Сервисы
Мегаплан

Не танками одними: что происходит с компьютерными играми в мире и в России

Через 20-30 лет все игры объединятся в одну метавселенную и все мы окажемся в фильме «Первому игроку приготовиться». Или кто-то изобретет прозрачные стены, которые смогут быть и окнами, и экранами, и платформами для игр. Или разработчики игр для смартфонов окончательно вытеснят с рынка производителей серьезных однопользовательских игр. Сценариев развития индустрии очень много, уверен руководитель игрового направления 1С Николай Барышников. В интервью компании Мегаплан он рассказал о ключевых трендах рынка и о том, какими российскими играми стоит гордиться уже сегодня.

Как хорошо, когда есть с кого брать пример! 13 апреля в 14.00 на нашей онлайн-презентации директор GeekBrains, крупнейшей образовательной экосистемы, расскажет «горячий» кейс внедрения Мегаплана в его компании. Узнайте, как внедрять CRM с подъемным бюджетом и мотивировать персонал работать по-новому. Будут и другие гости. Подключайтесь онлайн и зовите коллег! Ссылка на трансляцию придет после регистрации.

Игры и дети

Большое заблуждения думать, что компьютерные игры — пустая трата времени. Сейчас они развиты на уровне голливудских фильмов, сериалов HBO и Netflix. Поэтому играть — это то же самое что посвящать время просмотру фильма, сериала, ходить в кино или читать книги. Современный ребенок родился в мире планшетов, телефонов, для него гаджеты — понятный способ получения информации. Это лишь особенность технологической эры. Если ребенок не читает бумажные книги, это не делает его плохим или глупым, он просто живет в другую эпоху.

На теме вреда игр топчутся и рекламируют себя все, кому не лень — от политиков до социологов. Все хорошо в меру. Почитать умную книгу пару часов — хорошо, а если читать книжку 10 часов в темноте, — это тоже хорошо? В какой-то момент книга превращается в разрушителя здоровья. Бокал хорошего вина в итальянском ресторане — прекрасно, выпить три бутылки вина — уже не так замечательно. Свобода слова и информации — отлично, но когда по телевизору показывают казни террористов в прямом эфире — это хорошо?

То же самое с играми: есть множество исторических игр, симуляторов, стратегий, где нужно разбираться, много думать или даже читать специализированную литературу. Казуальные игры, распространенные на смартфонах, — могут показаться простыми и глупыпи, но они, например, развивают мелкую моторику или логику. Детей, которым, как говорят, вредят игры, нужно контролировать через родителей, запрещать дикие отклонения вроде пропаганды насилия, наркотиков. Но, главное, не перестараться, а то можно запретить всё, вплоть до шахмат.

У меня трое детей и, конечно же, я думаю об их умственном развитии. Регламентировать поведение ребенка — что читать и не читать, что смотреть или не смотреть в интернете, сколько времени проводить перед экраном — это функция родителя. Универсальной линейки для каждого ребенка в этом направлении нет. Но важно понимать и то, что опыт родителя, и решения, которые мы принимаем на базе этого опыта, в целом, картина мира, могут существенно устареть.

Наше время становится все ценнее и дороже, все медиа борются за него. И игры становятся своеобразной угрозой для всех других видов развлечений. Они наиболее интерактивны, продвинуты, производители игр вооружены мощнейшими средствами маркетинга.

Разработки игровой индустрии, которые пригодились бизнесу

MVP (minimum viable product). Игры были одной из первых сфер IT, где прототипирование стало применяться. Вместо дорогих игрушек за $100 млн разработчики стали за несколько миллионов долларов готовить ряд прототипов, признавать годным один из них и затем — запускать большое производство. Многие индустрии поняли эту идею намного позже игр.

Поведение пользователя. Игры — отличный сервис с точки зрения аналитики поведения пользователя, продвинутые разработчики отслеживают практически все – на что направлено внимание пользователя, куда смотрят его глаза, где находится курсор мышки и так далее. Передовые решения на эту тему появились именно у создателей игр. Сейчас они используются другими разработчиками софт, различными платформами, социальными сетями.

