{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Что ждёт экосистему Тинькофф. Гадаем по ТРИЗ

Своими экосистемами на российском рынке обзавелись уже почти все крупные IT-игроки. Уже несколько лет назад, можно было спрогнозировать, что тот же Яндекс идёт в эту сторону. Самое время строить догадки что уж будет дальше. Попробуем разобраться с помощью науки, которая изучает системы — ТРИЗ. За основу возьмём супер-апп от Тинькофф

*Дисклеймер*

Не стоит воспринимать эту статью как акт форсайтинга, это, скорей, рассуждения на тему и не более. Чтобы прогноз получился более точным, требуется участие стейкхолдеров компании и более глубокий анализ, но практику ТРИЗ никто не запретит.

План

— Вспомним про ТРИЗ

— Определим систему, с которой будем работать, и её ИКР

— Исследуем систему через экранирование, выберем релевантное «будущее»

— Сделаем выводы

ТРИЗ — наука о развитии систем

Многие знакомы с ТРИЗ, а если не знакомы, то советую познакомиться. Для первых я лишь коротко напомню основные положения:

— ТРИЗ работает с социальными, техническими и социо-техническими системами

— Любая система стремится к своему ИКР (идеальному конечному результату), когда функция системы выполняется, а сама система стремится к нулю

— ИКР можно добиться с помощью методов свертывания, а если они не работают, то через методы решения противоречий

— Каждая система подчиняется законам развития систем

Экосистема

Кажется, важно иметь ввиду, что мы имеем дело не с системой, а ЭКОсистемой, но на самом деле это просто система, которая содержит в себе подсистемы более высокого порядка, нежели мы привыкли изучать. Чтобы в достаточной мере описать IT-экосистему, важно определиться с несколькими понятиями: система, основная функция системы, надсистему, подсистемы, вход, выход, элемент потока и ИКР.

Система

Пусть в нашем случае это будет зарождающаяся экосистема Тинькофф. Они любят отвечать, когда их упоминают на vc.

Основная функция системы

Вот здесь сложнее. Основную функцию системы будет определять множество факторов, со стороны каждого из них будет разная функция. Если мы смотрим относительно Олега, то зарабатывать деньги, а если брать относительно клиентов банка, то ключевой функцией становится, например, современное обслуживание. Взглянем на задачу шире.

Какая ключевая функция у экосистемы? Забегая вперёд, проясним, что экосистема состоит из множества разных продуктов компании. В случае с Тинькофф – это от услуг для бизнеса до маркетплейса билетов. В общем, функции очень разные.

Обратимся к Jobs To Be Done и определим работу, на которую мы нанимаем любую экосистему — «пользоваться всеми продуктами компании удобно». Ведь зачем нам ещё нужны экосистемы, разве что за скидками ещё.

Тогда ключевая функция — обеспечивать удобное параллельное использование всех продуктов компании.

Надсистема

Здесь главное сразу не скакнуть очень высоко и общо, возьмём рынок цифровых услуг.

Подсистемы

Подсистемами будут являться, логично, сами системы, то есть продукты внутри экосистемы: Тинькофф Журнал, Тинькофф Для бизнеса, онлайн-банк и прочее. Стоит заметить, что не все подсистемы могут задействоваться пользователем. У всех разный набор потребностей и, соответственно, их решает разный сет продуктов.

Вход и Выход

Платформа экосистемы — это супер-апп. Входом на такую платформу является регистрация, а выходом — доставка услуг. Сложность в том, что если мы берём систему продуктового магазина, то момент входа и выхода очень очевидный: зашёл без продуктов питания, вышел с продуктами, вот и все изменения. Процесс взаимодействия с экосистемой — непрерывный процесс с хаотичным пользованием услуг. Смею предположить, что Супер-апп Тинькофф будет иметь подписку типа плюс, которая будет давать доступ к основной массе услуг. Тогда все становится проще: вошёл в супер-апп с разрозненным сервисом, после — получает периодическую доставку основных услуг централизовано.

Элемент потока

Теперь определим, что проходит через систему. Условия простые: войти, поменяться в процессоре (т.е. измениться под влиянием функций системы) и выйти. Очевидно, что это клиенты Тинькофф. Это значит, что в последствии изменения системы, их жизнь изменится.

