{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Как в большой компании рассказывать о релизах

Пять лет назад мы в 2ГИС придумали, как сообщать тысячам коллег о новом в продуктах так, чтобы они ждали этих новостей.

Проблема, которую хотели решить, кажется, типична для компаний 500+ человек — это проинформировать всех-всех об изменениях. Менеджерам по продажам полезно знать, что в продукте вышла новая штука для их клиентов, а техподдержке важно в деталях разобраться, как эта штука работает. Любому сотруднику ценно понимать не только что мы делаем, но ещё и почему, для кого и каким образом.

Классические презентации отнимают много времени и хорошо работают у нас только для близких друг к другу команд разработки. Мы их проводили и проводим, но типичную презентацию посещает 5–10 команд разработки, при том что всего их 40+. Туда не приходят из неразработческих подразделений, хотя в 2ГИС их большинство. А если бы и приходили, то ничего бы не поняли.

Второй способ — release notes. Тоже правильная практика, но не раскрывает сути задач и смысла. Обычно это линейный список тикетов, который читают по диагонали.

Мы перепробовали вариации этих двух методов и поняли, что цель проинформировать максимум сотрудников достигается фигово. Нужен другой инструмент, который встанет над «традиционными». И решили сделать дайджест. Как заводская малотиражка, которая выходит раз в месяц, охватывает все-все новости и выходит не в виде сухой сводки, а в медийном формате полноценных историй. Такую газету разбирают на проходной и читают от корки до корки.

Дайджест назвали «Доставили», собрали на Тильде и даже купили домен dostavi.li (продлять не стали, сложная зона какая-то). Каждый выпуск — это от 5 до 15 статей про крупные релизы и изменения, выходит раз в месяц (почти стабильно).

Статьи пишут авторы фич или те, кто их «доставлял» — чаще всего продакт-менеджеры и инженеры. За общим стилем приглядывает редактор, за концентрацией смысла — выпускающий редактор.

Трансляция смысла задач — это, наверное, главный редакционный принцип Доставили. Мы рассказываем не столько о выходе новой фичи, сколько о том, зачем и для чего она сделана, как работает. Где возможно, сразу подводим первые итоги и пишем про эффект.

Так, про эффект самого Доставили. При запуске дайджеста у нас была цель, чтобы его читал каждый сотрудник. Как обычно бывает с любыми фичами, на 100% цели не достигли, но каждый выпуск читает от 1,5 до 2 тысяч человек.

Сейчас аудитория дайджеста — около 62% сотрудников управляющей компании и филиалов 2ГИС. Нам, конечно, хотелось бы больше, но кажется, что это и так дофига. До появления дайджеста эти цифры доходили в лучшем случае до 10%.

Другие следствия

Само слово «Доставили» стало частью внутреннего сленга и культуры. Причём с особой коннотацией: задача не просто зарелизилась, а начала приносить пользу нашей аудитории. Призыв доставлять мы своими руками нарисовали на стене в одной из комнат офиса.

Комната называется «Мастерская», стена и надпись — diy-проект

Раз в полгода в командах разработки мы проводим аттестации: руководители общаются с каждым сотрудником, составляют планы роста и, помимо прочего, узнают демотиваторы и мотиваторы каждого. Последние пару лет мотиватор №1 — это наш продукт.

Сложно наверняка утверждать, что в этом большая заслуга дайджеста, но какая-то всё-таки есть, потому что для нас это главный канал объяснения своих продуктовых подходов. Доставили делает сотрудников сопричастными, показывает, что мы делаем не тикеты, а помогаем 50 миллионам пользователей ориентироваться в городах и экономить время. Доносит, что фичи не выковыриваются из носа, а зиждутся на работе и смысле.

Особенно хорошо «близость» ощущается, когда что-то получается круто или, наоборот, не выстреливает. В первом случае — через сопричастность, во втором — никто не додумывает, что «эти менеджеры вечно придумывают ерунду», а понимают истинную причину неудачи. Короче, простите за пафос, но Доставили — часть нашей культуры.

