{"id":9130,"title":"\u0417\u0430\u0449\u0438\u0442\u0438\u0442\u044c \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0438\u0435 \u043a\u043e\u043c\u043f\u044c\u044e\u0442\u0435\u0440\u044b \u0438 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043c\u0435\u043d\u044c\u0448\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0435\u0445\u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u043a\u0443","url":"\/redirect?component=advertising&id=9130&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/305439-reshenie-dlya-biznesa-zashchitit-rabochie-kompyutery-i-tratit-menshe-na-tehpodderzhku&placeBit=1&hash=85c54b2e13f250dedc65edea594d27f2b8d3772b0cf075b87dc84abeac949895","isPaidAndBannersEnabled":false}
Сервисы
WANNABELIKE

$100 млрд, высокая цена ошибки и предсказание заболеваний — как обстоят дела в healthcare

Healthcare – масштабная индустрия, которая включает в себя все: от фармацевтических компаний и госпиталей до mental health приложений. В данной статье мы рассматриваем только сервисы и технологические продукты, относящиеся к этому сектору. В некоторых источниках сферу также обозначают как healthtech и medtech.

В 2020 году мировой рынок healthcare ориентировочно оценивается в 75-100 миллиардов USD. По прогнозам рынок будет расти ежегодно на 10,7% в течение 2020-х годов. Самое базовое деление продуктов индустрии – по конечному потребителю. Таким образом можно выделить:

B2B продукты для клиник и фармацевтических компаний

Медицинские технологии для лечения и обследования пациентов: роботы, ассистирующие во время операций, AI-продукты для более точной диагностики заболевания, AI для анализа рентгеновских изображений и постановки диагнозов, а также аналогичные разработки.

Продукты для автоматизации и улучшения качества работы лечащего и административного персонала:

  • Electronic Health Records (EHRs) — представляет собой цифровую версию бумажной карты пациента. EHR— это записи в реальном времени, ориентированные на больного, которые делают информацию доступной для авторизованных пользователей. Примеры: Allscripts Remote+, Care360 Mobile, в России - ЕМИАС.
  • Clinical Information Systems — это информационная система, разработанная специально для использования в интенсивной терапии. Может работать в связке со многими компьютерными системами в современной больнице, такими как патология и радиология. Эти продукты собирают информацию из всех систем в электронную карту пациента, которую врачи могут видеть около его постели. Примеры: Caesoft (CARESOFT HIS).
  • PACS (picture archiving and communication system) — это технология, используемая в основном в медицинских организациях для безопасного хранения и цифровой передачи электронных изображений, а также клинически значимых отчетов.
  • Электронные системы для выписывания рецептов (Electronic Prescribing Systems (e-prescribing)) — представляют собой компьютерные приложения, предназначенные для использования врачами, с целью создания бумажных или электронных рецептов лекарств.
  • Computerized Provider Order Entry Systems (CPOE) — системы для ввода и отправки поставщиками инструкций по лечению, включая заказы на лекарства, лабораторию и рентгенологию. Все операции проходят в компьютерном приложении, а не на бумаге, по факсу или телефону.
  • Laboratory Information Systems (LIS) — это система, которая регистрирует, управляет и хранит данные клинических лабораторий. Наиболее популярное применение LIS — отправка заказов на лабораторные испытания, отслеживание этих заказов, а затем запись и хранение результатов в базе данных, как правило, с возможностью поиска этих заключений после.
  • Apps for medical students and medical staff education — аппы для обучения студентов и персонала, в том числе сюда входят VR/AR технологии. Примеры: MedPage Today Mobile, Pocket Anatomy.
  • Apps for patients monitoring — сервисы для удаленного мониторинга пациентов. Примеры: VitalHub Chart, Epic Haiku.

Обзор индустрии healthcare, к прочтению которого вы приступили, подготовили студенты интенсива по продакт-менеджменту Валерии Розовой: Ольга Звегинцева, Екатерина Конюшкова, Евгения Баранова, Илья Четырин, Маргарита Беляева, Валерий Коляда, Александр Задворный.

B2C сервисы для поиска и/или удаленного взаимодействия врачей и пациентов, а также для поиска и заказа лекарств

Doctor Appointement Apps — сервисы для поиска врачей и записи к ним, а также менеджмента записей о пациентах для врачей. Примеры: HealthTap, ZocDoc, Appointik, Practo.

Телемедицина (Tele-healthcare) — использование цифровых информационных и коммуникационных технологий, таких как компьютеры и мобильные устройства для удаленного доступа к медицинским услугам и управления медицинским обслуживанием. Это могут быть как технологии для самостоятельного использования пациентами, так и системы, которые врач использует для предоставления услуг. Примеры: Doctor On Demand, LiveHealth, MDLive, Lemonaid, HealthTap.

Medicines online — покупка лекарств онлайн. Примеры: Medscape, Epocrates.

B2C сервисы для трекинга физического и ментального здоровья

Приложения для трекинга уровня стресса, самопомощи при тревоге и так далее.

Сервисы для подбора психотерапевта.

AI-собеседники для людей, испытывающих психологические трудности.

Mental health: устройства и приложения для отслеживания своего ментального здоровья, его контроля и купирования острых ситуаций, таких как, например, панические атаки.

Fitness и wellbeing: приложения и устройства, которые дают возможность пользователям контролировать циклы сна, вес, уровень активности, сахара, отслеживать самочувствие и следить за множеством других параметров. В этот же сектор можно отнести и приложения для медитаций, йоги, мобильные аппы со спортивными упражнениями.

Каков объем рынка и как он делится между игроками

Объем рынка, как было сказано выше, ориентировочно оценивается в 75-100 миллиардов USD в 2020 (в зависимости от системы расчетов). По прогнозам рынок будет расти ежегодно на 10,7% в течение 20х годов.

Рынок делится по объёму на следующие сегменты (данные для USA рынка, однако он составляет около 45% мирового рынка, еще около 25% Европа):

  • Electronic Health Records (EHRs) - 40%
  • Clinical Information Systems - 40%
  • PACS - 8%
  • Tele-healthcare - 4%
  • Electronic Prescribing Systems - 4%
  • Computerized Provider Order Entry Systems - 2%
  • Laboratory Information Systems - 2%

Маржинальность: EBITDA Margin или Net Profit Margin в среднем около 15-20% Модели монетизации различны в зависимости от сегмента. Глобально можно поделить на B2C и B2B (или B2G).

Для B2C:

  • Buy-to-play: продажа девайсов (компании, производящие девайсы, связанные со здоровьем).
  • Freemium: доступна часть функционала или контента.
  • Рекламная: местные рекламные кампании (в приложении появляется релевантная приложению реклама в зависимости от местоположения пользователя. Например, реклама местной аптеки, когда пользователь находится в данной локации).
  • Подписочная модель, возможна плата и за регистрацию (плата за регистрацию может взиматься, например, с врачей, которые хотят, чтобы к ним записывались через данное приложение, а не с пациентов).
  • Монетизация собранных данных (пример: если приложение отслеживает образ жизни пациентов с избыточным весом, собранные данные могут быть полезны для фитнес-экспертов, фармацевтических компаний или компаний по страхованию жизни).
  • Встроенные покупки (составляет 47% от общей выручки от медицинских приложений).

Для B2B и B2G:

  • Транзакционная: % с оплаты консультаций в телемедицине.
  • Buy-to-play: покупка лицензии.

На какие сегменты делятся клиенты

B2B — частные клиники, частные лаборатории.

B2C — посетители сайта/приложения, которые хотят получить услугу HealthTech:

  • Аптеки
  • Запись к врачу/консультация
  • Лаборатории анализов
  • Генная лаборатория

B2G — муниципальные клиники/больницы/министерства здравоохранения.

Какие потребности они решают продуктами из этой индустрии

B2B: разгружают регистратуру, избавляются от очередей, обеспечивают работой врачей.

В2С:

  • Аптеки: заказать лекарство, средства гигиены, витамины, товары для животных не посещая 3-5 аптек в поисках необходимого.
  • Запись к врачу/консультация: запись к врачу, запись по ДМС, консультации с врачом (телемедицина).
  • Лаборатории анализов: сдать анализ недалеко от дома, без посещения поликлиники, быстро, без очередей.
  • Генная лаборатория: получить глубокую информацию уровня ДНК о: способностях и характере, планировании ребёнка, какой спорт выбрать, предрасположенность к болезням и так далее.

В2G: отчитываются перед высоким начальством о выполнении программы глобальной цифровизации отрасли.

Какие метрики важны для этой индустрии

Так как healthcare сервисы работают с довольно чувствительной сферой — здоровья и безопасности, особую значимость приобретают Сustomer Satisfaction метрики:

  • Net promoter score (NPS).
  • Inn-app feedback — количество жалоб в поддержку.
  • Support Response Times — время ответа поддержки.
  • Reviews/Ratings — отзывы и рейтинги как самого сервиса, так и врачей, в нем представленных.

