Сервис «Мои субсидии» - это один из наиболее популярных государственных сервисов среди жителей и предпринимателей Республики Татарстан.

Сервис разработан в Центре цифровой трансформации Республики Татарстана. Далее — рассказывает руководитель продукта Марсель Галлямов.
Сервис разработан в Центре цифровой трансформации Республики Татарстана. Далее — рассказывает руководитель продукта Марсель Галлямов.

Сервис является единой платформой, объединяющей различные меры государственной поддержки для малых и средних предприятий, частных фермеров и граждан.Мы активно используем данные, которые уже есть у государства, включая базы ФНС и ЕФРСБ, выписки из Росреестра и многие другие источники.

Большинство информации сервис получает автоматически через профиль пользователя на Госуслугах, что делает возможным подачу заявок на гранты и субсидии онлайн, исключая необходимость дополнительной верификации, а также посещения государственных учреждений, ожидания в очередях и сбора множества бумажных документов.

Список государственных систем и баз, из которых сервис автоматически получает данные 
Список государственных систем и баз, из которых сервис автоматически получает данные 

«Мои субсидии» - востребованный сервис: в 2024 году наши пользователи подали свыше 47 тысяч заявок на общую сумму 2 миллиарда рублей, а с момента запуска сервиса было оформлено более 220 тысяч заявлений на сумму 16 миллиардов рублей.

Миграция на «ГосТех» - как это было?

В этой статье мы сосредоточимся только на технических аспектах миграции сервиса на ЕЦП «ГосТех», а юридические нюансы мы раскроем в отдельной статье.
В этой статье мы сосредоточимся только на технических аспектах миграции сервиса на ЕЦП «ГосТех», а юридические нюансы мы раскроем в отдельной статье.

Популярность сервиса не осталась незамеченной на федеральном уровне, и в 2023 году при поддержке заместителя председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко стартовал перевод сервиса «Мои субсидии» на платформу «ГосТех».

Что такое ЕЦП «ГосТех»?

ЕЦП «ГосТех» – это облачная платформа для создания государственных информационных систем (ГИС) и цифровых сервисов, разработанная в рамках реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» государственной программы «Информационное общество», целью которого является создание суверенного интернета.

Платформа основана на отечественных технологиях, которая не зависит от мирового рынка.
Платформа основана на отечественных технологиях, которая не зависит от мирового рынка.

Кроме обеспечения технологической независимости в условиях нестабильности мировой обстановки, ЕЦП «ГосТех» также решает проблему дублирования сервисов - в каждом регионе нашей страны существуют свои системы со схожим функционалом, предоставляющие услуги населению.

ЕЦП «ГосТех» призван стать единой централизованнойплатформой, обеспечивающей высокое качество предоставления государственных услуг.

После соблюдения процедур и оформления всех необходимых бумаг мы приступили к активной работе.

Перед нами стояли 3 амбициозные задачи:

  • «Подогнать» сервис под уникальный технологический стек платформы «ГосТех»;
  • Перенести данные наших пользователей в новое хранилище S3;
  • Сделать сервис мультитенантным - для изолированного обслуживания пользователей из разных регионов страны (ключевая особенность платформы «ГосТех»).

Мы придали большое значение тому, чтобы размещение сервиса на платформе «ГосТех» прошло максимально гладко и безболезненно для наших пользователей - они не должны были столкнуться с ухудшением качества обслуживания или потерей своих данных. Также нам было важно сохранить внутреннюю «кухню» сервиса - актуальность системы управления запросами в СМЭВ и статусами внутреннего скоринга заявлений.

И если адаптацию к уникальному технологическому стеку платформы можно рассматривать как типовую задачу, включающую изменение индексации справочников, переход на новые библиотеки авторизации и отказ от использования очередей Kafka в пользу API-gateway по REST, то перенос данных в новое хранилище S3 - действительно сложная и порой пугающая задача.

Важным моментом стало то, что в период активной фазы «переезда», мы приняли осознанное решение не отключать сервис.

Наши пользователи продолжали ежедневно решать свои задачи, а мы - свои.

К сожалению, сервис не всегда был онлайн 24 на 7, но это реальность - всегда есть баги и хотфиксы, и всегда нужно время на устранения их последствий.
К сожалению, сервис не всегда был онлайн 24 на 7, но это реальность - всегда есть баги и хотфиксы, и всегда нужно время на устранения их последствий.

Когда мы перенесли все разработку на внутренние инструменты платформы «ГосТех», наше хранилище S3 пробило 2 ТБ, а количество ежедневных запросов в СМЭВ перевалило за 10 тысяч.

Нам нужно было перенести все данные в новое хранилище S3, и учитывая ответственность, возложенную на нас как на государственный сервис, мы решили двигаться консервативно:

— организовали и настроили защищенный канал передачи данных;

— определили объем исторических данных в S3;

— загрузили эти данные в новое хранилище S3 на платформе «ГосТех»;

— настроили ежедневный подсчет и выгрузку инкремента до полного перехода на платформу «ГосТех».

Эти решения сильно ограничивали нас, но в итоге позволили сервису продолжать работу и подготовиться к официальному запуску на платформе «ГосТех» без потерь.

Сегодня «Мои субсидии» - это первый региональный сервис подобного масштаба, запущенный на платформе «ГосТех».

Мы активно развиваемся, и сейчас перед нами стоит задача сделать сервис мультитенантным - мы получаем предложения о внедрении из разных регионов страны, и это подтверждает нашу решимость быть первопроходцами в этой области!

Хотим выразить особую благодарность командам ФКУ «ГосТех» и ПАО «Сбербанк за открытость, своевременную помощь и экспертизу.

Начать дискуссию