Чем компьютерные игры похожи на корпоративные системы, и какая от этого польза?

Недавно, находясь на больничном, я решил вспомнить, как когда-то играл в спортивный симулятор Football Manager (далее FM). В итоге игра меня затянула аж на четыре месяца.

В FM пользователь выступает в роли менеджера и тренера футбольной команды. При этом все футболисты, доступные в игре, существуют в реальной жизни, поэтому игра особенно интересна футбольным болельщикам, ведь можно возглавить любимую команду и привести ее к успеху.

Раньше я играл просто потому, что мне это нравилось. Сейчас же, спустя 6 лет в сфере цифровизации управления персоналом, я осознал, что спортивные симуляторы по командным видам спорта (FIFA, Pro Evolution Soccer, NBA, FIFA Manager, Football Manager, Hockey Manager и т.д.) – это отличные примеры сервисов самообслуживания руководителя (их также называют Кабинетом руководителя, Личным кабинетом или HR-порталом). Такие системы внедрили многие крупные и средние российские и зарубежные компании. В качестве примеров таких систем можно вспомнить SAP Success Factors, Mirapolis HCM, WebTutor, Digital Insider, а также малораспространенные у нас в стране WorkDay и Oracle HCM.

Вот, как минимум, две причины, почему нам стоит присмотреться к спортивные компьютерным играм:

  • эти симуляторы можно рассматривать в качестве отличного примера информационных систем, которые вовлекают пользователя в их использование и отличаются удобством работы в них;
  • в спортивных симуляторах реализован полный цикл управления персоналом (от момента рекрутинга до ухода работника из компании), а значит руководители могут в игровой форме освоить принципы основных HR процессов.

Теперь на примерах покажу, в чем же сходство. Примеры я буду приводить из все того же FM, скриншоты именно из него.

1. Принцип единого окна. Это означает, что пользователю не нужно переходить из одной программы в другую, вся его работа проходит в одной системе. Многие компании подступались к реализации этой задачи, но полноценно получилось это лишь у немногих. В FM же весь процесс происходит в одном окне, что очень вовлекает в работу в системе (в процесс игры).

2. Максимум интерактивности и кликабельности. Почти вся информация в игре кликабельна - при нажатии на нее мышью открывается новый экран с детализацией по объекту. Например, при нажатии на фамилию и имя игрока мы попадаем в его профиль с подробной информацией о нем (умения, статистика в матчах и т.д), а при нажатии на названии турнира в информацию о результатах матчей, регламенте, правилам и прочем. Это тоже очень вовлекает в процесс и повышает лояльность пользователя к системе. Отсутствие такой интерактивности – частая проблема корпоративных систем, где порой нужно сделать множество действий, чтобы перейти в меню информации по объекту или запустить по нему какое-то действие.

3. Игра содержит всю информацию, необходимую для управления персоналом. Судите сами:

  • результативность игрока. Забитые голы, сделанные голевые передачи, количество выигранных единоборств и т.д.; по сути, это те же KPI, которые есть у работников бизнеса в продажах, производстве или других сферах.
  • способности игрока. Это матрица навыков, где каждый навык игрока оценен по шкале от 1 до 20; похожий принцип существует и в системах управления обучения (LMS – learning management system), отличаются лишь названия навыков и шкалы оценки.

