перечня заказчиков, можно сделать вывод, что система ориентирована на крупные офсетные предприятия. Система поразительно скупа на информацию сайт, так что пропадает всякая охота интересоваться дальше, особенно на фоне более расторопных конкурентов.

10. WorkFlow Systems, конфигурация «РА и Типографии» - опять универсальная разработка некоего ядра, на базе которого создаются различные конфигурации под потребности каждого конкретного бизнеса. В данном случае печатни. Рассчитывается единовременным разовым платежом за пакет лицензий. Одна лицензия - одно рабочее место. Решение для микро, малого и среднего уровня предприятий. Ценник гуманный.

11. Logic Print - импортная программа. Англицкий интерфейс. Отличается тем, что её потом невозможно деинсталлировать.

Облачные решения

Облачные решения перед локальными решениями имеют два неоспоримых преимущества: первое - не требуют установки. Это значит, что они более просты для внедрения хотя бы на первоначальном этапе оценки и знакомства. И вам, как минимум, не нужно устанавливать локальный сервер. Второе - работают онлайн везде, где есть доступ в интернет. Проще организовывать работу предприятия с разрозненными точками продаж и нескольких точек производства.

1. ПринтОффис24 - один из первых облачных сервисов, который сегодня широко развился и стал крупным отраслевым решением. Изначально сервис больше подходил рекламным агентствам и был похож на классическую СРМ типа Битрикс или Амо, без привязки к производству и расчётам. На сегодняшний день система имеет все необходимые для производства модули, в том числе склад и калькуляторы. В момент подготовки этого текста ценовая политика была самая щедрая и не была похожа на достоверную - считалась в районе 20 рублей в день на сотрудника.

2. АС принт - система, которая бурно развивалась в начале своего пути, но потом вдруг в конце 2018 года обновления прекратились (возможно разработка достигла совершенства). Может похвастаться отличным внешним видом и очень демократичными ценами, пожалуй самыми выгодными на рынке среди облаков. Абонентская плата. На момент последнего релиза система поддерживала все основные виды печати, в том числе и офсет. Продукт ориентирован на микро, малые и средние предприятия. При регистрации я стал почётным сотым пользователем и мне был щедро подарен бесплатный год. Я попытался внедрить сервис. Но не получилось. Самая большая странность этой системы – адрес основного сайта: 3-metra.com (какие 3 метра?)

3. Аксиома - мощный комплексный продукт, нацеленный на большие и крупные типографии. В частности, основное внимание уделено Офсету. Цифра стоит на втором месте. Остальные виды печати представлены через адаптированные существующие решения для цифры. Например, широкоформатная продукция реализована через блок Цифровой печати. Система поражает скоростью работы и имеет достаточно понятный и логичный интерфейс. Распространяется по абонентской плате. Стоимость пакетов включает неограниченное количество пользователей, что очень гуманно по сравнению с существующими аналогичными сервисами. Действует четыре тарифа: только посчитать, посчитать и управлять цифровой печатней, посчитать и поуправлять офсетной типографией и последний тариф - всё что есть. Существует кабинет для клиента за дополнительную плату.

4. Делаем дело - Сервис представляет собой комбайн, где есть всё. Прекрасный, светлый, чистый интерфейс. Оплата сервиса складывается из модулей - пользователь сам выбирает нужные. Есть плата за определённое количество рабочих мест, и есть плата за определённые инструменты. Таким образом цена довольно гибко может настраиваться. Однако, демократичность обманчива – в сумме набирается достаточно. И, конечно, надо быть осторожным – софт находится в реестре Российского ПО, а это нездоровый симптом, как мы все понимаем. По крайней мере здравомыслящий человек не станет этим хвастаться.

5. FASTKORE - Многофункциональный комбайн. По сути, это универсальное решение CRM+ERP (Аналитика+Документы+Финансы+Закупки+Производство+Склад+Доставка+Персонал+Контроль поручений+Управление проектами). Почему эта система попала в мой список? Потому что у них есть реализация конкретно для типографии. Ценник самый высокий при абонентской плате, но зато есть единовременный платёж за 5 мест. Весьма гуманный. Функционал программы очень богатый. Интерфейс приятный и понятный (мне даже сделали индивидуальное предложение, и я всерьёз обдумываю – не принять ли его и не прекратить нашу разработку, в самом деле?).

6. PROtoSMART - Эта система прежде всего ярко выделяется самобытной графикой интерфейса. Я готов, как самый грязный пират, биться об заклад и держать пари, что ничего подобного вы прежде не встречали. Нельзя сказать, что над системой не работал дизайнер. Наоборот. Но цели, которые он преследовал, были, вероятно, довольно нестандартные и лежали далеко за гранью добра и зла. Очень низкие тарифы на использование. Тарифицируется за пользователя. На момент написания обзора - важные функции находились на стадии разработки (калькуляторы). Ну и на моём компе не работало часть функциональных элементов интерфейса (я грешу на браузер Maiar к которому пристрастился в последнее время).

