NBA Top Shot — коллекционный маркетплейс, продающий воздух

Денис Гордиенко, генеральный директор Bright Mobile, об NBA Top Shot, маркетплейсе для заработка на коллекционерах.

Хочу рассказать о стартапе под названием NBA Top Shot, который продаёт виртуальный контент и сделал маркетплейс перепродажи этого контента на вторичном рынке.

Сначала небольшая преамбула: мои дети любят журналы с наклейками – по разным мультикам, фильмам, играм от Panini. Такие ещё в моём детстве были, так что они продаются лет 25, если не 40. Работает это так: выходит популярный фильм, компанией «Панини» выкупается лицензия, она издаёт журнал и стик-паки с наклейками, а дети-коллекционеры их покупают. Какие именно попадутся в наборе наклейки, они не знают, поэтому берут для полной коллекции всё новые и новые стик-паки.

С моей статьёй это связанно самым прямым образом. Недавно я узнал, что точно такая же идея коллекций реализована в электронном формате в сервисе NBA Top Shot. Эта идея мне очень запала, т.к. контент здесь исключительно цифровой, и поставщиком услуг никто не является – Сервис платит просто за лицензию NBA и ничего больше в сторону поставщиков.

Как работает?

NBA TS купил лицензию у баскетбольной лиги США, её суть в том, что сервис берёт с официальных видео по баскетболу крутые моменты и продаёт с них лучшие видео-нарезки. Причём, продаёт не просто так, а в качестве предметов коллекции! Я поначалу такую идею воспринял как бредовую. Зачем? Зайди на YouTube, там тебе любые моменты есть. За что платить?

Впрочем, даже коллекционирование марок в каком-то смысле – то ещё занятие. За кусочек бумаги порой готовы отдавать миллионы долларов! Так что раз есть подобное предложение, значит, на него может быть и спрос.

Продаются на NTS не просто нарезки, а такие же паки, как в случае наклеек с журналами. Клиент платит что-то около $5, а взамен получает набор видео с каких-то матчей. Сам он их выбрать не может. У каждого из видео разная популярность. Например, есть такое, которое имеется только у 25 человек. Другой – только в тысячном тираже и т.д. Очевидно, что для получения редких роликов нужно купить много пакетов по $5, и найдёт он их не сразу.

Есть у NBA Top Shot ещё один вариант монетизации: он запустил маркетплейс, на котором пользователи могут перепродавать повторные ролики друг другу. За популярное, например, 25 центов, за что-то редкое – больше. Хороший вариант не только для фанатов, имеющих два или больше «ценных» видео, но и для тех, кто диким фанатом не является и просто хочет заработать (на ролике, который и так на Ютубе можно посмотреть).

В момент хайпа этого сервиса заявлялось, что там ежедневный товарооборот достигал 500 миллионнов долларов.Сейчас хайп спал, но коллекционеры остались. Возможно, будет какое-то новое привлечение, например покупки-продажи не только NBA, но и, например, NHL.

В чём ценность этого маркетплейса?

NBA Top Shot отказались от классических поставщиков – они платят только за лицензию. Да, стоит немало, зато они ничего не печатают и не тратят, а просто продают один и тот же электронный контент, который и без того есть в сети.

Однако само обладание какой-то суперредкой записью ценится среди коллекционеров. Мне, как человеку, далёкому от коллекционирования, это странно. Прикольно с детьми посидеть в журналы понаклеивать, но не для того, чтобы через сто лет за миллион долларов продать и уж тем более не так, чтобы за такие же деньги покупать – первые журналы Панини, например, которых уже лет двадцать нет в продаже. Тем не менее, рынок есть, и немалый, коллекционеры готовы платить, и на этом можно зарабатывать.

В России я пока таких сервисов не замечал. Хотел пошутить, что у россиян слишком мало денег, чтобы отдавать их за дырку от бублика, но на самом деле у нас и не за такое готовы выкладывать кучу денег. Просто до таких коллекций пока не успели додуматься.

Сам когда-то, когда работал по найму делал интернет-магазин по продаже электронных персонажей – для всяких игр типа WoW и Linage. Специальные ребята сидели и прокачивали персов в World of Warcraft и других популярных мморпг, и были покупатели, которые платили за них ещё по тем ценникам по сто-двести тысяч (в сегодняшних деньгах – это все полмиллиона). Сказать, что я был в шоке, значит ничего не сказать. Сколько же у них денег вообще, если они на такое полмиллиона не жалеют?

Вместо итогов

Когда я прочёл про NBA Top Shot, я испытал те же эмоции, что и 15 лет назад, когда программировал ИМ по продаже персонажей. Однако, как я уже сказал, аудитория, готовая тратиться, есть. Такой сервис можно запустить как для собственного бизнеса, так и на продажу крупному стратегическому инвестору.

Возможно, накопив пару десятков тысяч пользователей, которые являются такими коллекционерами контента, вы сможете продать её условному Яндексу, и он сможет её либо по-своему монетизировать, либо переведёт в ещё какой-то удобный для себя формат. Длинного заработка на перспективу я здесь не вижу, скорее всего, пойдёт именно на перепродажу, но поднять серьёзные деньги на хайпе, в принципе, можно.

66
6 комментариев

Когда я прочёл про NBA Top Shot, я испытал те же эмоции, что и пол года назад, посмотрев ролик о магазине виртуальной одежды - недоумение.

Это уже прошлый век в сфере бессмысленного коллекционирования и спекуляции байтами. Сейчас на NFT делают куда больше деньги из воздуха при меньших затратах)

а ничего что эти карточки как раз nft и есть.

здравствуйте у вас есть телеграмм?

во первых какие нафиг 5$ стартовый пак как стоил 9$ так и стоит до сих пор 9$
какие 25 центов. там вообще кратно доллару цены.
хайп спал ? цены на самые дешевые карточки с3 до 4-5 выросли.
автор написал какую ту херню не разбираясь в вопросе вообще