"Рубль на киловатт-час": как цифровой стартап помогает снизить расходы на электроэнергию

Цифровая трансформация энергокомплекса является в России, без преувеличения, задачей государственного масштаба. Отраслевая программа «Цифровая энергетика» утверждена Минэнерго РФ еще год назад, и содержит тома документов, описаний и обоснований. Между тем, роль «цифры» в повышении эффективности энергетики нагляднее всего характеризуется цифрами же: экономия до 200 тыс. рублей на одной генерирующей единице и до 1 рубля на каждом использованном киловатт-часе электроэнергии на предприятии-потребителе. Это – результат использования только одного цифрового решения, нацеленного на повышение энергоэффективности.

Энергетика и цифровизация: истоки актуальности

Энергоэффективность – «вечная» проблема отрасли. Когда-то ей уделялось не так много внимания: генерирующие и сетевые компании могли компенсировать собственную неэффективность путем повышения тарифов. Однако, активность государства в тарифном регулировании (за последние годы неоднократно изменялся федеральный Закон «Об электроэнергетике», меры по регулированию тарифов постоянно обсуждает и принимает и правительство страны) заметно сокращает такие возможности. И это стало одним из факторов, стимулирующих активность участников рынка энергетики в области цифровизации.

Вместе с тем, за последние несколько лет стоимость электроэнергии для предприятий-потребителей выросла почти в три раза. Но одновременно более чем вдвое, как свидетельствует индекс ММВБ «Электроэнергетика», сократилась капитализация российских генерирующих компаний. Такая динамика ставит перед производителями энергии вопрос о поиске путей повышения эффективности, чтобы производить из одной тонны топлива максимально возможные объемы электроэнергии и тепла, и, соответственно, больше заработать. С другой стороны, в серьезную ситуацию попадают и потребители – производственные компании. Им необходимо из каждого потребляемого киловатт-часа энергии «выжать» максимально возможный объем продукции, будь то минеральные удобрения или автомобили.

Еще одним, не меньшим фактором роста внимания к цифровизации стало и развитие технологий. Алгоритмы машинного обучения, быстрый интернет, приборы учета, которые позволяют собирать данные в режиме реального времени и программно-аппаратные средства стали массово доступными. Это позволило говорить о цифровой трансформации энергетики не как об отдаленной перспективе, а как о реальной задаче. Отсюда – и заметная активность на рынке цифровых систем, адресованных и энергетическим компаниям, и потребителям.

Стартапы и рынок цифровизации энергетики

Специфическая черта рынка цифровых решений для энергетики – их востребованность как самой отраслью, так и предприятиями-потребителями, стремящимися повысить свою энергоэффективность. «Традиционные» поставщики решений, которые ориентируются прежде всего на отрасли промышленности, могут далеко не всегда предложить универсальное решение, востребованное обоими категориями заказчиков. Это делает рынок цифровых решений для энергетики особенно актуальным для стартапов. При этом, в отличие от крупных поставщиков, молодые компании предлагают специализированные решения, нацеленные на решение конкретных задач, а не «сплошную» цифровизацию. И это обеспечивает одновременно и низкую стоимость, и высокую скорость решения задач, которые стоят перед предприятием.

«Стартапы, которые сегодня предлагают свои решения российским промышленным предприятиям обладают всеми необходимыми компетенциями – и технологическими, и отраслевыми. Эти компании – не студенческие проекты. Их представители уже работали в разных компаниях 5-10-15 лет и начали свои проекты, опираясь на этот опыт, сформировали и идею своего продукта, и видение решения задач, которые стоят перед заказчиками. Именно такие идеи и востребованы бизнесом. Таким образом, «стартап» – в значительной мере условное название. Речь идет о зрелых компаниях, которые имеют в своем портфеле апробированные решения».

Алексей Борисов, Директор по акселерации ТЭК и промышленности Фонда «Сколково»

В качестве примера можно привести Enreport – разработку одноименной компании, которая является резидентом Фонда «Сколково» и участником программы поддержки стартапов для промышленности «Промтех», которую «Сколково» реализует совместно с «Инновационным центром Ай-Теко».

Решение для энергоэффективности: пример Enreport

Решение, которое разработал и развивает Enreport, адресовано генерирующим компаниям и потребителям. Оно позволяет собирать информацию из учетных систем (технических и финансовых) и с имеющегося на предприятии оборудования. На основе этих данных система выстраивает модели энергопотребления, позволяющие повысить энергоэффективность.

Enreport – облачное решение, которое работает в дата-центре компании. Эта схема устраивает не всех заказчиков: опасения, связанные с вероятной потерей данных и недоверие к public cloud у многих компаний все еще высоки. Дмитрий Новиков, генеральный директор Enreport,отмечает, что компания готовится предложить таким клиентам версию решения, рассчитанную на использование собственных серверов предприятия.

В среднем внедрение Enreport занимает один месяц. Как правило, одна неделя уходит на подготовку нормативной документации и изучение договоров, которые заключены у заказчика с поставщиком энергии. Затем следует изучение производственных процессов предприятия, определяются алгоритмы, которые применимы к каждому из них. Наконец, разрабатывается модель энергопотребления и внедрение системы. «Чем быстрее и чем меньшими усилиями пройдет внедрение, тем более мотивировано будет предприятие для дальнейшей работы и для развития цифровой системы», – поясняет Дмитрий Новиков.

Российская специфика

Для российских предприятий свойственен недостаточный уровень автоматизации. Речь идет как об общем уровне автоматизации, так и о системах энергоснабжения, в частности. Кроме того, в нашей стране до сих пор не существует унифицированных систем сбора информации. Для многих решений это обстоятельство может стать критичным: невозможность сбора данных на отдельных производственных участках делает систему неработоспособной. А предприятие-заказчик, прежде чем внедрять цифровые системы, вынуждено инвестировать значительные средства в технологическое развитие и замену оборудования.

В Enreport нашли элегантный способ преодоления этих ограничений. В компании стали использовать специальные алгоритмы непараметрической статистики и совместную разметку данных с компаниями-клиентами. К примеру, предприятие может осуществлять сбор параметров энергоснабжения одного из цехов. Сопоставляя данные о времени работы оборудования, система позволяет анализировать энергопотребление отдельных производственных участков и выдавать рекомендации по их использованию. Такое применение решения уже позволяет получать предприятиям заметную экономию и, благодаря ей, инвестировать в оборудование производственных мощностей современными системами учета, а значит, и в повышение собственной энергоэффективности.

Эффективность цифры

Экономия, которой могут добиться предприятия благодаря использованию цифровых решений, весьма значительна и выражается в шестизначных цифрах. Так, для генерирующих компаний экономический эффект от внедрения Enreport может достигать 200 тыс. рублей в сутки в расчете на одну ТЭЦ. Средний размер экономии для потребителей определить гораздо сложнее – он зависит от масштабов предприятия, уровня энергозатрат производства и множества других параметров. Дмитрий Новиков осторожно отмечает, что экономия благодаря использованию решения составит не выше 1 рубля на каждый киловатт-час потребленной энергии. Однако, в масштабах любого предприятия итоговая цифра в любом случае будет весьма значительной и достигать сотен тысяч рублей в месяц.

Автор - директор по развитию бизнеса ИЦ "АйТеко".

1313
4 комментария

«Российская специфика»

Поправочка на РФ 😂

Ответить

Интересно. Конкретный кейс было бы интересно посмотреть

Ответить

Игорь, добрый день! Вопросы о кейсах можно задать непосредственно представителю компании Enreport. Дмитрий Новиков  +7 (926) 315 два один 81 или по электронной почте info@enreport.ru

Ответить