Среда обитания экосистемы Тинькофф Андрей Стифеев

Экранирование

Окей, со всем разобрались, начнем с экранирования. Экранирование – метод, при котором мы рассматриваем развитие системы во времени и в широте применения. Например, если бы на дворе был 2018, и мы бы говорили о доставке еды, то мы агрегаторы типа Деливери или Еды. В прошлом – доставка с сайтов ресторанов, в будущем – рестораны только с кухней (дарк-китчены). В широте применения в центре агрегатор доставки еды из разных ресторанов, выше бы располагался агрегатор доставки не только из ресторанов, но и из магазинов товаров повседневного пользования, а снизу – агрегатор доставки одного продукта (или, например, сервис сравнивания продуктов, типа Едадила).

Попробуем проделать то же самое с экосистемой Тинькофф

Экранирование экосистемы Тинькофф Андрей Стифеев

Разберемся с Тинькофф

В центре матрицы размещаем текущее состояние системы – супер-апп. До этого у нас был онлайн-банкинг в приложении, а еще раньше просто онлайн-доступ к счету в банке (но кажется, что Тинькоф сразу на этапе онлайн-банкинга появился, поэтому это скорей к другим банкам относится). Чтобы предположить, что ждет супер-апп в будущем, можно попробовать идти по вертикальной линии и от неё достраивать матрицу. Например, если сужать супер-апп по широте использования, то выйдет «мессенджер-супермаркет с продуктами и услугами от брендов» как ви-чат. А что если мы обычный мессенджер представим в будущем? Например пусть он станет соц. сетью. Подхватываем функцию мессенджера и получается «соц. сеть, которая состоит только из страничек брендов и продуктов». Хорошо, во что разовьются такие соц. сети в будущем? Ну, например, каждый холдинг в ней будет предоставлять подписку на товар своих брендов. Возьмем эту же идею чуть шире в использовании и получится «подписка на определенный уровень жизни» через супер-апп Тинькофф. Вот такое, примерно, будущее.

Выводы

Очевидно, что IT-экосистемы в нашей стране имеют большое влияние на быт человека. Кажется, что идеальным конечным результатом такой системы будет её полное проникновение в жизненные процессы аудитории. По сути экосистемы могут перенять на себя функции государства, но это уже совсем другая история.

Противоречия внутри системы будут препятствовать приближению к идеальному конечному результату, поэтому выбранное «будущее» может казаться слишком фантастичным. Эти противоречия разрешаются с помощью методов, которые заложил Альтшуллер в ТРИЗ.

Кстати, где-то год назад я, совершенно случайно, сделал простенький концепт такого сервиса – «Яндекс.быт». Забавно, что сейчас мои случайные догадки удалось подтвердить методологией, надеюсь, подтвердится и на деле.

Скриншот прототипа Андрей Стифеев

Если интересно пообщаться про ТРИЗ или, может быть, заинтересовало как работает экранирование, то стучитесь ко мне в фейсбук

0
5 комментариев
Alexandr Svetlov

Анекдот.
Новый авиалайнер. Входит стюардесса в пассажирский салон:
— Вы находитесь в нашем новом авиалайнере, в носовой части самолета у нас находится кинозал, в хвостовой — зал игровых автоматов, на нижней палубе — бассейн, на верхней — сауна. А теперь, уважаемые господа, пристегните ремни, и со всей этой х**ней мы попытаемся взлететь.

ГПФ для пользователя - это главное, все остальное уже не главное. Когда много всего накручивают, то про ГПФ для пользователя почему-то забывают. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стифеев
Автор

И это правда, бездумное нагромождение функций такое себе.. Все зависит от задачи. 

Я пришел к тому, что относительно самих экосистем или супер-аппов, то ключевым для пользователя является бесшовное получение сразу всех услуг аппа. Условно, сложно заказывать в одном приложении одно-второе-третье, я хочу чтобы я одним кликом заказывал сразу все: еду, машину, квартиру и прочее. 

А если брать ваш пример-анекдот с самолетом, то ключевой работой конечно будет "перелет в другую страну быстро", но если рассмотрим работу "перелет в другую страну, не отрываясь от тусовки" например, если у меня свадебное путешествие, то сауна в нем будет очень кстати))

Ответить
Развернуть ветку
Маша Лебедева

Очень нравится, как ты рассуждаешь) Читала с удовольствием) 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стифеев
Автор

Благодарю)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Ну вы смешноой... банщик, фу)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда