Психология Tinder: механики и поведенческие шаблоны

Судя по данным компании Match Group, которая владеет брендом Tinder, складывается стойкое мнение, что в казино проще сорвать джекпот, чем встретить нормального человека в Tinder. Синдром «подруга подруги», которая нашла отношения, познакомилась и вышла замуж, кажется статистической погрешностью на фоне постоянно растущей аудитории и стоимости акций.

Быть частью предубеждений, очередным свайпом-вправо или сделать шаг навстречу — это выбор и зона комфорта каждого персонально, но есть механики, которые стимулируют определенные шаблоны поведения и ограничивают наш выбор в угоду коммерческим интересам. Итак, немного теории, немного цифр, немного психологии и химии.

Начнем

Начнём с того, что tinder — это не приложение для знакомств, а мобильный игровой продукт, в упаковке для взрослых, который использует механики «агрессивной монетизации» и аддиктивного поведения:

  • алгоритм социального ранжирования — «качество» анкет для формирования выборки и стоимости подписки / Elo system
  • «сюрприз механики», признанные незаконными в Евросоюзе комиссией по регулированию игорного бизнеса KSA
  • механика ограничений — 12 часовой тайм-аут на свайпы вправо, стимулирующий синдром FoMO — синдром упущенных возможностей
  • дизайн паттерны — платные статусы сообщений, доступ к лайкам, полная анкета и т.д.

Все это способствует формированию определенных поведенческих шаблонов, как в использовании сервиса, так и шаблонов в общении, что снижает вероятность эффективной коммуникации между людьми и как следствие, положительно влияет на доходность компании. Ваша любовь — не выгодна для бизнеса!

Разработчики трудятся над управлением пользовательским опытом в разных нюансах, а появляющиеся шаблоны поведения, берутся как основа для новых, качественных изменений с целью увеличения времени проведенного в продукте.

Хочешь найти любовь — ломай шаблоны, пиши первой! И разбираемся с поведением.

Хозяйке на заметку

Только в 2016 году tinder изменил позиционирование и эмоциональную окраску своего сервиса. В частности, переименовали фразу «keep playing» в «keep swiping». Об этом много писали, разные СМИ: Insider, independent, esquire и т.д.

Психология Tinder: механики и поведенческие шаблоны

О чем не писали СМИ — это о результате таких изменений — увеличении платящей аудитории и вовлеченности в использование и росте акций после падения в 2015 году.

В сводном финансовом отчете компании Match Group, сообщается, что по сравнению с 2015 годом, при сохранении динамики увеличения пользователей, затрат на рекламу, увеличении затрат на обслуживание CoR и снижении стоимости подписки, прибыль компании и стоимость акций выросла и продолжает расти. Что свидетельствует о большей вовлеченности пользователей в приложение и количестве платящей аудитории.

Психология Tinder: механики и поведенческие шаблоны

Основной поведенческий шаблон

Просвайпать доступные варианты ➡ получить удовлетворение от метчей/совпадений ➡ вернуться к просвайпыванию.

Этот шаблона на столько распространен, что получил статус мема в разных вариациях, как цензурных, так и не очень.

Шаблон очень прост, но в его основе лежит наша биологическая природа в виде дофамина и окситоцина. Вся конструкция строится на системе «оперантного обусловливания» / дофаминового вознаграждения, открытой Скиннером и подтвержденной нейробиологами Олдсом и Милнером. Суть в том, что человек получает удовольствие от завершенности действий, а также от предвкушения. Последнее толкает к другой психологической конструкции FoMO — синдрому упущенных возможностей.

Чтобы поддерживать интерес и данный поведенческий шаблон в проектирование и дизайн приложения встроены дополнительные ограничения в виде 12 часового тайм-аута и ограничения в количестве 50 штук на положительный выбор — свайп вправо на время этой 12 часовой сессии.

Эти игровые механики являются основой для жанра игр типа «Ферма», такие я разрабатывал, являясь соучредителем игровой студии PlayScape в 2009—2011 годах. И эти правила игры одинаковы для всех: нормальных, ненормальных, хороших, ответственных, похотливых и самодостаточных.

В игру играют все, но не всегда

Такой игровой процесс может стать привычкой из за разочарования в сервисе, но все равно работать как часть психологии FoMO.

Модель принципа работы психологической конструкции FoMO | исследования
Модель принципа работы психологической конструкции FoMO | исследования

А может быть ситуационным, когда человек чаще всего ответственно подходит к выбору, но в данный момент (встав не с той ноги в четверг) просто отрабатывает паттерн.

В обоих вариантах, ты можешь упустить знакомство с приятным человеком, просто из за статистики или настроения.

Культурный код и дизайн

Давай рассмотрим, как культурный код, в связке с правильным интерфейсом, играет против тебя и на руку прибыли. Я о том, что в нашем сознании «Мужчина должен проявлять инициативу» и «Мужчина — это про действия». Не обсуждаем правильность этих высказываний и отношение к словам «должен / не должен», такой код — часть многих культур, имеет место быть и очень распространён. С ним связан еще один поведенческий шаблон — отсутствие реакции при обесценивании возможности.

Этот шаблон рождается как следствие первого и заключается в большом количестве уже имеющихся совпадений до которых «не доходят руки». При этом интерфейс не показывает общего количества случившихся совпадений ни в цифрах, ни на отдельном экране. Т.е. даже при желании написать, человек сталкивается с дизайн ограничением.