  • сильные и слабые стороны игрока. Это могут быть, как навыки из предыдущего пункта, так и другие уникальные особенности персоналии. Такой же подход применяется в компаниях для принятии кадровых решений.
  • потенциал и преемственность. Оценивается по пятибальной шкале, футболист сравнивается с другими игроками команды, выступающими на этой позиции, производится ранжирование по текущим и потенциальным способностям футболистов – таким образом, есть понимание кадрового резерва на случай травмы, болезни или ухода конкретного человека. Многие компании точно так же формируют кадровый резерв и некоторые системы позволяют просматривать кадровую защищенность в похожем виде.
  • информация о физическом состоянии и настроении игрока, ведь именно здоровый и довольный работник наиболее продуктивен. Эта концепция получила название well-being. Многие компании сейчас используют эту информацию для предотвращения эмоционального выгорания и ухода сотрудников. В FM недовольный футболист вряд ли хорошо сыграет в нескольких матчах подряд, поэтому это тоже учитывается.
  • фото игрока. Фотографии сотрудников часто воспринимаются, как не самая важная информация в HR, но часто фотография совершенно по-другому позволяет воспринимать сотрудника, когда обсуждаются вопросы по нему, например, по его результативности или карьерному продвижению, ведь лицам, принимающим решение, тяжелее забыть, что их решение касается судьбы человека.
  • управление фондом оплаты труда (ФОТ). Как и в любой компании, менеджер в игре отвечает за ФОТ своего подразделения. У него есть конкретный бюджет на зарплаты и премии персонала, который нельзя превысить. При найме игроков или продлении с ними контрактов в FM требуется учитывать, сколько денег доступно в ФОТ и соотносить затрачиваемые на футболиста деньги с той отдачей, которую команда получает от него. Также в игре периодически игроки делают запрос на увеличение зарплаты, и здесь менеджер должен решить, как поступить. Как и на работе, не всегда есть возможность платить больше. Тогда приходится выбирать стратегию, что ответить футболистам, причем один и тот же ход может замотивировать одного из них и испортить отношения и моральное состояние другого, что сразу же скажется на качестве его выступлений.
  • планирование развития игрока. Во многих компаниях есть различные процедуры планирования мероприятий по развитию сотрудников. Часто по сотруднику формируется индивидуальный план развития. То же самое можно сделать и в FM, где можно выбрать уровень интенсивность тренировок, направление индивидуального развития, а также подобрать группу для наилучшего прогресса футболиста.
  • адаптация персонала. Мало заманить к себе квалифицированного игрока, его еще нужно адаптировать к новому месту работы. В FM можно прикрепить к новичку наставника, а если новичок не говорит на языке страны, в которой находится команда, то можно отправить его на языковые курсы. Это очень похоже на те мероприятия, которые в реальной жизни предпринимает ответственный руководитель, чтобы вновь принятый сотрудник скорее достиг плановой результативности.

4. Геймификация процесса работы в системе. Было бы странно, если бы в этой статье я не упомянул об этом аспекте. Современные корпоративные системы, социальные сети и интернет-магазины всячески стараются вовлечь пользователей в работу с системой. За определенные достижения пользователь получать различные бонусы (рейтинг, звание, игровую валюту и т.д.). Про отметки «нравится» и говорить не приходится. Весь набор подобных инструментов называется геймификацией, то есть в системе существует игровой элемент. В платформах управления персоналом это также присутствует, например, в системах дистанционного обучения и сервисах интерактивных опросов. FM держит своих пользователей и многие из них играют уже более 10 лет – многие информационные системы здесь могут только позавидовать. Делается это в том числе с помощью так называемых бейджей (званий), которые получает игрок за различные достижения.

Никогда прежде не было такого у человечества не было таких развитых технологий. Это открывает такие возможности работы, развития и отдыха, которые раньше нельзя было даже представить. Поэтому для работы мы можем черпать новые идеи не только из профильных источников и мероприятиях, но даже из компьютерных игр, и возможно вы не просто отдыхаете

В комментариях с интересом прочитаю, какими источниками новых идей пользуетесь вы для своей работы.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юзернейм Юзернеймович

Увы в фм такое невозможно. По крайней мере в первый сезон и без переигровок.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Смирнов

Немного отдаленный пример, но всё же - https://www.sports.ru/football/1045742871.html

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Смирнов

Почему в статье не упомянуты великие скрипты в 3д матчах?)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Zakharchuk
Автор

Дмитрий, а какая аналогия может быть у корпоративных систем со скриптами?

Ответить
Развернуть ветку
Minimal Culture

Как же глупо тратить время на компьютерные игры. И тем более на футбол.
Я понимаю о чем пишу, потому что сижу на этой игле уже более 18лет. Ничего тупее футбола и игр про него нет.

Автор привёл классный пример, но это фантастика. Оценочная система в игре не имеет гибкости в скрипте и в этом её большой минус. Первое время кажется, что она просто великолепна. Но когда пройдешь 30 сезонов за одну команду, потом 30 за другую, потом еще 30...ты понимаешь, насколько она платсмассовая.
по сабжу - использовать её движок для сбора статистики в компании - возможно.
Ждать от неё интеллекта и системы оценки - НОУ.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Zakharchuk
Автор

Все верно. Я сравниваю FM и его аналоги с ИТ-платформой по управлению персоналом. Эта платформа призвана помочь вести HR процессы, но не способна и не должна принимать решения за человека

Ответить
Развернуть ветку
Александр Романов

Помню классную игру на ZX Spectrum - MPS (multi soccer manager)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Zakharchuk
Автор

Александр, ничего себе! Олды сейчас прослезились))
.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Романов

Классная игра на то время была. После, все игры похожего жанра сравнивал с ней. По итогу она осталась для меня лучшей.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Соловьёв

На спектруме была ещё крутейшая игра The Double, где за один сезон надо было и Кубок Англии взять, и занять первое место в чемпионате Англии. Кучу времени на неё убил)

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Milovanov

Статья топ! 

Ответить
Развернуть ветку
Антон Третьяков

CM94

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда