Как СИБУР автоматизировал 98% грузоперевозок с помощью Яндекс Маршрутизации
Рассказываем как Яндекс Маршрутизация решила задачу СИБУРа по настройке бесперебойной доставки.
СИБУР — один из крупнейших производителей нефтехимической продукции в России. География поставок охватывает более 100 стран, а среди клиентов — свыше пяти тысяч предприятий, от малого бизнеса до крупных концернов.
При таких масштабах эффективность логистики напрямую влияет на выполнение контрактов, загрузку производственных линий и уровень удовлетворенности клиентов. Рассказываем как Яндекс Маршрутизация решила задачу СИБУРа по настройке бесперебойной доставки.
Дано: звонки, Excel и работа вручную
До внедрения автоматизации логистика компании базировалась на ручной работе. Чтобы узнать, где находится груз, логист связывался с транспортной компанией, та — с водителем, а полученные данные заносились в файл Excel. В результате информация обновлялась с опозданием, и на ответ клиенту уходило до трех часов. Это тормозило планирование и увеличивало риск простоев, особенно при большом количестве отгрузок.
Для ускорения обработки данных СИБУР нанял подрядчика, который обзванивал перевозчиков и обновлял таблицы вручную. Но человеческий фактор оставался: ошибки, устаревшие данные, задержки в передаче информации. В итоге клиенты не могли точно рассчитать, когда и что им необходимо сделать, поскольку не знали точных сроков доставки груза, а сотрудники теряли слишком много времени на перепроверку данных. В какой-то момент стало очевидно, что с таким объемом перевозок без автоматизации уже не обойтись.
Решение: цифровая система вместо обзвонов
Перед командой стояла конкретные задачи — полностью отказаться от ручного трекинга и внешних подрядчиков, сделать процесс перевозки грузов прозрачным и управляемым. После оценки нескольких решений выбор сделали в пользу Яндекс Маршрутизации. Сервис предложил готовые инструменты для интеграции, гибкие настройки и сопровождение на всех этапах — от тестов до масштабирования на все производства.
Пилотный запуск прошел в июне 2024 года на площадке в Перми. Система показала стабильную работу, данные обновлялись в реальном времени, а водители быстро освоили процесс подключения. После успешного «пробника» СИБУР расширил проект на пять заводов, логистические данные с которых передавались в Яндекс Маршрутизацию напрямую из внутренней ERP-системы. Осенью компания перешла к полному запуску: сервис заработал на всех производственных площадках и партнерских складах, сотрудники прошли обучение, а интерфейс адаптировали под текущие задачи логистов.
Как СИБУР выстроил процесс и снизил сопротивление
Любая цифровая трансформация затрагивает привычные процессы, и первое время сотрудники воспринимали нововведения настороженно. Чтобы не усложнять работу, функции трекинга встроили в уже имеющиеся интерфейсы, и теперь логисты выполняют свои задачи всего за несколько секунд.
Некоторое сопротивление появилось и со стороны водителей: не все сразу приняли идею постоянного трекинга. Вместе с командой Яндекс Маршрутизации СИБУР выстроил простую и понятную коммуникацию: запустили SMS-уведомления, автоматические звонки с данными о маршрутах и круглосуточную линию поддержки. Так руководство показало, что система не контролирует людей, а помогает быстрее доставлять грузы.
Параллельно в СИБУР пересмотрели договоры с транспортными компаниями, сделав подключение к системе обязательным. Уже через несколько месяцев трекинг охватывал 80% всех перевозок, а работа с ТЭК стала более предсказуемой и управляемой.
Ответ: цифровая доставка
Сегодня логистика СИБУРа почти полностью автоматизирована. 98% автомобилей, выезжающих с площадок компании, подключены к трекингу, а 85% маршрутов отслеживаются от загрузки до выгрузки. Специалисты видят движение груза в реальном времени, а информация о задержках появляется заранее. Компания отказалась от ручных обзвонов и Excel-таблиц, а время реакции на изменения маршрута сократилось в разы.
Внедрение Яндекс Маршрутизации сделало логистику управляемой, снизило риски простоев и укрепило доверие клиентов. Для СИБУРа это стало большим шагом к созданию системы, в которой качество взаимодействия с партнерами имеет такое же значение, как и качество продукции.
Краткие итоги
- 98% автомобилей подключены к трекингу;
- 85% перевозок отслеживаются на всем пути;
- <0,05% — доля сервиса в стоимости тонны продукции;
- Сокращение простоев и доступ к аналитике в реальном времени.