​Влияние пандемии и других внешних факторов на рост IT-инфраструктуры в России

Пандемия COVID-19 нанесла сокрушительный удар по мировой экономике и, одновременно, выступила катализатором для IT-инфраструктуры России. Отрасль получила возможность полноценно продемонстрировать свой цифровой потенциал на практике.

Изменились основные догмы бизнеса — организация работы компаний, формат общения людей, поведение покупателей и формат совершения покупок, возникли новые потребности. Стало очевидным, что выстраивание успешного бизнеса невозможно без внедрения IT-решений. На первый план вышли удаленные сервисы и облачные решения.

Бум удаленных сервисов

В 2020 году большинство предприятий вынуждены были перевести свой бизнес в онлайн-режим. Стало ясно — если не трансформироваться, компанию ждет провал. В результате отмечен дикий рост удаленных сервисов, который продолжается и в 2021 году — если организация не включается в цифровизацию, она рискует оказаться за пределами рынка.

Комитет электронной торговли iAB Russia, Global CEO CityAds Media указывает на рост спроса в 2020 г. на онлайн-образование на 32%, видеосервисы на 49%, доставку еды и продуктов на 79%, медицину на 27,3%. Установленные пандемией условия дали потребителям новый опыт: более 40% покупали онлайн то, что раньше брали только офлайн, 25% нашли новые магазины и остались лояльны к ним после отмены изоляции.

Новые IT-решения были активно приняты пользователями и в современных реалиях воспринимаются уже не рекламными акциями, а важными условиями, формирующими покупательское поведение, — например, возможность заказа продуктов через онлайн-приложение.

Значительная часть бизнеса и госведомств также активно присоединилась к пользованию удаленными сервисами при организации работы — согласно исследованиям РАНХиГС, за 2020 год 54% компаний малого и среднего предпринимательства перевели бухгалтерию в онлайн-режим, 81% перешли на электронный документооборот. К слову, на цифровизацию проектов в 2020 г. и 2021 г. было намечено выделить из бюджета 79,8 млрд и 256,2 млрд руб. соответственно.

Аналитики отмечают, что большинство представителей российских предпринимателей — «цифровые оптимисты» (58%), уверенные в том, что IT-решения создают новые возможности для развития бизнеса.

Массовый переход на удаленку

Несомненно, трендом 2020 года в области HR-решений стал перевод сотрудников на удаленку. По данным исследования, проведенного в России Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) совместно с НИУ ВШЭ и Microsoft, в 2020 году 54% компании перешли на дистанционный режим работы — до пандемии по такому графику работало менее 1% из них.

Но весной 2021 года большинство россиян уже вернулись в офисы. Согласно аналитике «Работы.ру», в марте 2021 года на удаленке остались только 30% от общего числа переходивших на этот режим, 15% применяют гибридный график, 55% трудятся в обычном порядке.

При этом на большинстве предприятий ИТ-отрасли сохраняется тенденция к полностью удаленному или комбинированному графику работы. По данным опроса Secretmag на дистанционном графике остаются Skillbox (минимум до лета 2021 года), Webinar Group (возврат в офис по желанию), REG.RU (90% сотрудников пребывают на удаленке), COREX Logistics. На гибридную модель работы перешли Mail.ru Group, «ВКонтакте», «Билайн», «Ростелеком», Rambler Group, QIWI, Wildberries, AliExpress Россия, СДЭК, Райффайзенбанк, Банк Точка, «Сбер».

Преимущественно крупные представители российского бизнеса избрали для себя различные варианты гибридной занятости. Такая позиция согласуется и с настроениями работников, предпочитающими комбинированный график работы и растущими возможностями новых сервисов для дистанционной работы.

Но ставку на использование таких сервисов сделал не только бизнес. Государство, хоть и медленно (учитывая все бюрократические процессы), но верно переходит на цифровые рельсы вслед за коммерческими структурами.

Приоритеты: цифровизация государства и бизнеса

Ключевым постковидным трендом ИТ-отрасли России становится цифровизация регионов. Вопреки пессимистичным ожиданиям и прогнозам 2020 года, сделанным, когда коронавирус только начал свое «мировое турне», российский IT-рынок не только не упал, но и показал более быстрый рост, чем до пандемии.

По данным аналитического центра TAdviser, в 2020 году ИТ-отрасль России выросла на 14 % (до 1,833 трлн руб.), для сравнения — в 2019 году этот показатель составил 8,8 %. Рост в рублях отмечен во всех сегментах, особенно выделился рынок ПК, продемонстрировав скачок на 31 %. Ниша корпоративной инфраструктуры, включающая серверы, системы хранения данных, сетевые продукты), поднялась на 27 %. Аналитиками особо отмечены рост доли сегмента поставщиков облачных технологий, их ценности для потребителя, тенденции приоритезации ИТ-программ в сторону бизнес-приложений.

