Выбрать косметику и духи, если ты не видишь

Инклюзивный проект Everland провел второй этап проверки сайтов и мобильных приложений компаний в различных сферах услуг на доступность для незрячих пользователей. Важно, чтобы информация на онлайн-сервисах была доступна для специальных озвучивающих программ (скринридеров), а также, в случае с сайтами, можно было перемещаться по разделам с помощью клавиатуры.

В этом обзоре расскажем, как обстоят дела с доступностью онлайн-магазинов основных марок косметики и парфюмерии. Можно удивиться: «Зачем косметика незрячим?» Однако она бывает не только декоративной, но и уходовой, например, для защиты кожи от мороза или солнца, или для борьбы с «черными точками», или определенные кремы, необходимые в зависимости от типа кожи.

А в случае с макияжем незрячие девушки точно так же, как и зрячие, делятся на тех, кто за минимализм и естественность, и тех, кто красится. Духи или туалетная вода — еще одна возможность проявить свою индивидуальность.

Ранее мы также писали о доступности сервисов опросов и электронной почты.

Тестировщики рассмотрели основные пользовательские сценарии:

  • Доступность основной структуры сервиса и загруженность главной страницы;
  • Доступность входа, регистрации и восстановления пароля;
  • Фильтрация и просмотр товаров по категориям, в том числе новинки, акции и прочее;
  • Доступность текущего каталога продукции, размещаемого на сайте;
  • Доступность страницы отдельно взятого товара;
  • Доступность взаимодействия с корзиной и со списком избранного;
  • Доступность контактной информации и связи с поддержкой сервиса.

Проверка проводилась для следующих типов онлайн- и веб-инфраструктуры для мобильных и стационарных устройств на Windows, MacOS, iOS, Android:

— для программ экранного доступа: NVDA для Windows 10, Voice Over для iOS и MacOS, Talk Back для Android;

— с использованием пользовательских агентов: интернет-обозреватели, доступность которых декларирована разработчиками: популярные браузеры Firefox и браузеры на движке Chromium (Google Chrome, Microsoft Edge и другие).

Оценочный диапазон — от 1 до 5 баллов, где:

4.6+ — отличная доступность.

4-4.5 — доступность выше среднего.

3.3-3.9 — доступность средняя, фактически требуется улучшение.

2.6-3.2 — доступность хуже среднего.

2.5 и ниже — доступность практически не реализована.

Расскажем подробнее о результатах по каждому сервису.

Avon

Проверяли только веб-версию. Доступность средняя. Пользователь скринридера сможет зарегистроваться и войти на сайт, но только с помощью курсора. Если человек не может двигать мышью, то для него сайт недоступен. В каталоге незрячий сможет прочитать категории товаров, однако сами товары посмотреть нельзя.

Если войти на страницу конкретного товара, то все описания доступны, кроме специальных предложений. Чтобы посмотреть их, нужно навести курсор на строку. Также можно узнать о спецпредложениях, когда товар уже добавлен в корзину. В корзине все озвучивается скринридером, но до части кнопок невозможно добраться, используя Tab, в том числе до кнопки «Оформить заказ», что неудобно.

На сайте можно прочесть контактную информацию и связаться с техподдержкой.

Faberlic

Сайт компании доступен на среднем уровне. Очень много информации для нового пользователя, это может сбить с толку. На главной странице нет заголовков. При просмотре товаров по категориям доступны фильтры, но нет возможности отметить флажками подкатегории с клавиатуры.

Текущий каталог продукции недоступен, но на странице конкретного товара подписано, к какому каталогу он относится. Пользователь скринридера сможет прочесть характеристики товара, добавить его в корзину — в общем, выполнить все необходимые действия, кроме добавления в избранное. Кнопка или ссылка, отвечающая за это, не подписана. С оформлением заказа возникают сложности при выборе населенного пункта и при пропуске какого-либо необходимого поля. Сайт не дает подсказку, что именно забыли заполнить.

Мобильные приложения также доступны, однако на Adroid не подписаны почти все кнопки, кроме «Утвердить» и «Разутвердить» при оформлении заказа. Из-за этого возникают сложности с добавлением товара в корзину и заказом, то есть с основной функцией приложения.

Amway

Незрячий пользователь сможет воспользоваться только приложением на Android, хотя оно и содержит большое количество неподписанных кнопок. Но получится самостоятельно зарегистрироваться или войти, посмотреть конкретный товар, добавить его в корзину и оформить доставку. Правда, на это потребуется довольно много времени.

Веб-сайт и приложение на iOS практически недоступны через скринридер. Элементы на сайте или не подписаны, или подписаны некорректно. Много кликабельных элементов, часть элементов не подписана, приложение работает медленно — все это затрудняет навигацию через программу экранного доступа. Незрячему человеку очень сложно самому выбрать товар и оформить заказ.

Oriflame

Сайт и мобильные приложения доступны для пользователя скринридера, но нуждаются в определенной доработке. Например, не все элементы подписаны, не всегда корректно работают комбинированные списки. Оформить заказ почти без проблем незрячий человек сможет через сайт или приложение для iOS. В приложении для Android страница иногда перезагружается сама собой, не всегда все элементы доступны по смахиванию.

Маргарита Мельникова, незрячая, пользовалась сайтом Oriflame примерно пару недель: «Прекратила использование из-за проблем с доступностью: сложно выбрать, заказать и оплатить товар. Страницы сайта были размечены слабо».

Сайт компании Avon наиболее доступен из проверенных онлайн-сервисов. В остальных случаях незрячему человеку потребуется помощь с оформлением заказа.

Начать дискуссию