В качестве NSM большинство сервисов называют Daily/Weekly/Monthly Active Users (DAU/WAU/MAU) — дневная/недельная/месячная аудитория: как пациентов, так и врачей.

Также среди ключевых метрик:

  • Retention rate.
  • CR в консультацию/частота консультаций на одного врача (характерно для телемедицины).
  • CR в платящих пользователей/продление платной подписки.
  • Paying Users — количество платящих пользователей.
  • Life time value (LTV).

В B2B продуктах, которые используются непосредственно в работе медицинских организаций, критичное значение имеет стабильность работы, так как ее нарушения могут повлечь ущерб здоровью и безопасности пациентов. Также эффективность их работы непосредственно влияет на метрики работы медицинской организации, такие как Patient wait time (время ожидания пациента), Number of mistake events (количество ошибок, допущенных в ходе врачебной практики), Staff to patient ratio (соотношение количества врачебного персонала и пациентов).

Какие вызовы и тренды есть в индустрии

Цена ошибки в этой индустрии очень велика. Компании, работающие в healthcare сегменте, сталкиваются с такими проблемами как:

Сложность безопасной передачи данных и отсутствие единого стандарта их хранения. Любая интеграция — это очень долго и очень дорого, медицинские данные и история пациентов разрознены, и никто не может отследить ее целиком, а врачи вынуждены параллельно работать в 3-х, а то и в 5 различных системах, заполняя одну и ту же информацию.

— Долгий процесс верификации данных, высокий порог входа. Многие продукты (например, системы поддержки принятия врачебных решений, проведение тестов) требуют много времени и больших инвестиций на старте.

А вот основные направления, куда будет развиваться индустрия:

— Освобождение медиков и ученых от рутинных задач и экономия времени

Решение 1 — Использование искусственного интеллекта и машинного обучения, например, для поиска химических комбинаций для фармы или же AI, помогающий рентгенологам анализировать изображения и ставить диагнозы.

Решение 2 — Интернет медицинских вещей (Internet of Medical Things - IoMT).Это устройства, позволяющие автоматически диагностировать заболевания, контролировать показатели, удаленно вести пациентов и мониторить их состояние, в том числе когнитивное.

Решение 3 — Телемедицина позволяет экономить время пациентов и врачей, а также делает предоставляемые услуги более доступными, как физически так и материально.

— Предсказание заболеваний и превентивные меры VS Лечение заболеваний

Решение 1 — Машинное обучение и большие данные. Они помогают развивать предсказательные системы на основе анализа больших данных.

Решение 2 —Геномика. Развитие этого направления позволит узнать, например, насколько вы и ваши дети подвержены риску различных генетических заболеваний.

— Использование смартфонов и новых умных wellness устройств для контроля здоровья

Решение 1 — Иммерсивные технологии. VR/AR используются при реабилитации, а также при обучении медиков.

Решение 2 — Mobile Health. Сюда входят как отдельные технологии и устройства для самостоятельного отслеживания здоровья. Например, умные браслеты, считающие пульс и отслеживающие ритмы, так и технологии, использующие мобильные устройства, в качестве вспомогательных для контроля здоровья. Так, решения mHealth сыграли решающую роль в контроле над распространением пандемии COVID-19, позволив отслеживать контакты, осуществлять карантинный контроль и распространение соответствующей информации.

— Снижение зависимости от биоматериалов

Решение — 3D Печать позволяет снизить зависимость от донорских органов и создать более персонализированные версии протезов.

— Более легкая и безопасная передача медицинских данных

Решение 1 — Блокчейн-безопасность и отслеживаемость блокчейна делают эту технологию незаменимой для использования в электронных медицинских записях, при удаленном наблюдении за пациентами, в медицинских EHR системах и так далее.

Решение 2 — Облачные вычисления.

Стартапы в сфере здравоохранения используют искусственный интеллект и Интернет медицинских вещей (IoMT) для непрерывного и удаленного мониторинга пациентов в реальном времени. Решения телемедицины повышают доступность клинических услуг для пациентов, которые не могут часто посещать больницы. Большие данные и аналитика обрабатывают структурированные и неструктурированные медицинские данные и биомедицинскую литературу для получения новых идей. Виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) и смешанная реальность (MR) расширяют возможности цифровой терапии. 3D-печать, особенно биопечать, позволяет разрабатывать качественные протезы и трансплантаты тканей и органов, снижая при этом потребность в донорах и снижая риск отторжения трансплантата. С ростом цифровизации здравоохранения технологии блокчейн и облачных вычислений играют важную роль в сборе, хранении и обмене клиническими данными. Наконец, разработки в области геномики, наномедицины и регенеративной медицины способствуют развитию персонализированного здравоохранения.

