Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Рассказываем как изменились цифровые экосистемы и объясняем к чему все это приведет

Вы в блоге Heads and Hands — в доме цифровых экосистем и супераппов. Мы их создаем и исследуем, рассказываем про пользовательский опыт и мобильную коммерцию. Вступайте, чтобы быть в курсе и подписывайтесь на наш Telegram-канал.

№7. Lazada открыла офлайн-точку, чтобы повысить электронные продажи. Это как?

Что за сервис

Lazada — азиатский маркетплейс товаров и услуг, который входит в экосистему Alibaba Group. В приложении есть интеграции с Taobao и e-grocery сервисом RedMart, стриминговая площадка для продавцов, виртуальный торговый центр, сервисы доставки еды, бронирования авиабилетов, службы такси, бонусы, игры и другие популярные услуги.

Как работает online-to-offline (O2O) шоурум

Покупатели гуляют, изучают мебель, системы умного дома, разную технику. Товары маркированы QR-кодами, чтобы их можно было отсканировать и заказать на дом. Например:

Площадка объединяет онлайн и офлайн покупателей. На ней организовали комнаты с разным интерьером: тренажерный зал, спальня, кухня, гостиная и другие. По аналогии с ИКЕА. Все элементы интерьера — это товары, которые можно заказать на Lazada:

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Что это значит

В 2020 году электронная торговля взлетела. Но она не сможет полностью заменить офлайн-опыт. Особенно для покупателей мебели, технически сложных товаров или строительных материалов. Некоторые покупатели боятся заказывать такие товары через интернет. Поэтому Lazada экспериментирует и дает возможность изучить, посмотреть, протестировать. А когда у покупателя пропадут сомнения, он закажет товар через приложение.

Такие инструменты помогают привлечь покупателей, которые прежде боялись онлайн-опыта. Или онлайн-пользователей, которые хотят проверять товары тактильно перед покупкой. Lazada постепенно превращается в суперапп и делает правильный шаг по объединению точек взаимодействия с аудиторией.

№6. В Казахстане появился первый телеком-суперапп. А с ним сразу второй. И оба от одной компании

Что за сервис

Kcell — Казахстанский оператор мобильный связи. Работает под брендами Activ на массовом рынке и как Kcell в корпоративном сегменте. Абонентская база — 8 млн человек.

Что сделал

Запустил два брендовых супераппа — Kcell и activ. В которых объединил телеком-услуги, интернет-магазин техники, финансовые и развлекательные сервисы. Оператор тестировал супераппы с декабря 2020 года и сейчас объявил о полноценном релизе. В итоге получилось два одинаковых приложения по дизайну и логике интерфейсов. Которые продолжаются в веб-версиях: те же баннерные окна, разделы в меню, кнопки и иконки.

Что понравилось

  • Интернет-магазин. Полноценно работает в приложении. Пользователь находит смартфон или смарт-часы, собирает корзину и оформляет заказ. Обычно в телеком-приложениях подменяют раздел магазина виджетом, который открывает сайт в WebView. Когда пользователь скрывает такую форму, контент пропадает и корзину надо собирать заново. Поэтому пользователь все равно уходит из приложения, чтобы оформить заказ на сайте. Kcell избежал этой ошибки, поэтому во время тестов почти треть посетителей магазина шли в приложение и подключали разные тарифы и услуги. А треть мобильной аудитории, которая раньше только проверяла баланс, начала пользоваться новым интернет-магазином Kcell.
  • Формат обратной связи. Пользователь может выбрать формат, в котором ему удобнее обратиться в техподдержку: чат-бот в приложении, WhatsApp, Telegram или SMS. Не хватает только прямого звонка из приложения.
  • Открытость. Абоненты других операторов могут свободно пользоваться подписками и сервисами супераппов от Kcell.
  • Разные подписки. ivi, Яндекс.Плюс, mobi, Литрес, Bookmate
Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Над чем надо поработать

  • Сложная навигация. Она путает и усложняет путь пользователя. На панели вкладок — 6 элементов. Они дублируются во вкладке «Меню». В этой вкладке появляется панель на 9 плиток и 10 навигационных кнопок. А на главном экране — еще 6 кнопок, две из которых повторяются на «Витрине приложений».
  • Супераппы-близнецы. Kcell только начал строить свою экосистему. И сделал два одинаковых приложениях для абонентов двух своих брендов. Возможно в будущем они сольются в единый суперапп. Но пока функционально Kcell и activ — цифровые близнецы.
  • Kcell Бизнес. Услуги этого направления остались на отдельном старом сайте и работают как множество самостоятельных приложений.

Зачем все это

Телекомы создают много разных активов в разных сегментах рынка. Но чтобы эти активы были востребованными среди пользователей, нужно их объединять в единый сервис, обеспечивать единый пользовательский опыт и прошить общей бонусной программой. Kcell это сделал первым на Казахстанском рынке.

И Stream Leader Kcell правильно сказал, что раньше абоненты управляли услугами и сервисами через USSD-команды, SMS или приходили в офис. Но теперь есть супераппы, которые избавили от таких проблем и стали удобным личным кабинетом для клиента и цифровым офисом для оператора. Kcell, например, к концу 2021 года планирует перевести в суперприложения 90% своих операций из абонентских отделов.

№5. Суперапп из Замбии хочет стать африканским WeChat. Но кое-что ему мешает

Что за сервис

JGo Africa — суперапп сервисов по требованию: доставка продуктов, удобрений, медикаментов; догситтеры и сантехники, службы городской мобильности; сервисы совместного потребления; возможность вызвать скорую и полицию:

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Чего хочет

В супераппе появилось сразу 60 сервисов. А работает он в 18 странах Африки и планирует расшириться еще на 36. Основатель JGo открыто пытается стать новым WeChat для Африки и помощником пользователя в каждом аспекте его жизни, начиная с доставки завтрака и заканчивая медитацией перед сном.

В чем проблема

Идея создателя — самая сильная сторона этого кейса. А вот бизнес-возможности и опыт разработки отстают. JGo пытается объять сразу весь рынок на старте, предлагая больше 60 бизнес-сервисов и сразу в 18 странах. Хотя локальные кейсы KiwiGo, Spot Money, Djamo, TAG или Sasai говорят о том, что правильно расширяться поэтапно.

А без предварительных бета-тестов, ограниченного релиза, сбора обратной связи и прочих обязательных этапов, интересный суперапп может и не найти пользователей. Как результат всего 450 пользователей за месяц. Слишком мало для следующего WeChat.

№4. МТС ТВ превратился в KION, чтобы оказаться в тройке лидеров по числу подписчиков к 2023 году

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Что внутри

В KION 7 500 фильмов и сериалов. К концу года обещают расширить библиотеку до 12 000. МТС будет привлекать аудиторию и формировать ее портер за счет оригинальных проектов. На старте их пять, но к концу года станет 30. Кроме фильмов, сериалов и документалок будут делать кино-stories — фильмы, разделенные на 15 минутные эпизоды.

Подробный обзор интерфейсов — в нашем Telegram-канале.

В чем преимущество

Как сказал гендиректор МТС Медиа — в экосистемности бренда. Он видит будущее только для экосистемных кинотеатров: KION и МТС, Кинопоиск и Яндекс или Okko и Сбер. Потому что только экосистема может обеспечить конкурентый уровень сервиса.

Но пока KION напоминает МТС ТВ, интерфейс копирует стандартные решения рынка, а в Safari не работает. Но это стартовые формальности. Про математику и мобильные интерфейсы экосистемы читайте в статье.

№3. Это Alan — новый единорог. Он привлек $220 млн, создает медицинский суперапп и застрахует 1 млн человек за два года

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Что за сервис

Alan — экосистема страховых сервисов с упором на здравоохранение. Стартовала в Париже — сейчас работает в Бельгии, Испании и Франции. Планирует расширяться на всю Европу. За два года хочет нарастить клиентскую базу от 155 тысяч до 1 млн человек.

Как работает

По системе B2B2C. Alan заключает контракты с разными компаниями. А эти компании обеспечивают медицинской страховкой своих сотрудников.

Застрахованные сотрудники попадают в экосистему Alan, где могут:

  • найти и сравнить врачей на карте
  • посчитать расходы за визит и процедуры
  • компенсировать медицинские расходы
  • проконсультироваться через видеозвонок
  • бесплатно подписаться на приложение медитации
  • получить психологическую помощь в чате
  • получить советы по уходу за ребенком

Alan разработал модульную систему страхования. Где компании собирают страховые пакеты из нескольких опций. А потом управляют больничными и статусом сотрудников.

Как добьется семикратного роста: За счет контрактов с компаниями, где численность сотрудников более 30 000. Сейчас у самого крупного клиента Alan 5 000 сотрудников. А всего компаний — 9400. Среди них WeWork, Deliveroo, JustEat, Vitaliance и Big Mamma.

Что это значит

Зарубежные медицинские компании давно используют цифровые технологии, чтобы решить все задачи пациента. Телемедицина заменила очные визиты, доставка лекарств заменяет поход в аптеку. Но главная задача любой экосистемы — обеспечить омниканальный подход.

Где коммуникация происходит в цифровой среде, а в больницу нужно прийти только в экстренных ситуациях и только, чтобы показаться врачу. Без обходных листов, очередей и регистратуры. Где после визита пациент заходит в смартфон и видит историю посещения, рекомендации, возможность заказать препараты онлайн и историю транзакций.

№2. Экосистема Тинькофф запустила сервис «Долями» — первый BNPL-сервис в России

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Как работает

Покупатель собирает корзину с товарами в интернет-магазине. Выбирает способ оплаты «Долями». Указывает свои контактные данные и оплачивает 25% от стоимости заказа. Оставшиеся 3 платежа будут списываться автоматически раз в две недели.

Продавец получает 100% от суммы заказа в течение 1-3 дней. А покупатель выплачивает стоимость заказа четырьмя равными частями: без процентов, комиссий и переплат.

Зачем

Модель «купи сейчас – плати потом» — один из самых быстрорастущих способов оплаты в e-commerce. В прошлом году через такие сервисы прошло $24 млрд в США. По прогнозам их доля в объеме розничных продажах будет удваиваться каждый год. И в 2025 году BNPL-рынок может вырасти до $1 трлн в год.

Тинькофф первым занял пустую нишу в России и расширил экосистему финансовых продуктов. Бизнес получит удобный способ оплаты, который повышает конверсию, средний чек и LTV-клиента. А покупатели смогут заказывать дорогие товары без переплат и кредитных историй.

Пока непонятно, на каких условиях магазины подключают способ оплаты «Долями». Будет это ежемесячная подписка или процент от оборота в пользу банка. Но сервис будет популярным. А на рынке появятся клоны в клоны экосистемах.

№1. 2ГИС презентовал новые инструменты для потребителей, бизнеса и разработчиков

2ГИС входит в экосистему Сбера. Приложение и веб-сервис карт обновятся в 2021 году. В них появятся чекины, приложение «Дело», навигаторы для пешеходов и грузовиков и пакет API&SDK. Подробнее показали новые инструменты в Telegram-канале.

Чекины позволят собирать отзывы клиентов и улучшат систему рекомендаций. Например, клиент отметился в мастерской по QR-коду или Bluetooth-сигналу. Если его друзья будут искать мастерскую, они увидят в карточке отметку друга и выберут эту мастерскую:

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

Особенно, интересно, как 2ГИС внедрили систему Bluetooth-трекинга. Для этого используют онлайн-кассы, которые разрабатывает другая компания из экосистемы Сбера — Эвотор. Партнерство в рамках экосистемы позволило 2ГИС оперативно развернуть систему Bluetooth-чекинов по стране и избежать масштабной закупки Beacon-маячков.

А приложение «Дело» позволит управлять присутствием и репутацией компании в интернете. В едином окне можно управлять отзывами пользователей на всех популярных площадках, редактировать данные компании и анализировать обезличенные данные пользователей:

Новости экосистем: у Тинькофф свой BNPL-сервис, у МТС новый кинотеатр, у Kcell два супераппа, а у 2ГИС чекины

На этом все. Спасибо за время!

P.S. Вернемся с новостями через две недели. Если не хотите ждать, приглашаем в Telegram-канал @heads_ecosystem. Там мы разбираем и публикуем одну главную новость дня. Свежий пост про суперапп для морских грузоперевозок уже на канале.

2424
9 комментариев

Ну и как это комментировать?
Формат: Несколько новостей в одной публикации не особо удобен. 

1
Ответить

Отличный формат. Где ты ещё в рунете узнаешь дайджест о стартапах со всех континентов?)

8
Ответить

вы просто не выкупаете иронии. Это суперпост про супераппы!

1
Ответить

ну не создавать же 7 различных мини-статеек вместо этого материала, правда?  А так - вполне норм, я бы сказал

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

много довольно спорных новостей, скажем так.
заказывать дорогие товары без переплат и кредитных историйзачем мне это, если лучше заказать в кредит, и заработать лишний плюсик в кредитную историю?
результат всего 450 пользователей за месяцзачем мне знать о недо- "супер-" аппе из Замбии с 450-ти пользователями? ))

Ответить

зачем мне это, если лучше заказать в кредитЗатем, что кредит ты можешь просрочить, заплатить не полностью и получить еще 101 способ ухудшить кредитную историю. Кроме того, тут внутренний скоринг и он не учитывается в общей долговой нагрузке клиента, что тоже + для клиента

Ответить