Изображения интерфейсов сервиса, опубликованные в GooglePlay | интерфейс Новые пары — 3 экран
Изображения интерфейсов сервиса, опубликованные в GooglePlay | интерфейс Новые пары — 3 экран

Зато есть цифра, обозначающая количество возможных совпадений, увеличивающая потенциальную выборку и играющая на психологии FoMO. Что обесценивает тебя как кандидата в общении не потому, что ты «какая то не такая» или человеку лень, а потому, что «Много».

Как только ты напишешь человеку первой, ты сразу получишь ценность в сравнении с остальными, выйдешь из статуса просто «аватарка» и после этого у мужчины включится — про действия и инициативу.

При этом не забудь про то, что ты можешь столкнуться с другой стороной культурного кода — переломив это в себе, есть вероятность, что у мужчины этот барьер не сломлен. Но тут все просто — объясняешь… и получаешь уважение и 100 очков к вниманию.

Предубеждения восприятия

Часто на практике и СМИ слышу, что tinder воспринимается как сервис для поиска сексуальных партнеров. Это предубеждение складывается из двух аспектов:

  • секс случается чаще чем отношения
  • об этом чаще говорят

Именно последнее формирует представление о сайтах знакомств как о сервисах для секса. Секс — это история о которой можно рассказать и чем можно похвастаться/посплетничать. Просто, никто не говорит об очередном дне без переписок или метчей, поэтому информационное пространство окрашивается именно интимным характером.

Много озабоченных

Еще один статистический факт, который говорит в пользу инициативы от женщины. Если вам пишут в основном «озабоченные» с предложениями сексуального характера, тем более стоит обратить внимание, на тех, кто висит в списке совпадений. Это уж точно не озабоченные и вероятно приятные в общении люди, просто как и все играющие в игру под названием tinder.

P.S.

О других способах манипуляции я рассказываю по четвергам и пятницам на вебинаре «поведенческая психология online знакомств».

Запись на бизнес консультацию по управление продуктами в telegram: пользовательский опыт, CJM, аналитики, продуктовый маркетинг, механики и модели монетизации.

2929
36 комментариев

Нет и ещё раз нет. Каждый находит в Тиндере то, что ищет.
Мои подруги искали парней для серьёзных отношений и нашли.
Кто-то искал иностранца и нашёл.

Если ваша задача свайпать и не ходить на свидания, то не надо думать, что так делают все. Парни не озабоченные, а не наученные флиртовать. Хотя бывают и очень странные кадры.

Короче, сделаю потом статью про Тиндер глазами мужчины.

11

Что «нет»? Вы не верите официальной документации которую компания предоставляет в виде финансовых отчетов и презентаций для инвесторов? В них за 2016 год подчеркивается 2 кратный рост платящей аудитории. Одними из причинами (презентация для инвесторов слайд 5) значатся: большие фотографии и новый опыт в коммуникации. Подчеркиваю, что прибыль компании растет несмотря на удорожание обслуживания и стоимости транзакций (см так же в отчетах) при неизменной динамике затрат на рекламу по сравнению с 2015 годом. 
Если вы говорите о феномене «подруге», зачем умалчивать о неудачном опыте, предоставьте статистику отношений.
как вы объясните мезанику 12 часового тайм-аута на ограничение функциональности? Почему на 24 часового? — а я вам отвечу по своему опыту разработки игр (как совладелец студии) — это увеличивает конверсию в платящую аудиторию. А также способствует синдрому FoMO, о котором вы моете почитать в моем переводе (научной, между прочим) статьи.
Или вы хотите рассказать, о том как я проектирую сервисы? У специалистов по проектированию пользовательского и клиентского опыта есть инструментарий позволяющий управлять эмоциями и user-experience: CJM, JTBD, POV, TOV и т.д. фреймворки по проектированию онбординга и контента для hight-level пользователей. 
В дебатах на тему управления опытом, директор русского представительства tinder на мои обвинения в оправдание приводит личное мнение, осекаясь в ответе от лица компании. 
Хотите статью написать, буду рад помочь, я предоставлю все ссылки на отчетность компании, помогу с переводом, соберу для вас научные работы в области нейробиологии и психологии так или иначе касающиеся механик + предоставлю статистику по ранжированию пользователей в free-to-play продуктах и отношения доходности к данным категориям. И сделаю это бесплатно)

14

Было бы интересно узнать, каким автор видит идеальный сервис знакомств, не игровой, а именно для знакомств. То есть, сервис, который работал бы.

4

Идеальный сервис знакомств - оффлайновый.
Идеальный инструмент - язык(речевой аппарат).

9

Ответ очень прост — это сервисы знакомств до прихода tinder, те то что было у нас 10 лет назад. Даже при сохранении баховой «лутбокс механики» из перечня изменений:
— открытый доступ к полной анкете
— наличие фильтров и параметров в анкете
— дневное, а не 12 часовое ограничение на свайпинг
— бесплатные статусы доставлено/прочитано
— отдельный экран или индикация количества случившихся пар

Но эффективнее всего — снятие ограничений на доступ к анкетам. Да выбирать из всех, гораздо сложнее чем просто свайпать, но как показывают фин отчеты — эффективнее именно в плане знакомств.  

5

Есть исследования, что браки, заключенные по подробным интернет-анкетам в 90-х более стабильны, чем обычные, заключенные традиционным способом. 

Уверен, что идеальный сервис уже есть внутри Фейсбука с его количеством данных о пользователях, но его не выкатывают по каким-то (скорее всего, этическим) соображениям. 

1