Что происходит с играми сейчас и что будет дальше

Наиболее растущий сегмент сегодня — мобильный гейминг. 10 лет назад никто не играл на мобилках, а сейчас мобильный гейминг — это платформа с долей рынка более 40%. Миллиарды людей играют на смартфонах, потому что далеко не у каждого есть Playstation и Xbox, а телефон легко носить в кармане, можно играть во время перекура или дороги до офиса

Игры как сервисы. Сегмент F2P или Free-to-play, когда не надо покупать игру, а нужно только скачать. В самой игре можно платить за ускорение прогресса, прокачку и косметические vanity items: костюмчики или шапки за 100 монет. Они никак не влияют на игру, но зато все видят, какой ты «крутой». Выручка игровых студий будет перераспределяться в сторону Free-to-play, игр как сервисов, подписных моделей.

Сценариев развития игровой индустрии очень много. Казуальный сегмент игр на смартфонах может через 20-30 лет полностью вытеснить с рынка компании, которые в данный момент занимаются большими однопользовательскими играми. Также через 20-30 лет возможен сценарий как в фильме «Первому игроку приготовиться», где все игры могут слиться в одну метавселенную. Мы будем логиниться не через мобильники, а через нейроинтерфейсы. Их, кстати, уже разрабатывают такие персоналии как Илон Маск, например.

Очевидно только одно: развлечения будут существовать всегда. Их требует человеческий мозг. Сначала люди рисовали на скалах, стучали камешками, придумывали дудки, пели песни, потом появилась литература, музыка, кино, радио, театр. Потом — игры. Достоверно предположить, как человечество будет развлекаться через 20-30 лет, невозможно.

Важно понимать, что для игры не важна платформа. Если кто-то придумает супер-стриминговый девайс или прозрачную стену, которая может быть и окном, и телевизором, и космическим кораблем, — для этой платформы тоже появятся игры. Главное – это увлекательный игровой процесс!

Мобильный гейминг сейчас растет просто потому что мощность смартфонов сегодня сопоставима с характеристиками компьютеров, которые когда-то запускали ракету на Луну.

Сколько стоит разработка игр?

Стоимость разработки компьютерных игр давно сравнима с бюджетами голливудских фильмов. Самыми дорогими фильмами в истории стали:

— Мстители: Финал ($356 млн);

— Мстители: Война бесконечности ($321 млн);

— Звёздные войны: Последние джедаи ($317 млн).

Самыми дорогими компьютерными играми в истории считают:

— Destiny ($500 млн)

— Grand Theft Auto 5 ($265 млн);

— Call Of Duty: Modern Warfare 2 ($250 млн);

— Star Wars: The Old Republic ($250 млн).

Облачный гейминг

Пока, несмотря на обилие проектов, про облачный гейминг больше говорят, чем делают. Результаты пока не до конца понятны. Когда у людей будет возможность в один клик без специфической железки начать играть с любого телевизора или другого устройства, это направление взорвется. Пока в этом направлении есть масса технических проблем, большие ограничения в интернет-соединении, которое должно быть быстрым в обе стороны. В ближайшее время кто-то из монстров вроде Sony, Microsoft, Google, Tesla, Сбербанка (шутка) одолеет этот рынок.

Почему в России много разработчиков мобильных игр

Разработка мобильной игры — менее ресурсоемкая, ее могут написать 5-10 человек. Большой мультиконсольный AAA-проект со сложной красивой графикой и анимациями требует огромный коллектив. Например, сегодня разработкой игры 1С Kings Bounty 2 заняты порядка 150 человек. По российским меркам — это большой коллектив, но по меркам крупнейших студий — не особенно.

В крупнейших мировых игровых студиях работают по несколько тысяч человек. К тому же, в России под задачи вроде разработки мультиплатформенной ААА-игры очень мало специалистов. Еще несколько лет назад в России умели разрабатывать только на PC, кто-то умел что-то делать на консолях. Но потом все быстро перешли на разработку браузерных и, в дальнейшем, мобильных игр. Разработчиков игр для консолей в России сегодня практически нет. Справедливости ради надо сказать, что то же самое происходит и в Китае: там произошел переход с PC на смартфоны. Это просто особенность развития рынка.

Вопрос от генерального директора Мегаплана Сергея Козлова

Николай, мы с тобой знакомы давно, со времен, когда я имел отношение к игровому направлению. Скажи, почему патриотические фильмы активно снимаются в последние годы, но при этом ничего не слышно о патриотических компьютерных играх?

В последнее время государство стало обращать внимание, тема игрового бизнеса входит в различные повестки. Игры — серьезный медийный канал, перед государствомстоит актуальный вопрос в донесении культурной или политической повестки через игровые механики. Игры в этом плане могут сработать лучше, например, патриотических фильмов.

Но, фактически, пока существенной поддержки нет. Велосипед изобретать не надо: достаточно провести бенчмаркинг аналогичных программ в Канаде, Германии, Польше. Там государство финансирует до 50% стоимости разработки игр. В зарубежных странах работают фонды, существуют различные налоговые послабления и льготы и даже прямые инвестиции.

Сегодня в России прогрессивное правительство с хорошей экспертизой в IT. Рано или поздно министры дойдут и до игр. Нашими играми можно гордиться, они несут культурный код и во многие из них играют во всем мире. Через игры мы показываем, что Россия — это не только нефть и дерево, но и крутые хиты, которые знают во всем мире. Например, Cut the rope, Gardenscapes от Playrix.

Интересно, что в России выпускается не так много игр. Если в мире выходит порядка 20 000 штук в год, то на нас приходится всего несколько десятков. Но многие из них уже известны в мире.

5 крутых игр из России

Ил-2 Штурмовик — российский авиасимулятор в сеттинге Великой отечественной войны, разработанный компанией : Maddox Games. На момент выхода игра была одной из самых технологичных в плане графики и в течение длительного времени поддерживала этот статус. Игра попала в список топ-25 компьютерных игр сайта IGN всех времён и народов.

Космические Рейнджеры — эпическая космическая РПГ в открытом мире от отечественной компании Elemental Games в 2002 году. Одна из самых популярных российских игр на территории СНГ. Средняя оценка в видеоигровой прессе – 9.0

Heroes of Might & Magic 5 — пятая часть одной из самых популярных серий пошаговых стратегий с ролевым элементом, разработанная российской компанией Nival Interactive. На конец 2007 года в России, странах СНГ и Балтии продано более 1 млн копий проекта, включая продажи дополнений Heroes of Might and Magic V: Владыки Севера, Heroes of Might and Magic V: Повелители Орды и специальные издания. Мировые продажи игры превысили 2 млн копий, а Nival Interactive заработала на проекте около 10 млн долларов

Cut the Rope — игра-головоломка от российской компании ZeptoLab. На сегодняшний день разные версии игры установили более 1 млрд раз. Игра популярна в США и Китае, получила премии Meffy Awards 2013; Webby Awards 2014, Nickelodeon Kids 'Choice Awards 2017, Kidscreen Awards 2017 и другие. Суть игры — перерезать веревку и накормить леденцами героя Ам Няма. Если миссия не выполнена, герой грустит. Если выполнена — игрок переходит на следующий уровень.

Gardenscapes — игра-головоломка, по сюжету которой дворецкий Остин восстанавливает сад. По данным Mediascope, россияне в среднем проводят с игре 46 минут в день. Только в 2020 году игру скачали 190 млн раз.

{ "author_name": "Мегаплан", "author_type": "editor", "tags": ["\u043c\u0435\u0433\u0430\u043f\u043b\u0430\u043d","\u0438\u0433\u0440\u043e\u0432\u0430\u044f_\u0438\u043d\u0434\u0443\u0441\u0442\u0440\u0438\u044f","1c"], "comments": 17, "likes": 17, "favorites": 19, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 231166, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Thu, 08 Apr 2021 10:21:40 +0300", "is_special": false }
0
17 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Совершенно восхищена маркетингом Gardenscapes. Мой ребенок убежден, что она очень полезная и в нее надо много играть. Ежедневно тренирую ораторское искусство, объясняя, почему это не так, и что играть целыми днями вредно даже в шахматы.  

Ответить
0

Тренируемся вместе)))

Ответить
2

Большой-большой плюс за мысль, что «все хорошо в меру».
Всегда легче скинуть ответственность с себя, взрослого человека, а потом переложить вину на «жестокие компьютерные игры». 

Ответить
0

Спасибо! Мы тоже считаем, что ответственность нельзя сбрасывать с себя

Ответить
2

"Сегодня в России прогрессивное правительство с хорошей экспертизой в IT. Рано или поздно министры дойдут и до игр".  

Ох, не хотелось бы, пусть гамают потихоньку в своих кабинетах))) 

Ответить
1

Ну кстати как человек, который поиграл в GTA VC впервые еще до школы, могу сказать, что подобное насилие в играх вызывало только отторжение, игры дают мозгам отдохнуть имхо.

Ответить
0

а у одноклассников? 

Ответить
1

Первую мою компьютерную игру "Волк ловит яйца", вернее гаджет с игрой, у меня украл одноклассник в раздевалке на физ-ре. Было неприятно. Плакал, конечно. А потом его мама нашла гаджет под матрасом у него и вернула. Была честным человеком в отличие от сына. Но и его можно понять. Желание было велико.

Ответить
1

Kings Bounty 2 заняты порядка 150 человек

Ну это вообще уровень питерской Saber Interactive, а у них бюджеты на производство игр очень высокие. 
Буду рад, если Николай сможет поделиться инсайдом: на какую производственную часть ААА-проектов уходит большая часть бюджета? 

Ответить
0

Передадим Ваш вопрос Николаю

Ответить
1

Очень нравится вселенная Гарри Поттера, поэтому как-то загрузила игру "Гарри Поттер: магия и загадки" - первое время так увлеклась, что все свободное время за ней проводила: и за едой, чисткой зубов, и вечерами вместо сериала, и на выходных на весь день могла залипнуть. Через месяц поняла, что жалко времени на это, удалила. Тем более, механика игры стала слишком понятна, а значит менее интересна, и ничего нового там не случится. Всё-таки не сюжетная игрушка, поэтому легко забыла про неё, только на волне статьи вспомнила про этот эпизод в жизни.

Ответить
0

То, что Российские разработчики успешно делают гиперказуалки - это, конечно, хорошо, но как вспомню, каким взрывом мозга в начале нулвых был Ил-2, так сразу как-то грустно становится...

Ответить
0

"Эхо войны" (с) фильм "Брат-2"

Ответить
0

А я считаю что если не запрещать ребенку играть то страсть к экрану у ребенка постепенно затухает, он перестает считать игры каким то долгожданным удовольствием и начинает относиться к ним как к любому другому развлечению. Это сейчас и наблюдаю у своей маленькой дочери. Поиграв сама откладывает телефон и просит заняться чем то поинтереснее.

Ответить
0

А если, например, в школе все на переменах играют в какой-нибудь Roblox? Мне кажется, что велика вероятность, что ребенок не захочет чувствовать себя "не в тренде" и возьмет пример с одноклассников.

Ответить
0

Сегодня у меня работа, подрастающая дочь и заботы по дому — играть некогда, но у меня есть план. Когда я выйду на пенсию долгие зимние вечера я буду коротать в виртуальной реальности))) Думаю, что когда наше поколение "дорастёт" до пенсии будет реальный подъём количества пользователей))

Ответить
0

Статья ни о чем. Чем тут гордиться можно? 

Ответить

Комментарии

null