Мелочи

Каждый Доставили завершает песня. Её всегда выбирает один и тот же секретный человек, и многие ждут очередной выпуск, чтобы познать новые грани его музыкального вкуса.

Мы немного упороты по обратной связи и каждую статью просим оценить. На основе оценок формируется топ выпуска, есть топ года и абсолютный топ. Какое-то время дарили автору лучшей статьи месяца вкусный приз, но перестали, когда один из ребят скопил на рабочем столе мини-бар. Пару раз в битве побеждала песня и мы делали вывод, что все релизы месяца были слабыми — не может же даже самая лучшая музыка выиграть у смысла?

Помимо релизов, в дайджесте год назад появилась возможность задать любой вопрос про планы, продукт или результаты запусков и получить публичный ответ в следующем выпуске. Это оказалось хорошим способом обратной связи. (Думаем добавить гороскоп или кроссворд, но боимся, что из-за них перестанут читать статьи.)

Раз в год публикуем планы, где подробно объясняем, что будем делать и почему именно это — такие выпуски традиционно оказываются самыми читаемыми. Ещё из «неформата»: пару раз делали спец.выпуски, когда была потребность объяснить важное событие. Например, такое:

И последнее

После пяти лет выпуска внутреннего Доставили мы решили сделать его публичным, доступным всем. Раньше чего-то стеснялись или боялись, а тут вдруг подумали — пора, классный же продукт. У нас нет амбиций увидеть там огромную аудиторию, но если несколько тысяч из ядра пользователей проникнутся нашими ценностями и подходами — будет круто. Это будет означать, что мы избавились от страхов не зря. Читайте и делитесь, как вам.

Песня

(Лучшая за всё время существования Доставили, по версии сотрудников 2ГИС)

Антон Спиридонов, выпускающий редактор Доставили

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Ярослав Фролов

"Пять лет назад мы в 2ГИС придумали, как сообщать тысячам коллег о новом в продуктах так, чтобы они ждали этих новостей" — если есть хоть один человек в мире, который ждёт новости от 2ГИС, прошу его ответить на этот комментарий. Хочу посмотреть, как такие люди выглядят вообще.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Фролов

Действительно, очень невнимательно прочитал) Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Spiridonov
Автор

Этот единственный ответил ниже! ) https://vc.ru/services/148622-kak-v-bolshoy-kompanii-rasskazyvat-o-relizah?comment=2001207 

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Loginov

Здорово вышло! Очень интересный опыт, рад, что у вас получилось решить такой нетривиальный вопрос. Возьму на заметку :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Романов

Я не сотрудник, но за новшествами сервиса слежу ) А подход донесения новостей в таком виде до сотрудников очень хороший, тем же продавцам показывать какие-нибудь release notes действительно бессмысленно.

Ответить
Развернуть ветку
tommyscz

Вы лучше бы больше ресурсов вкладывали в актуализацию информации. На карте показаны шавермы (например), которые уже давно закрыты, например, или в здании не указано, что размещается РКЦ, хотя он там был с незапамятных времен. В Яндексе информация актуальная. В-общем постоянно приходится перепроверять информацию в Яндекс.Картах, ну и зачем тогда 2ГИС держать? Одной красивой карты маловато..

Ответить
Развернуть ветку
Groosha

Как большой любитель чейнджлогов, скажу, что мне всегда приятно читать списки изменений, где в начале кратко выделена суть обновления, а ниже список из всех мелочей (по типу git log, только в человекочитаемом виде)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Бардадым

Полезный для меня материал. Т.к. тоже занимаюсь подготовкой внутренних коммуникаций по своим проектам. 
Чисто стилистически - очень сильное влияние "Главвреда"... суховато и холодно, зато с подробностями. Как инструкция от утюга.

Ответить
Развернуть ветку
Buddhism Press

то есть 5 лет назад в 2гисе не слышали о корпоративных сми и интранетах? "заводская малотиражка")))) 

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда