{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Серебряные» стартапы: как новые проекты повышают качество жизни пожилых

Мировая тенденция к увеличению продолжительности жизни населения открывает новые перспективы для «серебряной экономики». Предприниматели пристально смотрят на возрастную аудиторию и ее потребности. В этом обзоре собраны стартапы, ориентированные на старшее поколение.

Isabel Seliger

Пожилые люди — растущий потребительский сегмент

Повышение продолжительности жизни — демографический тренд, обусловленный повышением качества жизни в развитых странах, наряду с развитием медицины. Согласно прогнозу ООН, прирост населения старше 60 лет составляет 3,26 % в год. К 2030 году количество пожилых людей достигнет 1,4 млрд, а к 2050 году — 2,1 млрд человек. В России демографическая ситуация схожа с мировой: по данным Росстата, пенсионеров, получающих пенсию по старости, в 2020 году зафиксировано более 36 млн человек при общей численности населения в стране 146,7 млн чел.

Этим объясняется появление термина Silver economy — «серебряная экономика», главным героем которой выступает «седовласый» покупатель 60+. Заметен не только стабильный рост возрастного потребительского сегмента, но и изменение его мышления. Многие из пенсионеров уже не готовы безвылазно сидеть дома и нянчить внуков, а хотят и могут заниматься собой. На помощь приходят технологии, значительно упрощающие и повышающие качество жизни как старшему поколению, так и их родственникам. Дети и внуки также становятся частью «серебряного» сегмента, используя продукты для помощи пожилым людям.

Возрастные группы в РФ по состоянию на 2019 год Demoscope.ru

С каждым годом рынок технологий для людей 50–60 лет и старше будет расширяться, «новые» пользователи будут требовать более прогрессивного и будут готовы за него платить. Это открывает широкие возможности для стартапов — в том числе в России, где «серебряная экономика» хоть и медленнее, чем на Западе, но развивается. Однако сейчас ИТ-решения ориентированы преимущественно на молодежь. В результате в сегменте рынка для возрастного населения — дефицит предложений и низкая конкуренция.

Следует учесть, что с каждым годом «технофобов» среди пожилых людей становится все меньше. Через 10–20 лет порог в 50 лет перешагнет поколение миллениалов, имеющее "пожизненный" опыт взаимодействия с гаджетами и новые потребности, которые потребуется удовлетворить.

Стартапы «серебряной экономики»

Интерес старшего поколения к инновационным решениям проявляется в стабильном увеличении в мире числа соответствующих стартапов. Особенный рост отмечается в странах, где люди старшей возрастной группы 60+ представляют значительную часть населения. Продукты стартапов позволяют мониторить здоровье и безопасность пожилого человека, обеспечить занятость, получить доход, организовать общение, напомнить о делах и многое другое.

Французский стартап представляет собой платформу, помогающее пожилым пожилым свободную комнату студентам с гарантированной выгодой для обеих сторон. Старшее поколение получает дополнительный доход, помощь, общение, молодое — доступное жилье. Правила проживания и цену определяет пожилой человек. Команда Colette лично встречается с обеими сторонами, что гарантирует высокую оценку удовлетворенности сожителей.

Стартовавший в 2019 году в Париже проект за 3 месяца помог людям преклонного возраста сдать 100 комнат. В 2020 году стартап получил первое финансирование в 1 млн евро.

Мобильное приложение разработано во Флориде, США — оно соединяет молодежь с людьми старше 60 лет, нуждающимися в помощи или общении. Пожилой человек оставляет заявку через сервис, сайт или по телефону. Исполнители предоставляют широкий спектр услуг: совместный просмотр фильмов, прогулки, общение, выполнение домашних дел и поручений, доставку к врачу, в банк, госучреждение и многое другое.

Сервис старшему поколению обходится в $20 в час, молодым исполнителям выплачивается из них $12, остальное получает приложение.

Робот разработан японской компанией MJI для семей с пожилыми родственниками. Tapia подскажет, как одеться по погоде, напомнит о важных событиях и повседневных делах (водных процедурах, приеме лекарств, отходе ко сну). Функционал включает мониторинг безопасности и здоровья:

  • Если пожилой человек не выходит на связь, робот пришлет родственникам изображение, что происходит.
  • Подключившись к медицинским смарт-устройствам, Tapia проверит показатели здоровья.

Робот способен удаленно управлять «умной» бытовой техникой и электричеством. Устройство умеет разговаривать с пожилыми, читать книги.

