Как управлять затратами на облако в 2025 году: 4 простых шага к FinOps

Разработчики обожают свободу, которую дают облака. Нужно протестировать новую идею? Запускают сервер. Требуется масштабирование? Добавляют ресурсы. Всё просто, удобно и почти мгновенно всё больше проектов начинает работать на облачных ресурсах.

Сначала никто не замечает, как расходы постепенно ползут вверх. Но с ростом количества команд, которые используют облако наступает момент, когда, взглянув на счет, кто-то из руководителей спрашивает: Почему так дорого? Действительно ли нужны все эти ИТ-ресурсы? Как они помогают решать бизнес задачи?»

Без прозрачности и инструментов вся эта облачная история превращается в хаос. Чтобы навести порядок, нужны чёткие правила: новые процессы, автоматизация и культура совместной работы вместе называемые #FinOps.

FinOps-практики превращают расходы и счета на облако из ребуса в ясную картину:

Финансисты понимают, за что платят. Разработчики — как тратят. А ИТ-директор получает оптимизацию затрат и полную прозрачность, демонстрируя ТОП-менеджменту эффективность своего подразделения.

В этой статье разберем ключевые практики управления облачными расходами, и поймём как начать получать максимальную отдачу от облачной инфраструктуры.

Прозрачно распределите расходы по командам и проектам

📔 В компании, в которой несколько команд активно используют облачные ресурсы, крайне важно понимать, кто, для каких задач и проектов и сколько ресурсов потребляет. Учет и распределение затрат позволяет сопоставить адекватность расходов на ИТ-ресурсы стоящим перед командой задачам.

👉 Это похоже на управление автопарком в компании. Если бюджет общий и для каждой машины не фиксируются количество поездок, затраты на топливо, техобслуживание и ремонт то в конце месяца могут быть проблемы с перерасходом общего для всех бюджета.

📝 Одним из способов повышения прозрачности может служить квотирование расходов по командам. Каждая команда компании получает свою "квоту" на облачные ресурсы, что помогает четко отслеживать, кто и сколько потребляет. Такая практика позволяет руководителям проектов или команд находить возможности для оптимизации и управлять расходами более осознанно. Это особенно актуально для компаний, где несколько команд используют одни и те же облачные ресурсы или инфраструктурные сервисы, например, кластеры Кубернетес.

Сократите до 0 неоптимально используемые ИТ-ресурсы

📔 Часто в облаке остаются неиспользуемые серверы или данные, которые продолжают генерировать расходы, даже если в них уже нет необходимости. Это может стать серьезной проблемой для компаний, у которых объем ресурсов быстро увеличивается, а некоторые из них забываются или остаются включенными без потребности.

👉 Оптимизацию неиспользуемых ресурсов можно сравнить с ситуацией, когда вы забыли выключить свет: даже если он не нужен, счет за электричество все равно придет. Облачные ресурсы, которые остаются активными, продолжают потреблять бюджет, поэтому важно отключать или минимизировать неиспользуемые мощности.

📝 Например, ваша компания может настроить автоматическое отключение серверов или других ресурсов, если они неактивны в течение определенного времени. Частая практика - отключать на выходные тестовые серверы команд, когда с ними никто не работает. Это позволит компании избегать избыточных затрат и поддерживать расходы на контролируемом уровне. Такой подход также помогает дисциплинировать команды, побуждая их внимательнее подходить к вопросу включения и выключения ресурсов, особенно когда они не востребованы.

Выбирайте подходящие сервисы и тарифы для разных типов нагрузок

📔 У российских облачных провайдеров постоянно появляются новые услуги и тарифы для более оптимального решения ИТ задач компаний. Выбор наиболее подходящего тарифа может помочь существенно сократить затраты. Например, провайдеры могут предлагать специальные условия для длительных проектов, а для ресурсов, которые не требуют 100% доступности прерываемые виртуальные машины и многие другие.

👉 Оптимизация сервисов похожа на выбор интернет-тарифа: вы можете платить меньше, если знаете, сколько данных вам нужно, или если готовы оплатить услуги на год вперед. В облаке это может означать предоплату, переход на другой тип виртуальных машин или серверов, смену класса хранения данных для редко используемых файлов.

📝 Например, компания может хранить редко используемые данные в более дешевом "холодном" S3 хранилище. Такие данные остаются доступными, но при этом не требуют регулярного обращения, что позволяет снизить расходы. Этот подход позволяет выполнить все задуманные задачи и бизнес-процессы одновременно сэкономив значительные средства.

Возьмите под контроль аномальные расходы: настройте мониторинг облачных затрат и оповещения

📔 Даже при тщательном планировании иногда возникают резкие скачки расходов из-за временной нагрузки, ошибок конфигураций или избыточного потребления ресурсов. Чтобы не столкнуться с неожиданными расходами, важно внедрить систему мониторинга, которая отслеживает затраты в режиме реального времени и предупреждает об аномалиях.

👉 Система оповещений об аномалиях в расходах похожа на уведомления по банковской карте: когда она используется для значительной покупки или в другой стране, приходит предупреждение. Аналогично, в облаке важно сразу узнать о скачке расходов, чтобы оперативно вмешаться. Настройка пороговых значений поможет контролировать аномалии и вовремя реагировать на них.

📝 Например, ваша компания может настроить автоматическое уведомление в случае превышения затрат на конкретный ресурс на 15–20% по сравнению с нормой. Такие уведомления помогут быстро отреагировать на проблему и устранить её намного раньше чем настанет время оплаты счета облачному провайдеру. Это позволяет компании держать расходы под контролем и своевременно реагировать на изменения в потреблении ресурсов, минимизируя финансовые риски.

В этой статье мы разобрали 4 из 22 ключевых направлений, которые следует применять для реализации FinOps-практик. Эти шаги дают возможность управлять облачными расходами более прозрачно и эффективно.

SaaS сервис FinOps360.ru

Мы с командой запустили сервис FinOps360.ru для автоматизации процессов FinOps. С его помощью вы сможете не только сократить затраты на облако уже в первые две недели использования но и повысить эффективность затрат на ИТ-ресурсы.

На сайте Demo-доступ с примерами, присоединяйтесь и попробуйте FinOps360.ru

11
Начать дискуссию