Кручинин Д.А.
Кручинин Д.А.

Из-за перехода на удаленный режим работы, роста востребованности онлайн-сервисов вынужденной мерой становится внедрение решений по информационной безопасности.

В результате итоговое состояние российской «цифровой» сферы оказалось лучше европейской — локдаун нанес меньше вреда. В США и Европе заказчики сократили затраты на IT-технологии, сосредоточившись на проектах с краткосрочной отдачей инвестиций. В РФ 94 % компаний не уменьшали расходы на IT, но большинство изменили приоритеты — вырос спрос на готовые решения (например, по информационной безопасности).

В 2020 году вдвое увеличилось число госкомпаний, реализующих стратегии цифровой трансформации. Неотъемлемой частью цифровизации становится импортозамещение — перед разработчиками поставлена задача построения на базе отечественного программного обеспечения ИТ-продуктов, устойчивых к санкциям извне и не зависящих от международной обстановки. Например, за 2020 г. ОС «Ред ОС» была внедрена более чем в 50 регионах России. Растет интерес к семейству ОС «Альт», работающих на семи аппаратных платформах. Активно идет импортозамещение в госведомствах: только в отрасли здравоохранения 52 тысячи предприятий приобрели отечественное ПО.

Исходя из общей картины, сложившейся за «год ковида», можно сделать простой вывод: цифровизация с каждым годом будет только расти, причем отечественные разработчики готовы предоставлять конкурентоспособные аналоги зарубежного ПО.

ИТ-отрасль в 2021 году ждет притока инвестиций, что является следствием стремительного развития технологий в период пандемии. По данным партнерских проектов РБК, в России в начале 2020 года инвестиции были на подъеме — за первые четыре месяца года объем сделок превысил $7,5 млрд, что больше показателя за весь 2019 год. К сожалению, по причине высоких рисков и неопределенности отмечен спад вложений в длительные и высокорискованные проекты. В 2021 г. прогнозируется рост инвестиций в ИТ на 10–15%, по сравнению с 2019 годом.

К перспективным направлениям ИТ-рынка в 2021 году можно отнести:

  • решения в области информационной безопасности;
  • сервисы для цифрового взаимодействия и поддержки потребителей — электронная коммерция, сервисы доставки, логистики;
  • решения в области искусственного интеллекта, smart-сервисы (лицевая биометрия, интеллектуальные роботы, речевая аналитика и так далее);
  • ИТ-продукты для общения людей, развлечений, организации работы, передачи информации и других дистанционных взаимодействий;
  • облачные сервисы, в особенности IaaS и PaaS.

Рост использования компаниями облачных технологий — один из главных признаков цифровизации бизнеса, считает Александр Нуркаев, сооснователь компании Qlab: «В период пандемии многим предприятиям потребовались дополнительные мощности, быстро и относительно бюджетно нарастить которые можно только с помощью облачной инфраструктуры. Кроме того, даже вне кризисных периодов использование «облака» — экономически обоснованное решение для бизнеса. Это гораздо дешевле, чем траты на закупку и содержание собственной ИТ инфраструктуры».

Итоги 2020 и перспективы 2021 года для IT-отрасли

Последствия любого события бывают трех типов: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. За счет неожиданности и неопределенности пандемия COVID-19 имела негативные краткосрочные и среднесрочные последствия для IT-сферы.

В первом случае, это резкий спрос на ИТ-решения, быстро удовлетворить которые не было возможности. Существенно мешали отрасли торговые конфликты, прежде всего, между США и Китаем, задержка поставок из КНР, повышение пошлин и так далее.

Среднесрочными последствиями коронавирусной эпидемии стали экономическая и социальная нестабильность, изменение покупательской способности и поведения людей и другие факторы, которые привели к закрытию многих компаний

Зато долгосрочные последствия пандемии для IT-сферы имеют позитивный характер. Технологическая отрасль выигрывает — цифровая трансформация становится обязательным условием для выживания и успешного развития организации любой сферы деятельности. Даже риски, связанные с кибербезопасностью, обусловленные массовым переходом сотрудников на удаленный режим работы, рассматриваются как дополнительные возможности для роста компаний-разработчиков соответствующего ПО.

Пандемия стала своеобразным драйвером отрасли, спровоцировав новые бизнес-тренды. Ранее существовавшие дополнительные инструменты, работающие для улучшения клиентского опыта: бесконтактная оплата, логистика, голосовые и текстовые боты, биометрия и прочее, сейчас становятся необходимым элементом для выживания.

Кризис показал, насколько важно компаниям быстро реагировать на изменение рынка — архаичные методы ведения бизнеса не выдерживают масштабных перемен. Поэтому стоит ожидать дальнейший рост компаний, активно инвестирующих в цифровизацию своих процессов. А это значит — спрос на услуги IT-отрасли будет только расти.

Начать дискуссию