60 дней кино и сериалов за 0 ₽
Условия подписки: clck.ru/dnhea. 18+
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 01.09.22 г. включительно на сайте https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.

Медицина без талончиков: как устроено приложение для записи к врачу и оплаты услуг клиники

Мы сделали так, чтобы пациенты записывались на прием без звонков, оплачивали анализы с телефона и не искали бумажки с назначениями. В статье о том, как перенести информацию о лечении в приложение и сделать удобный медицинский сервис для людей.

Цифровизация медицины

Медицина — одна из самых технологичных и наукоемких отраслей, но цифровизация сервиса сюда приходит медленно. В последние годы процесс стал более активным, и теперь все больше IT-решений освобождают руки медработников и облегчают жизнь пациентов.

С одной стороны, это связано с пандемией, которая стала бустом цифрового развития всех индустрий, с другой — появился запрос. Люди готовы пользоваться новыми медицинскими продуктами и сервисами.

Например, тысячи пользуются услугами Яндекс.Здоровья — сервиса онлайн-консультаций врачей. А искусственный интеллект от Сбера освободил часы докторов, работающих с ковидными больными — разработка компании анализирует снимки КТ и выявляет процент поражения легких.

Технологии задели и бесплатную медицину: записаться на прием в госклинику можно как в Москве (сервис ЕМИАС), так и в регионах (сервис Врач 42 в Кемеровской области).

Однако внедрять такие решения легче в частных медучреждениях. Количество пользователей продукта обычно меньше, согласовывать с управлением сайт или приложение быстрее, чем с госструктурами, и в целом частные клиники оперативнее приходят к обновлениям, чтобы улучшить клиентский сервис.

О проекте

Цифровизироваться решил и наш заказчик — клиническая медико-санитарная часть «Энергетик». Это ведущее медучреждение в Кемеровской области с широким спектром услуг: здесь берут анализы и проводят диагностические исследования, принимают врачи от терапевта до стоматолога и невролога, проводят физиолечение и хирургические операции. В клинику можно обратиться почти с любым заболеванием.

Фото: energetic42.ru

Учреждение работает по трем направлениям:

  • Платные услуги
  • ОМС
  • ДМС

В «Энергетике» обслуживание устроено, как в большинстве других клиник: запись через регистратуру по телефону или лично, оплата через кассу, талончики. Управляющие решили улучшить сервис с помощью IT-решений и обратились к нам, чтобы разработать личный кабинет пациента в приложении (для iOS и Android) и веб-версии.

У проекта несколько целей:

  • Облегчить пациентам путь записи на услуги. Пользователю удобно открыть график врачей на мобильном телефоне и самостоятельно выбрать свободное окно. Звонок, ожидание на линии и общение с регистратурой занимают намного больше времени. К тому же, пользователи чаще предпочитают оформлять все от продуктов до бьюти-услуг онлайн, избегая звонков.
  • Упростить оплату услуг. Пациент может заранее оплатить прием и анализы с мобильного телефона и не ждать очередь в кассу.
  • Разгрузить регистратуру. Часть пациентов будут записываться и оплачивать услуги самостоятельно, это сократит поток телефонных звонков и очереди в регистратуру.
  • Аккумулировать все данные о лечении в едином пространстве. Личный кабинет — это удобный инструмент, где хранится информация об анализах, назначениях и времени приема. Не нужно хранить бумажный список лекарств и искать его, придя в аптеку — все записано в приложении.
  • Повысить имидж. Онлайн-запись и оплата через приложение повышают уровень сервиса, что добавляет клинике баллы как современному медучреждению, которое использует актуальные технологии и заботится о комфорте пациента.

В предварительном техническом задании заказчика была описана логика работы некоторых функций и разделы будущего сайта. Изначально планировалось сделать приложение с онлайн-записью, медицинскими данными пациента, каталогом платных услуг и историей оплат в клинике.