Компьютер с максимально простым управлением и интерфейсом разработан норвежским стартапом No Isolation специально для пожилого человека, далекого от современных технологий. KOMP позволяет совершать видеозвонки, обмениваться фото, отправлять сообщения.

Компьютер с одной кнопкой KOMP для обмена фото, текстовыми сообщениями и видеозвонков

У устройства отсутствуют сенсорный экран, авторизация с запоминанием паролей и иные сложные функции — управление осуществляется одной кнопкой. KOMP легко настраивается с помощью специального приложения.

Стартап из России предлагает портативные устройства с геолокацией и кнопкой экстренной помощи. Решение для пожилых людей — «умные» часы с телефонной связью, GPS-трекером местоположения, мониторингом пульса.

Подключаемая услуга «Кнопка жизни» гарантирует моментальную помощь в непредвиденной ситуации. Если человек попал в беду (например, упал) — сигнал поступает диспетчеру, который вызывает скорую помощь или иную экстренную службу, контролирует их прибытие, госпитализацию, оповещает родственников о случившемся. Для оперативного реагирования медиков в базе хранятся данные о хронических заболеваниях человека. Стоимость стандартного тарифа — 5590 руб./год.

Японский стартап предлагает устройство, оповещающее пожилого человека или его родственников о необходимости посетить туалет. Dfree от Triple W выполнен в виде небольшой плоской кнопки, которая крепится на животе. Устройство с помощью ультразвуковых волн анализирует степень наполненности мочевого пузыря и толстой кишки — по достижении определенного уровня на смартфон или планшет приходит соответствующее сообщение.

Недержание — распространенная проблема у пожилого населения, сканер облегчает жизнь и сохраняет достоинство не только страдающим людям, но и их родственникам.

Российский стартап предлагает пожилым людям карманный кардиокомплекс, в который входят прибор (кардиофлешка, электроды), мобильное приложение и сервис «КардиоОблако». Комплекс поможет снять ЭКГ, получить расшифровку и рекомендации врача, не выходя из дома, предупредит об опасных состояниях. Возможен контроль работы сердца в постоянном режиме с помощью дополнительных приспособлений.

Данные поступают в приложение и облачный сервис, где автоматически формируется медицинское заключение и направляется пожилому человеку или его лечащему доктору. За отдельную плату возможно получение мнения врача сервиса, высылаемое на электронную почту (400–500 руб.).

Французская обучающая платформа состоит из двух частей: первая предлагает старшему поколению поделиться опытом, знаниями с молодежью или приобрести новые навыки, вторая помогает подготовиться к грядущей пенсии.

Платформа открывает для пожилых множество видов деятельности, в которых они могут проявить себя: волонтерство, обучение молодежи, освоение новых компетенций, получение дохода. Подготовка к пенсии включает курсы для людей от 55 лет и для тех, у кого есть 2 года до выхода на заслуженный отдых. Стартап основан в 2016 году и базируется в Париже.

Проект стартовал в 2019 году во Франции — он помогает семьям создать генеалогическую книгу воспоминаний. Комплекс Entoureo поставляется с записывающим оборудованием и тематическими руководствами по проведению интервью.

Разговоры внутри семьи фиксируются, расшифровываются — в результате формируется книга воспоминаний, которую можно оставить в цифровом виде или распечатать. Цена за комплекс насчитывает €99 или €179, исходя из количества страниц.

Своей задачей цифровая платформа ставит решение вопросов, связанных с уходом из жизни. Планирование паллиативного медицинского ухода, организация погребения, психологическая помощь родственникам и пр. После регистрации пожилой пользователь отвечает на вопросы: о погребальных предпочтениях, финансах, последних желаниях, наследстве и так далее. Затем создается профиль из 4 частей:

  • наследие;
  • похороны;
  • здоровье;
  • правовые и финансовые вопросы.

В зависимости от результатов анкетирования и волнующих человека проблем, Cake предлагает действия, которые целесообразны в каждой ситуации (чтобы предотвратить финансовые потери, разлад в семье, нежелательные медицинские вмешательства и так далее).

Доступ к платформе бесплатный, но есть дополнительные платные опции (общение с консультантом). Бостонский стартап зарабатывает деньги также на партнерстве (в том числе сотрудничая с крупными организациями здравоохранения и страхования).

Забавное фото для оформления. Кто скажет, что здесь не пожилой пользователь — пусть кинет в автора камень!