За счет чего конкурируют компании

  • Новых технологий, обеспечивающих высокую степень приватности данных.
  • Точности предсказательных моделей, которые могут быть обеспечены 1) новыми улучшенными предсказательными моделями 2) большим количеством накопленных данных — уникальных функциональных фич, которых нет у других.
  • Уникальных продуктов на рынке (например, Genotek на российском рынке).
  • Партнёрств и экосистем, дополняющих друг друга продуктов.
  • Цифровизации всех пользовательских сценариев (от диагностики и предупреждения заболеваний до реабилитации).
  • Операционной эффективности бизнеса: оптимизации и отслеживании всех расходов и процессов, например, снижение времени, которое персонал тратит на работу с документами.
  • Кастомизации и ориентированности на нужды пользователей.

Какие есть особенности в разработке продуктов этой индустрии

  • Необходимость интеграции с медицинскими учреждениями, в которых уровень IT достаточно низкий. Однако и DocDoc, и eApteka и BestDoctor стараются подключать как можно больше больниц, клиник, аптек, чтобы у пользователя был выбор.
  • Необходимость создавать свои базы данных, которые мэтчатся с разными классифайдами поликлиник/больниц/аптек.
  • Использование машинного обучения (скоринг, прогноз заболеваемости, прогноз популярности товаров и тому подобное).
  • В телемедицине решающее значение имеет качество внутренней интеграции, которая позволила бы осуществлять обмен данными между компонентами приложений для пациентов и врачей.
  • Одной из ключевых задач при разработки healthcare продуктов является соблюдение правил безопасности для защиты данных физических лиц, а также соблюдение законодательства.

Специфичные языки программирования или фреймворки:

  • В целом, не смогли обнаружить какого-то специфического языка программирования. BestDoctor, например, выбрали самый легкий для входа стек — Python. Взяли самый популярный фреймворк Django.
  • Мобильная разработка: на React Native сразу под две платформы.
  • Сторонние решения используются для чат-ботов и телефонии.

Какие есть тренды в дизайне продуктов этой индустрии

Основные задачи медицинских сервисов:

  • Запись к врачу со стороны посетителя и со стороны клиники (и все сценарии до и после этого, от истории болезни до оплаты визита).
  • Проконсультироваться онлайн.
  • Согласовать медицинскую услугу.
  • Получить в понятном виде: рецепт/анализы.

Дизайны медицинских сервисов похожи. Большинство из них на белом фоне с некоторым количеством ярких элементов. В основном это простые расписания, карты, лк, чаты и цифры анализов.

В большинстве интерфейсов есть:

  • Выбор медицинской клиники, услуги или формата консультации (списки и карточки).
  • Выбор врача, рейтинг, отзывы (фото врача, звезды и текст).
  • Чат со страховой, клиникой и так далее (мессенджер).
  • Запись к врачу, доступные слоты для записи (кадендарь).
  • Если это онлайн-медицина, то созвон с врачом (видеосозвон мессенджерах).
  • Если это физическая клиника, то карта клиник (карта с пинами).
  • ЛК пациента c его данными историей болезни, анализами и записями, после консультации могут добавиться назначения врача, рецепты лекарств (личные данные, списки и карточки).
  • Если это анализ, то могут добавляться их расшифровки и разъяснения (данные с подсветкой важного, графики).
  • Также можно посмотреть описания лекарств, сравнить цены на них в аптекахиногда есть календарь с напоминанием о приеме лекарств (инфографика, подсвечивающая особенности лекарств, карты, сравнение цен).
  • Также есть CRM (customer relationship management) для клиник (стандартный дизайн админки, простой, так как в ней работают специалисты с невысокими техническими знаниями). Не могу сказать, что кто-то сделал что-то новое или выделяющееся с точки зрения дизайна. В основном это очень простые интерфейсы с понятными паттернами.

О чем болит сердце продакт менеджера в этих компаниях

Отсутствие единого стандарта хранения и передачи медицинских данных

Любая интеграция — это очень долго и очень дорого, медицинские данные и история пациентов разрознены, и никто не может отследить ее целиком, а врачи вынуждены параллельно работать в 3х, а то и в 5 различных системах, заполняя одну и ту же информацию. Несмотря на то, что разработан формат hl7, он не применяется в России почти нигде, и является недостаточным, из-за чего невозможна интеграция "из коробки" различных систем друг с другом.