Однако после презентации первых прототипов было решено расширить функции личного кабинета и превратить его в полноценный интернет-магазин медицинских услуг, где можно добавлять «товары» в корзину и оплачивать их онлайн. Мы изменили первоначальную архитектуру и разработали личный кабинет с дополнительной логикой бронирования услуг и корзиной.

Как работают онлайн-запись и оплата

На главном экране приложения выводится запись на платные услуги и прием. Мы сделали две вкладки: «Услуги» и «Врачи». Это основные пользовательские пути: чаще всего пациенты ищут информацию об услуге или запись к конкретному врачу.

Сверху размещены баннеры с наиболее частыми запросами пациентов для быстрого перехода к записи: первичный прием терапевта, хирурга, отоларинголога и т.д. Также есть поиск, где можно найти услуги и врачей по запросу.

Запись к врачу

Представим, что пациенту нужно попасть на прием к хирургу. Для этого нужно перейти в раздел услуг с записью к врачам, где приложение предложит выбрать нужную специальность и тип приема.

Далее пациент выбирает доктора и время записи. Здесь же видна информация о стоимости приема и квалификации врача. График специалистов и вся остальная информация подтягиваются из базы 1С клиники.

После подтверждения времени приема услуга бронируется на 15 минут. За это время можно добавить в корзину другие услуги или сразу закончить оформление приема.

Чтобы закрепить за собой запись, нужно перейти в корзину выбрать способ оплаты: онлайн или в поликлинике — приложение не обязывает оплачивать услугу заранее. Если пациент выбирает онлайн-оплату, то услуга оплачивается в приложении с помощью карты, Apple Pay, Google Pay.

На этом все — прием оформлен и подтвержден, врач ждет пациента к назначенному времени. Информация о приеме попадает в раздел «Посещения», где пациент видит все свои записи: предстоящие и завершенные.

После подтверждения информация в 1С обновляется, и другой человек не сможет повторно записаться на то же самое время. Если в течение 15 минут запись не подтверждена, то бронь слетает и слот снова становится доступным для других пациентов.

Все то же самое можно сделать через вкладку «Врачи», найдя в списке нужного специалиста сразу.

Запись на анализы, диагностику или процедуры

Кроме приема врача, через личный кабинет можно записаться на любые другие медицинские услуги: сдать кровь или мазок, сделать флюорографию или УЗИ, пройти стационарное или физиолечение, поставить капельницу, наложить гипс, удалить новообразование. Мы реализовали полноценный интернет-магазин, где можно оплатить большую часть услуг клиники — одни только анализы включают около 2000 позиций.

Порядок записи и оплаты здесь идентичен записи к врачу, однако есть ряд отличий, которые мы учли при разработке.

Сопутствующие услуги

Ценообразование некоторых медицинских услуг отличается тем, что для них дополнительно проводят сопутствующую процедуру или прием. Например, для общего анализа крови нужно сделать забор материала, а для операции по удалению вен обязательна предварительная консультация хирурга.

В приложении это отображается пометкой «Обязательная услуга» — мы сразу сигнализируем пациенту о сопутствующей процедуре и ее стоимости. При выборе даты на странице высветится стоимость основной услуги, сопутствующей услуги и их сумма.

Например, общий анализ крови в «Энергетике» стоит 560 рублей, но вместе с забором материала услуга обойдется в 730 рублей.

Время

Ряд услуг предоставляются не в определенное время, а в промежуток. Все тот же забор венозной крови проходит с утра, при этом можно прийти на процедуру в указанный диапазон времени. Этот нюанс тоже учтен — в зависимости от типа процедуры на странице записи указывается конкретное время или промежуток, в который должен прийти пациент.

Рекомендации

Еще одна особенность — рекомендации перед посещением. Кровь сдают натощак, перед мазком на COVID-19 врачи рекомендуют не пить, а к сложным исследованиям вроде гастроскопии нужно готовиться заранее и соблюдать ограничения после. Эта информация выводится для подготовки пациента.