Что нужно старшему поколению в России — перспективные ниши рынка

«Серебряный» потребительский сегмент открыт для новых идей. Пожилым людям нужны решения по организации досуга, лечению, реабилитации, профилактике заболеваний и многому другому.

К перспективным нишам можно отнести:

  • Подбор персонала для пожилых — рынку нужны IT-решения и сервисы поиска сиделок, медсестер, уборщиц, сопровождающих. Целесообразно создание платформ для организации совместного проживания.
  • Страхование. Применение страховых механизмов (например, на случай возникновения у пожилого человека потребности в долгосрочной сторонней помощи) значительно снизило бы расходы на качественный уход (сиделку, проживание в пансионате).
  • IT-решения для комфорта и безопасности пожилых людей — упрощают жизнь роботы-помощники, голосовые напоминания, кнопки безопасности, датчики экстренной видеосвязи, определения местоположения, сервисы информационной поддержки и прочие.
  • Технологии мониторинга здоровья — в сегменте востребованы портативные кардиокомплексы, приборы для лабораторной диагностики (для измерения сахара, сатурации), оценки других показателей с возможностями отправки сведений врачу, родственникам, вызова медпомощи при критических значениях.
  • Разработка гаджетов и ПО для пожилых — смартфонов, планшетов, программ с максимально упрощенным интерфейсом и только нужным функционалом, крупным шрифтом, возможностью связи нажатием одной кнопки, голосовым управлением.
  • Адаптивная одежда, предметы индивидуального пользования для пожилых людей функциональные и простые в эксплуатации. Рынок нуждается в разработке вещей, учитывающих анатомию ограниченной подвижности человека, его возможные проблемы с моторикой, психикой. Это одежда с упрощенными застежками на липах, магнитных кнопках (без молний, пуговиц), боди для лежачих больных с быстрым доступом к телу, противоскользящие носки, обувь и так далее.
  • Сервисы онлайн-образования, организации мероприятий и досуга. На пенсии люди часто стремятся к освоению новых компетенций — от творчества до технического прогресса. А общение с единомышленниками препятствует социальной изоляции.

Прежде у пожилого человека, выходящего на пенсию, постепенно угасала социальная активность. Прогресс открывает перед людьми новые возможности — медленно, но верно «серебряный» сегмент познает мир передовых технологий. Успеха ждет тех, кто научится продуктивно взаимодействовать со старшим поколением, сможет «увидеть» старость и понять потребности этой целевой аудитории — в итоге предложит продукт, актуальный для нее.

P. S. Если у вас есть вопросы по данной теме или предложения, то всегда можно задать их в чате Admitad Projects в Telegram.

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Малахов

На самом деле ниш много.

Тот же смартфон с качественной прошивкой для пожилых или просто плохо видящих.
Мама очень не любит "иконки" на телефоне - в них надо всматриваться.
Спасает "простой режим" на хуавее, но  далеко не хорошо работает в таком режиме

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Горюнов
Автор

Да вот, казалось бы, да. Но. Вот, к примеру, у меня мама не стала пользоваться "бабушкиным" телефоном, "потому что шило на мыло" )

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

У меня бабушка 90+ пользовалась.
У крайне пожилых очень плохо с моторикой и крупные кнопки - огромное благо.

В возрасте ~70 все таки многим хочется и фото делать и в мессенджерах общаться
Простой режим большое благо. Но - он далеко не подо все...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

Идеальный бабушкофон сейчас это устаревшая Lumia на виндафоне 8.1. 
За одну-две тысячу рублей - высококонтрастный ч/б режим, голосовой набор номера из контактов и чтение вслух sms. И всё это без интернета. 
 Подороже Samsung с ч/б режимом суперэкономии энергии и WhatsUp. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

По интерфейсу - да ( у мамы до этого была недорогая люмия)
Но  уже нужны мессенджеры и огромная польза от usb-c

Кстати  мысль о гиперэкономии (1--2тыс) она вредна.  Пожилые хотят телефон надолго, поэтому он должен быть качественен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кузнецов

usb-c можно заменить магнитным кабелем

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Статья понравилась! +++

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Пронина

Очень благородно, что не забывают о пожилых
людях и делают их жизнь комфортней. Еще смотрела
выступление Седова:
https://www.youtube.com/watch?v=wyURIEMsUDw он
особенно делал акцент на помощи людям и как
вообще государство и бизнес повышают качество
жизни людей)

Ответить
Развернуть ветку
Икс Маска

А про стартап COVID-19 для «серебряной экономики» забыли?

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда