Интервью-шпаргалка для тех, кого интересует СДО

Если вы пока не можете представить, что такое электронное обучение и как оно может выглядеть в рамках вашей компании, мы поможем вам погрузиться в тему. Алексей Сверчков, лидер команды «Один клик», регулярно отвечает на вопросы клиентов, которые делают первые шаги в e-learning. В интервью мы собрали наиболее часто обсуждаемые моменты.

Вопрос №1. Что такое СДО? Как понять, что она нужна компании?

– СДО – это программная платформа, через которую в режиме онлайн доставляются знания и контролируется их усвоение. Она автоматизирует процессы обучения, делает его мобильным и персонализированным.

Когда все это становится незаменимым?

• Офисы и филиалы в разных городах/странах.
• Много сотрудников.
• Высокая текучесть.
• Большие затраты на очное обучение.
• Нужен оперативный и регулярный доступ к знаниям.

В целом СДО повышает эффективность обучения, снижая при этом трудовые, временные и финансовые затраты.

Вопрос №2. Как возникло электронное обучение?

– Исторически обучение всегда было очным. Это привычная всем модель – сидеть за партами и слушать преподавателя. Дистанционный формат начался с электронной почты, когда стали пересылаться учебные материалы, книги, презентации, тестовые задания. Пусть это было еще не так удобно, но зато уже решало задачи доступности. Со временем технологии позволили сделать онлайн-обучение не только досягаемым для всех, но также комфортным и экономичным.

Бизнес, который ищет любые пути сокращения затрат, первым обратил на это внимание. Для маленьких компаний, у которых одно помещение и несколько сотрудников, это не имело смысла. А вот крупные организации, с территориально разбросанными точками и большим штатом, поняли, что у них есть возможность оптимизировать затраты на обучение. Не нужно снимать помещения, организовывать командировки тренерам, отнимать рабочее время сотрудников. Так от обычных онлайн-презентаций и пересылок методичек компании пришли к комплексным системам.

Вопрос №3. Каких целей добиваются компании, внедряя СДО?

Во-первых, это повышение квалификации и развитие профессионализма. Сотрудники получают новые знания и навыки, закрепляют их, увлекаются и мотивируются. При этом СДО помогает соблюдать единый стандарт обучения. Это значит, что с ее помощью всем доступна согласованная и утвержденная информация, в то время как на очных занятиях тренеры могут интерпретировать ее по-своему.

Во-вторых, это цели, связанные с удобством. При очном обучении нет возможности получить знания с мобильного устройства, сидя в транспорте или у себя дома. Нельзя автоматически назначать индивидуальное обучение, быстро проверять знания сотрудников, мгновенно формировать отчеты, иметь круглосуточный доступ к контенту.

В-третьих, это финансовые цели. Электронное обучение экономически выгодно для компаний с точки зрения ресурсов на его организацию. При этом форматы электронных учебных материалов отличаются высокой концентрацией полезной информации, а благодаря технологиям контент мгновенно доставляется до сотрудников. В такой интенсивной обучающей среде работники быстро добиваются нужных компании результатов, что положительно сказывается на доходах. Например, если сотрудники пройдут курс обучения по работе с программным обеспечением, это снизит количество ошибок и оптимизирует ресурсы на реализацию бизнес-процессов.

Вопрос №4. Как происходит процесс внедрения и настройки?

– Так как мы предлагаем облачное решение, то все технические вопросы по установке и настройке берем на себя. Но перед этим необходимо обсудить с заказчиком:
• как пользователи будут попадать в систему,
• какие есть ограничения по безопасности во внутренних сетях,
• требуется ли интеграция с другими системами компании.

СДО – это оболочка, которую нужно заполнить контентом. Для этого разрабатываются курсы под заказ, используется учебный материал клиента или и то и другое. В итоге получается ресурс, откуда сотрудники черпают знания.

Однако помимо технической стороны есть еще человеческая. Внедрять систему нужно еще и в сознание людей, что может быть гораздо сложнее. Человеку по своей природе трудно привыкать к новому, и любые нововведения могут восприниматься отрицательно. С таким сопротивлением может столкнуться и СДО, поэтому очень важно продвинуть систему внутри компании: дать людям заряд на обучение в новом формате, замотивировать их, рассказать «что», «зачем» и «как». Заказчик, хорошо зная своих сотрудников, может организовать такое продвижение самостоятельно – задействовать каналы коммуникации, предложить мотивацию для использования платформы, а мы помогаем в этом.

Вопрос №5. С какими сложностями сталкиваются компании на старте внедрения СДО?

На первых этапах сложнее всего бороться со своими желаниями. Компании понимают, что, внедряя СДО, они вкладывают много сил и ресурсов, поэтому зачастую хотят выжать максимум и предусмотреть сразу много возможностей ее использования. Но нужно осознавать, что, чем масштабнее система, тем она сложнее и дороже, а эффективность совсем не зависит от количества функций. Поэтому полезнее расставить бизнес-задачи СДО в порядке приоритетности и реализовывать их поэтапно.

