ГосТех: неизбежное случилось или Революция в управлении государственными системами (ч.2)

Продолжение статьи руководителя сектора внедрения и поддержки технологических решений Центра цифровой трансформации Татарстана Александра Лебедева о тонкостях переезда республиканских систем на Единую цифровую платформу «ГосТех».

Почему ГосТех важен для нас?

Чтобы понять, насколько эта платформа значима для нас, рассмотрим несколько аспектов, которые сделали её ключевой для развития наших государственных систем.

Долгое время работая в государственной структуре, я смотрел на передовые IT-компании с белой завистью, всё это время они занимались тем, что использовали лучшие стандарты и практики к разработке своего ПО, применяли современную инфраструктуру и широкие возможности её автоматизации. Потребность в изменениях в части разработки и модернизации государственных сервисов назрела уже давно, основной же проблемой было то, что не было понимания как это правильно делать.

С каждым годом разрабатываемые системы становились всё лучше и быстрее, имели более современную инфраструктуру и инструменты. Где-то мы получали реально крутые решения от команд разработки. Самостоятельно же эти проекты работают часто вполне себе замечательно, но главная особенность государственных систем в том, что они должны работать в едином тандеме между собой и вот тут у нас и начинаются проблемы. Органов государственной власти у нас множество в каждом регионе со своими возможностями, компетенциями и подходом к разработке. Также и задача стоит непростая, с одной стороны у нас системы, которые разрабатывались с технологическим стэком неактуальным на данный момент. Вот мы получаем, что система, разработанная где-то в 2000 году, так себе сочетается с проектами последних лет, а общаться между собой им приходится, даже СМЭВ адаптеры не всегда решают эту проблему. Постоянно дорабатывать старые системы, когда есть ещё огромный пласт государственных услуг, которые надо оцифровать, не всегда возможно. На фоне всего этого появляется амбициозный проект, да ещё и с таким масштабом. Учитывая, что аналогов такой платформы на данный момент нет, что из этого получится в конечном итоге сложно было представить.

ГосТех: неизбежное случилось или Революция в управлении государственными системами (ч.2)

Решение, которое изменит погоду в подходе к разработке государственных систем напрашивалось давно и как только мы узнали, что оно вот-вот выйдет, сразу начали готовиться к освоению этого инструмента. Тот момент, когда ты читаешь новости и понимаешь ВОТ оно то, чего ты ждал.

Сможет ли ГосТех решить проблему государства покажет время, я настроен в этом плане оптимистично. Разберём подробно, как ГосТех отвечает на проблемы, описанные выше.

Единая инфраструктура и автоматизация

Платформа объединяет все государственные информационные системы в единую инфраструктуру, что позволяет избежать разрозненности и дублирования ресурсов, которые есть во многих проектах в отдельном виде. Это устраняет необходимость в поддержке множества отдельных систем, каждая из которых работает на своей собственной инфраструктуре. Вместо этого все ресурсы консолидированы в одном месте, что упрощает управление и мониторинг. Также нельзя не отметить экономию средств для региона в данном вопросе: перевод систем на ГосТех прямо снижает потребность в постоянном увеличении ресурсов регионального правительственного центра обработки данных. Я думаю, что сложность содержания своего регионального ЦОД понимают все. Это и поддержание актуальности железа, и его бесперебойная работа имеют большие финансовые последствия. Для нас эта платформа является буквально облачной технологией, которая даёт высокую доступность, масштабируемость и отказоустойчивость, устраняя истории, когда внутри нашего ЦОДа увеличение ресурсов с закупками занимало от полугода до года. Ускоряет разворачивание новых сервисов и масштабирование существующих в зависимости от текущих потребностей. Активное использование контейнеров и микросервисов на платформе значительно ускоряет процесс разработки и внедрения новых решений. Единые службы логирования и мониторинга.

Унификация и интеграция

ГосТех решает эту проблему, предлагая единый стандарт и платформу с единым набором инструментов для взаимодействия всех участников процесса. Из-за этого взаимодействие между органами власти станет проще и быстрее, что позитивно сказывается на качестве предоставляемых нам услуг. Фактически, разрабатывая системы, мы уже заранее знаем где и как будет работать наша система и как мы будем взаимодействовать с другими, понимая их технологический стек. Единые стандарты для используемых технологий исключают ситуацию, когда в одном проекте применяются современные инструменты, а в другом — устаревшие.

Безопасность и защита данных

Субъективно платформа имеет хороший набор инструментов в плане ИБ. Все мы прекрасно понимаем, как в современном мире сложно балансировать между удобством работы, разработки и безопасности, при этом не съев весь бюджет на последнее. К счастью, в этом вопросе платформа уже подумала за нас, предоставляя услуги за контролем привилегированных пользователей (PAM) на основе ролей и прав пользователей. Имеется возможность наблюдать и анализировать поведение каждого привилегированного пользователя. Хорошая защита от Ddos. Фильтрация и мониторинг трафика WAF и защищённость передачи данных по протоколу TLS. Шифрование данных как при передаче и хранении. Регулярные проверки на CVE. Система бэкапирования данных и самого проекта.

Итак, для чего же мы решили переехать на ГосТех

Услышав новости о создании этой платформы, было принято решение заехать среди первых, пощупать и оценить все возможности данного проекта. Нам хотелось понять тот ли это инструмент, который поможет нам в решении вопросов, озвученных выше, насколько ГосТех готов принять на себя этот вызов и дать рабочее решение.

Итог:

Подводя итоги хочется сказать, что переезд был однозначно интересным для нас проектом. Это в лучшую сторону повлияло на сам проект и на компетенции сотрудников.

ГосТех: неизбежное случилось или Революция в управлении государственными системами (ч.2)

Ко всем инструментам, к которым нам выдавали доступы, мы старались освоить в моменте. Это был наш первый опыт и однозначно не последний, мы будем двигаться в развитии своих компетенций по работе с данной платформой. Дальше уже вернёмся с опытом работы на самой платформе.

Отдельно хочется выразить благодарность всем, кто принимал участие в совместной работе, особенно отметить тех, кто прошел этот путь от организации до реализации:

Харитонов Григорий Валерьевич, Управляющий директор Дирекции развития программы «ГосТех» Департамента управления программой «ГосТех», Сбер

Симонов Сергей Сергеевич, Директор проектов Дирекции сопровождения программы «ГосТех» Департамента управления программой «ГосТех», Сбер

Макаренко Константин Викторович, Заместитель директора Департамента взаимодействия с потребителями платформы «ГосТех», ФКУ «ГосТех»

Бородовская Анастасия Юрьевна, Руководитель проектов, ФКУ «ГосТех»

Начать дискуссию