7. Orbox – при довольно-таки, необычном интерфейсе, программа имеет отличный функционал. Вроде как, на данный момент, она находится на стадии «допила». Поэтому в «демо» работает не всё. Но я должен отметить – логика работы программы превосходная.

Решения частичные, вспомогательные или иной сути.

1. ПринтМенеджер - это чисто калькулятор для настройки расчётов. Создаётся аккаунт, вносится перечень оборудования, настраиваются расчётные опции калькуляторов и сервис готов к работе. Можно использовать в качестве дополнения к непрофильной СРМ (Битрикс, АМО и прочему). По сути, заменяет физический калькулятор в руках менеджера или таблицу Exel у более продвинутых пользователей. Возможно, кто-то ищет именно такую штуку.

2. .TCS - это не совсем система управления типографией. Это новый тип облачного продукта в котором клиент работает самостоятельно. Это система автоматического расчёта и генерации заказов, которые пользователи вашего сайта создают сами, без помощи менеджеров. Проверка файлов перед печатью и пр. По сути это развитый бэкенд вашего сайта. Внутри есть встроенная CRM и ERP. В общем и целом, это очень интересное решение. Но, наверное, оно актуально в секторе B2C. Хотя, возможно, по результатам пандемии печатный бизнес весь станет только таким.

3. Pixlpark - Тоже самое что и .TCS но с ещё большим функционалом. Чуть подороже.

Комбинированные решения

1. 1С:Пердприятие 8. Полиграфия - сами понимаете, что это такое. Решение отличное, если вы используете 1С. Но у меня на 1С аллергия. Поэтому никаких комментариев не будет. И даже ссылки не будет.

Возможно, что это не полный перечень, но на момент написания данной статьи, как кажется, был исчерпывающим. Я постоянно изучаю все доступные альтернативные решения в целях совершенствования нашей собственной системы.

В следующей части будет уже подробное описание нашей системы. Вы, наконец, узнаете, как она называется. Йо-ху!

Нам хочется, так скажем, лайков – чтобы убедиться, когда мы выкладываем эту писанину, что если звёзды зажигаются, то значит это кому-то, да нужно.

С вами был Влад Парголовоский, шеф Точки Печати на севере СПб. Подписывайтесь на наш ВК и Инстаграм, где вы от души посмеетесь.

44
15 комментариев

Добрый день. Мне очень понравился отзыв о нашей системе, но хочу Вас попросить сменить заголовок абзаца на "3 метра". "АС принт" это устаревшее название.
Так же хочу уведомить что мы возвращаемся к активной разработки и готовы детально рассмотреть Ваши потребности.

Спасибо за отзыв.

Разработчик "3-метра"

Ответить

Уважаемые разработчики при всем желании мы не можем редактировать статью из-за ограничений сервиса всру. Но поверьте, мы никого не хотели обидеть.

1
Ответить

Влад, когда ждать продолжения? Мы примерно на той же стадии поиска, сейчас ведём заказы в TCS, но там нет склада и нормальной CRM как таковой. Поэтому интересно ознакомиться с вашим решением, жизненно важно, кстати, чтобы было API, чтобы можно было подгружать онлайн заказы и лиды из других источников.
И небольшое замечание по статье, TCS со всеми модулями стоит больше, нежели PixlPark, Аплер - годами умирающая программа с одним разработчиком, Умные цифры - хороший старт, но программа по факту также практически не обновляется, разработчик также один. Я работал со всеми этими решениями и никакой симбиоз с онлайн заказами с этими решениями невозможен.

Ответить

Александр, спасибо за проявленный интерес. Честно сказать - мы приостановили публикации, так как не было никакой реакции и обратной связи.
До конца месяца будет следующая публикация с функциональным обзором системы наиболее интересных возможностей. И до конца лета мы планируем уже коммерческий запуск.
Забегая вперёд из интересного:
1. Использование системы первый год будет абсолютно бесплатное.
2. Стоимость не будет зависеть от количества рабочих мест.

Ответить

Здравствуйте. Предлагаем рассмотреть нашу систему "3 метра" о ней как раз упоминалось в этой статье. Мв как раз возвращаемся к активному развитию системы и можем более детально рассмотреть Ваши потребности и попробовать внедрить.

Ответить

Хочу сказать про PrintOffice24. 
Плюсы: Задумка отличная CRM + Калькулятор+склад.
Относительно не дорого.
Интуитивно понятный интерфейс.
Создает документы по сделке которые можно корректировать перед печатью.
Минусы:
Тех поддержка на нуле, все обещают(с декабря 2019) обновки с исправлениями но никак не сделают. 
Похоже что умирающий сервис.

Хотелось бы увидеть и попробовать ваше решение.

Ответить

в процессе)) как только додумаем, то сразу тиснем статью

Ответить