Есть серьезные сложности, связанные с интерфейсом. Если он слишком запутанный, то сотрудники не могут свободно использовать его, им требуется много времени на освоение. То же самое касается и интерфейса для администраторов. Как правило, у сотрудников отдела обучения нет ИТ-образования, поэтому для управления системой приходится дополнительно нанимать профильного специалиста, что увеличивает бюджет на внедрение и развитие СДО. В нашей системе «Отклик» мы предусматриваем это и делаем интерфейс таким, чтобы работать в нем было не сложнее, чем управлять профилем Facebook.

Еще на этапе внедрения трудно задумываться о продвижении системы внутри компании. Кажется, что достаточно будет сказать сотрудникам, что она есть, и все сразу начнут с ней взаимодействовать. На деле же подогревать интерес пользователей – это большая работа и ей нужно уделять такое же внимание, как и составлению технического задания. И в том и в другом может помочь провайдер.

Но никакое продвижение не сможет иметь силу, если контент, наполняющий систему, не будет понятным и полезным пользователям. Внедряя платформу с нуля, компании могут, например, предложить слишком мало курсов, не соответствующих потребностям сотрудников или, переходя со старой системы на новую, перенести весь массив материалов, никак его не отсортировав и не переработав. Чтобы электронное обучение было эффективным, к его воплощению нужно подходить комплексно.

Вопрос №6. Из чего складывается стоимость СДО?

– Обычно стоимость внедрения делится на две части.

Первая – это лицензии. Они приобретаются по количеству пользователей и, как правило, пакетами – до 100 человек, до 1000 и т.д. В нашей компании, чем больше пакет, тем ниже стоимость обучения одного человека. Также мы не делаем лицензии именными, поэтому в рамках пакета сотрудники могут меняться и ротироваться. Это актуально для компаний, в которых высокий уровень текучести персонала.

Вторая часть – это само внедрение. Здесь цена зависит от того, какие индивидуальные запросы клиент озвучит. Будет ли это интеграция с кадровой или ERP системой, различные виды отчетности, брендирование и т.д. Стоимость зависит от сложности персонификации системы. К тому же любую задачу мы измеряем в человеко-часах, то есть чем больше труда и времени вложено в проект, тем ценник будет выше.

Будет ли достаточно клиенту СДО в базовой комплектации или потребуются доработки, мы всегда помогаем определять в ходе общения с заказчиком. Когда нам становятся понятны бизнес-цели, мы предлагаем оптимизированное с точки зрения затрат решение. Кому-то для закрытия потребностей не нужно дорабатывать практически ничего, а кому-то необходимы сложные интеграции или разработка нового функционала – мы выполняем любые запросы, если они целесообразны.

Также мы подсказываем, когда разумно отказаться от каких-то идей и желаний, чтобы направить ресурсы в те направления, которые точно принесут пользу. Например, у клиента могут быть свои большие планы на дизайн интерфейса, но мы предлагаем настроить его в базовой комплектации, учитывая фирменный стиль компании. Это не мешает достижению целей, а напротив, оптимизирует бюджет и наше время как разработчиков.

Вопрос №7. Как оценить эффективность онлайн-обучения?

– Это актуальный вопрос, потому что всех интересует, что же получится в итоге и как выявить, что все не зря. Сделать это можно по нескольким критериям.

Во-первых, следует оценить качество обучающих программ. Оно определяется по тому, насколько люди запомнили материал. Об этом можно судить по количеству успешно сданных тестов и экзаменов.

Во-вторых, нужно определить, применяются ли знания на практике. Для этого можно делать обзоры деятельности сотрудников на рабочем месте на предмет того, как меняется скорость их труда или качество, а можно с помощью тестов или контрольных листов опросить их самих, что они применяют, каким образом и какие испытывают сложности.

Третий и самый важный критерий – это экономическая эффективность. Для ее оценки необходимо выбрать интересующие бизнес-показатели, например, объем продаж или производительность труда. А затем фиксировать их, до, во время и после обучения, чтобы сравнивать с ожидаемыми результатами, которые также требуется заранее определить. Например, необходимо было повысить KPI по продажам. Назначили курсы и диалоговые тренажеры – продажи повысились на X%. Соответственно можно сделать вывод, что обучение оказало влияние на поставленную задачу.

Также серьезное основание эффективности перехода в онлайн – это сокращение расходов на обучение. Мы всегда ориентируем заказчиков по срокам возврата инвестиций, вложенных во внедрение системы дистанционного обучения. Обычно сокращение расходов становится заметным примерно спустя год использования платформы. К этому времени онлайн-формат полноценно запускается, исчезают затраты на командировки, аренду, и увеличивается охват обучения.

Есть ли возможность протестировать СДО еще до покупки?

Разные провайдеры решают этот вопрос по-своему. Мы считаем, что для клиентов это очень хороший способ оценить продукт. Мы не только даем возможность самостоятельно исследовать систему изнутри, предоставляя отдельный логин и пароль, но и проводим перед этим онлайн-демонстрацию возможностей, консультацию, а также высылаем наглядную презентацию. К тестированию тоже нужно подходить с умом и с интересом – ждем всех желающих!
Алексей Сверчков, директор по развитию компании «Один клик»E-mail: a.sverchkov@1clicklearn.ruТел: +7 (916) 145 21 45

11
Начать дискуссию