Долгий процесс верификации данных, дорогая цена ошибки, высокий порог входа

Многие продукты (например, системы поддержки принятия врачебных решений, проведение тестов) требует много времени и больших инвестиций на старте.

Удобный интерфейс и условия для работы врачей

Многие продукты индустрии зависят от того, удобно ли и хотят ли работать с этой системой врачи. Основная цель врача — лечить людей, а не взаимодействовать с сервисом, поэтому задача — сделать удобный, помогающий, минимально необходимый интерфейс для врача.

0
3 комментария
Популярные
По порядку

Борис, да, вы правы, в статье мы ограничились только сервисами и технологическими продуктами. Сделали об этом пометку в статье. Спасибо! 

2

Мировой рынок healthcare/здравоохранения в 2019 году составил по разным оценкам 9,2$ трлн.
Т.О. в статье рассматривается только надстройка, около 1% healthcare.
Это в принципе соответствует тематике VC, просто хотел уточнить.

И поскольку любая надстройка взаимозависима с базой, было бы полезно об этом в статье упомянуть.

От себя добавлю, что санаторно-курортные услуги существенно увеличивают здоровье населения, уменьшают продолжительность периодов нетрудоспособности.
И на этом фоне, важен новый продукт/услуга: возможность домашних процедур на основе морской воды с доставкой (см. статьи в моем профиле).

Эта возможность расширяет перечень полноценных санаторных услуг, но без затрат времени и денег на поездки и на пребывание вне дома.

0

Всегда интересно читать такие содержательные аналитические материалы. Спасибо!

0
Читать все 3 комментария
Дайджест новостей Сбера: сайт Digital Пётр, сценарии для умного дома и платина от Forbes

Прошлый дайджест мы целиком посвятили 180-летию Сбера, поэтому новостей накопилось много. Среди них — запуск сайта по распознаванию рукописей Петра I, большое обновление на платформе умного дома Sber и другие. Рассказываем всё самое интересное.

Картинка, сгенерированная ruDALL-E по запросу «рыжий котик»
ИТ-специалисты сообщили о блокировке Tor в России Статьи редакции

На проблемы с доступом пользователи жалуются с начала декабря.

Чему создатели метавселенных могут поучиться у 3D-игры Second Life Статьи редакции

Её основатель ещё в нулевых говорил, что физический мир канет в прошлое, и завлёк в игру не только пользователей, но также бренды, политиков и СМИ. Какой он видит метавселенную, исходя из своего опыта, — в пересказе Time.

Кадр из игры Second Life SL Community
Tele2. Недоразумение со сменой тарифа

Моя бабушка пользуется тарифом без абонентской платы от Tele2. Недавно ей позвонили и предложили поменять тарифный план. Бабушка в этом ничего не понимает, но прекрасно понимает, что не стоит принимать решения, не посоветовавшись с детьми/внуками. Поэтому она, почти сразу,прервала разговор. На следующий день выяснилось, что с ее номера телефона…

Откуда берут взрослые деревья для парков и улиц

А также сколько они стоят и почему выращивать их — неплохой бизнес.

Сбербанк компрометирует код CVC при выдаче карты

Пришёл срок замены карты, по сроку действия. Стоит сразу сказать, что на низовом видимом варианте сотрудники Сбера работают отлично. Всегда помогут, подскажут, доброжелательно и в целом приятно. Но когда работает та невидимая часть Сбера к которой не приедешь, увы начинаются проблемы.

Сайты в 2021 году
Мой опыт общения с Почтой России

Первым делом хочу попросить прощения у всех граждан России. Благодаря моим действиям, описанным вкратце в этой статье, я получил некоторую сумму денег, которая иначе могла бы попасть в бюджет РФ. Но произошло это по вине сотрудников АО «Почта России». Учредителем и единственным акционером АО «Почта России» является Российская Федерация.

Продавец eBay из Кургана стала победителем в финале Всероссийского конкурса «Молодой предприниматель России 2021»

27 ноября в Москве состоялся финал ежегодного конкурса «Молодой предприниматель России 2021». В нём приняли участие предприниматели и самозанятые в возрасте до 35 лет. Всего было подано более 300 заявок из 43 регионов страны.

И сотрудников тоже касается: кибербуллинг на рабочем месте
Design vector created by pikisuperstar - www.freepik.com
SkillFactory раздает подарки: повышенная ставка и новогодний марафон для вебмастеров

В преддверии Нового года мы решили порадовать своих настоящих и будущих партнеров — участников партнерской программы школ Skillfactory, Contented и Product LIVE. Это возможность получить денежный бонус и заодно увеличить прибыль от продажи наших курсов.

null