Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса Яндекс.Взгляд

Контекст: В свободное время пилю свои небольшие проекты. Сейчас занимаюсь проектом, помогающим вести учет личных трат в разрезе жизненных проектов (ремонт, путешествия, свадьба и прочие) и есть еще один небольшой ML-сервис для анализа данных для тех, кто не хочет разбираться в ML. Если кому-то интересны подробности — подписывайтесь на мой канал в Телеграме.

Для личного проекта об учете трат провел небольшой опрос через сервис Яндекс.Взгляд (о его плюсах и минусах написал в конце статьи) о том, как люди в повседневной жизни ведут учет трат. Делюсь этим здесь, возможно кому-то это будет интересно/полезно. Если это так, то пишите, пожалуйста, в комментариях, буду и другие свои продуктовые исследования выкладывать здесь.

Общее

Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса  Яндекс.Взгляд

Это очень небольшое исследование призванное больше сформировать общую картину о поведении людей и заодно протестировать новый инструмент опросов.

Сколько людей осознанно ведут учет трат

Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса  Яндекс.Взгляд

Как видно больше половины не ведет вообще. Но что более интересно, 25% ведут его регулярно (это те, кто поставил 4 и 5). Давайте посмотрим дальше как они это делают.

На следующие вопросы попали только те респонденты, которые ответили отличное от «1» в предыдущем вопросе.

В чем вы ведете траты

Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса  Яндекс.Взгляд

Больше всего меня тут поразило то, что 16% ведут траты в обычном блокноте! Эта группа респондентов, а так же те, кто ведут в Excel и в заметах телефона, являются как раз потенциальной аудиторией моего сервиса. Их получается примерно 15% от общей группы респондентов. Тут надо порыть поглубже в поисках product market fit. Жаль, что Яндекс.Взгляд не дает посмотреть поподробнее, что это за респонденты. Хотя бы их соцдем данные (пол, возраст, гео и прочие).

Какие отдельные списки расходов ведут сейчас или вели ранее

Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса  Яндекс.Взгляд

Из "жизненных" проектов "ремонт" выиграл ожидаемо, а вот "путешествия" провалились. Они меньше даже, чем "на семью". Интересно, что на втором месте "авто". После этого нашел даже несколько приложений в App Store, которые заточены только под кейс учета расходов на авто. Выглядит как интересная ниша. Интересно было бы сравнить результаты ответов на этот вопрос среди респондентов из разных стран.

Какие расходы ведут совместно с кем-то

Небольшое исследование «Как люди учитывают свои расходы» или мой опыт использования сервиса  Яндекс.Взгляд

После ответов на этот вопрос моя гипотеза о том, что в MVP обязательно надо давать возможность вести совместные расходы, уже не выглядит сильной. Видимо из-за того, что часто в семьях основной «плательщик» это один человек.

В итоге мне удалось убедиться, что заметная часть людей ведет учет расходов вручную и понять, где они это сейчас делают. Также удалось примерно сопоставить популярность разных важных жизненных задач/проектов в контексте учета трат и развеять свою уверенность в том, что люди шарят траты.

Я понимаю, что данная выборка далека от идеальной релевантности, но для общего понимания — пойдет. Новые исследования и запуск MVP помогут понять аудиторию еще лучше.

Про Яндекс Взгляд

Сервис удобный для небольших и точных опросов. Но сырой. Надеюсь, в Яндексе не забьют на него и будут развивать. Поделюсь субъективными плюсами и минусами.

Плюсы:

  • Понятный и удобный интерфейс. Буквально за 5 минут можно создать опрос.
  • Относительно недорого. У меня вышло менее 10р за респондента, что по моему опыту очень хорошо.
  • Быстро. Результат подъехал буквально через сутки.
  • Можно закладывать логику, что бы в зависимости от ответа показывать разные вопросы. Мне это пригодилось, что бы отсечь тех, кто на первом вопросе сказал, что вообще не ведет учет трат.

Минусы

  • Самый огромный минус: нет возможности давать респондентам текстовое поле для свободного ответа. Только выбор из списка. Надеюсь, ребята из Яндекса это прочтут и добавят в беклог фичу (как можно раньше 🙏). Готов за нее в разы больше платить, чем сейчас.
  • Баги в интерфейсе. Например, из-за них я так и не смог изменить порядок следования ответов в третьем вопросе и варианты «другой список» поставить последним 🤷‍♂.
  • Таргет очень поверхностный. Не хватает поведенческих характеристик. Например: родитель, автовладелец, часто путешествует, смотрит ТВ и тд.
  • Нельзя посмотреть распределение характеристик респондентов по ответам. Это полезно, что бы понимать с какой аудиторией дальше продолжить исследования.
  • Только русскоговорящая аудитория. Хотелось бы такой же сервис для респондентов из Англии, стран Европы, США и Канады. Если кто-то такой знает, напишите, пожалуйста, в комментах.
  • Ограничение на количество вопросов (всего 4 вопроса).
  • Непонятно насколько аудитория отвечала честно и была вовлеченной. Среднее время прохождение анкеты (12 секунд), если честно, меня в этом контексте настораживает.

Более подробным описанием самого проекта, бюджета, процессом создания и различными кейсами продуктовых исследований делюсь в коротких постах у себя на канале в Телеге.

4
16 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

согласна. много знакомый так и делали.

1
Ответить

Нет, смысла от такого опроса. Вы можете опросить людей на выходе из пивнушки и сделать вывод, что 99% россиян бухают.

1
Ответить

А оставшиеся 1% выходящих - это хто???

Ответить
Автор

"Согласно интернет-опросу, 100% россиян пользуются интернетом".

На самом деле, интересно почитать как @Яндекс подбирает аудиторию респондентов и в какой момент/в каком контексте предлагает пройти тест, какая у них мотивация.

Ответить

По поводу 4 вопросов и свободного ответа. Надо было выбирать продвинутый опрос. Но он существенно дороже https://surveys.yandex.ru/help/comparison.html

Для зарубежа внезапно Google Опросы https://surveys.google.com/

Ну и есть специализированные сервисы, но они вроде все или почти все без готовой аудитории. Т.е. опросы придется где-то размещать и самому создавать трафик.

1
Ответить
Автор

Спасибо! Потестирую тот же опрос на Германии и/или UK

Ответить