Что с ОМС и ДМС

В «Энергетик» могут обратиться пациенты по месту жительства с полисом ОМС, также клиника предоставляет лечение в рамках ДМС. Для таких пациентов мы сделали возможность пользоваться приложением, но пока что только для записи к терапевту.

Для услуг по ОМС действует следующая механика: после того, как пациент выбирает время приема, оно сразу попадает в «Посещения» — подтверждение оплаты онлайн или в клинике не требуется. Для услуг по ДМС выводится окно с предупреждением о том, что для процедуры или приема требуется гарантийное письмо, и точную информацию следует уточнить в клинике.

Пока что запись по ОМС и ДМС не используются, однако на будущее возможность для этого предусмотрена.

Просмотр медицинских данных и другой информации

В личном кабинете пациента хранится вся информация о лечении в «Энергетике»:

  • посещения клиники
  • оплаченные услуги
  • результаты исследований
  • назначения врачей

Так формируется единое электронное пространство, где пользователь получает быстрый доступ к своим медицинским данным. Проверить назначение в приложении удобнее, чем искать нужную бумагу в папках среди всех документов.

Медицинские данные имеют класс защищенности К1, отсюда строгие меры по сохранению их безопасности, начиная установкой пароля на вход в приложение и заканчивая доступом к некоторым категориям данных.

Чтобы приложение могло выводить назначения и результаты исследований, пациент должен подтвердить свою личность в клинике. Поэтому пользователи делятся на две категории: подтвержденные и неподтвержденные.

Неподтвержденные пользователи могут просматривать каталог услуг и список врачей, записываться на прием и оплачивать услуги. Однако им недоступны разделы с назначениями и результатами анализов.

Чтобы получить статус подтвержденного пользователя, пациент обращается с паспортом в регистратуру, где специалист клиники подтвердит личность и свяжет профиль в приложении с профилем пациента в 1С. После этого информация об анализах и назначениях автоматически подтянется в личный кабинет и будет обновляться после каждого приема.

Такое решение немного усложняет процесс получения данных, но оно обусловлено защитой медицинских данных. К тому же, вопрос с подтверждением решается после первого посещения клиники — пациенту достаточно один раз обратиться в регистратуру, чтобы получить доступ ко всем своим медицинским данным.

Сложности проекта

Над некоторыми техническими нюансами пришлось потрудиться особенно. Приложение для пациентов — это и про данные, и про интеграции, и про сложную архитектуру.

Специфика проекта связана с тремя моментами: колоссальный объем информации, масштабная интеграция с 1С и высокая степень защиты данных. База 1С закрытая — серверы клиники не имеют доступа к внешнему интернету из-за требований к хранению медданных. Необходимость использования Face ID и других технологий предопределила выбор языков программирования.

Чтобы учесть все особенности, мы разработали сложную архитектуру приложения для безопасности данных, безопасную механику соединения с серверами и провели масштабную работу по настройке 1С вместе со специалистами на стороне заказчика

Екатерина Мурая

Что дальше

На момент выхода статьи личный кабинет находится на стадии запуска. Впереди проверка реальными пользователями и доработка его функций на основе полученного фидбэка.

Мы разработали личный кабинет с полноценным интернет-магазином медицинских услуг и пространством для удобного хранения медданных пациента. Для рынка частных медицинских услуг это новшество — аналоги такого приложения пока редко встречаются.

Потенциал для развития приложения огромный — инструмент может стать еще более полезным для пользователей и клиники. Сейчас планируется подтверждать запись с помощью звонка администратора, в будущем можно автоматизировать подтверждение приема в самом приложении. Также есть возможность интегрировать запись с календарем пациента или добавить в приложение другие интеграции.

По итогам запуска планируем написать апдейт статьи и рассказать о том, как приложение оценили пользователи, какие из представленных функций оказались самыми востребованными, а какие — отправились на доработку.

0
26 комментариев
Написать комментарий...
Mik Petrov

Да, только в России приходишь в поликлинику, говоришь я записался на 10-00, а там толпа тебе отвечает, иди ка сам знаешь куда, у нас живая очередь . Идёшь к врачу, она говорит вы там сами решайте кто пойдет, мне пох

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Ну в госклиниках наверное да. Хотя и они начинают адаптироваться. У нас коллеги сделали приложение записи к врачу, именно на госклиниках работает. Есть конечно трудности, но в целом все работает

Ответить
Развернуть ветку
Влад Берг

В госклиниках все проблемы в в системе финансирования и количестве клинк на кол-во населения которое они обслуживают. Ну и узких специалистов нет ничерта также как и других работают для галки пару часов в неделю а то и в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Stepanov

А зачем говорить с толпой, просто молча заходишь в 10 часов.

Ответить
Развернуть ветку
Askar Samanchiev

Бабки отпиздют.

Ответить
Развернуть ветку
Filipp Lyakh

Выглядит как список эпизодов в аниме

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

Какие сейчас откаты?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Karbyshev

Охваты? Количество просмотров справа от заголовка

Ответить
Развернуть ветку
Philips

Нет. Откаты.

Ответить
Развернуть ветку
Philips

@Станислав Кунгуров нечего меня минусовать. Я потенциальная аудитория вашего агентства))))

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Эта информация выводится для подготовки пациента. ....

Подобный текст как на скрине стоит форматировать, для простоты понимания и усваимости.

Сделали много, но есть куда расти.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Спасибо! Как и в любом проекте - есть, что дорабатывать и улучшать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Петров

Да я бы согласился на медицину с талончиками, но с бесплатными анализами и консультациями.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Кунгуров

Так финансирование идет из нашего же кармана, в смысле бесплатное?

Ответить
Развернуть ветку
Blackrock

А если идешь в частную клинику тебе ктото возвращает налоги и взносы?

Ответить
Развернуть ветку
Рамиль

Я согласен на обычных врачей в поликлинике, таких каких сейчас нет. С этим "кипиай" от минздрава все уже с проф. деформацией на кол-во принятых больных за единицу времени.

Ответить
Развернуть ветку
Перлы Харбора

На вакцинацию ходил в декабре два раза. На вторую когда пришёл- всем внизу говорят что ничего не нужно заполнять, и вот ты простояв в очереди в раздевалку подымаешься на лифте, встаёшь в очередь на укольчик и...узнаешь что заполнять всё же надо, ручек нет, все столы заняты пенсионерами. Пошел вниз, взял ручку и бланк и задал вопрос почему так, дезинформация же -" у нас свой регламент работы, каждый на своём участке решает что надо, а что нет". Мать... Слов нет. Как была бюрократия так и осталась. Запись в электронном виде не работает на участках по моей регистрации. Дозвониться вообще нереально. И да, всегда живая очередь с советом засунуть свой талон в места которые культурные люди не называют, готовая живьём тебя съесть если что. Как сказал один знакомый - СССР развалили, а очереди оставили, чтобы было о чем вспомнить.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Солощенко

По опыту моих знакомых, легче всего без бюрократии и очередей оказалось поставить прививку в ТЦ и больших магазинах типа Леруа. А кто записывался в больницу, действительно, потратили намного больше времени. Сама поставила в офисе на работе, рада, что удалось этих сложностей избежать.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Konovalenko

В статье указано, что в случае неоплаты брони в течение 15 минут бронь слетает. А что происходит в случае, если пациент затупил и забыл ввести код подтверждения операции, в итоге оплата растянулась, скажем, на 18 минут. Сразу возвращаете деньги или через регистратора звоните и заменяете время?

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Когда пользователь переходит к оплате, бронирование услуги продлевается, чтобы не возникло подобной ситуации

Ответить
Развернуть ветку
Никита Рогут

Давно пора, надоели очереди. Единственный нюанс - пенсионеры, которые привыкли к живым очередям и все им должны уступить

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Пенсионеры они разные. Я, например, пенсионер, 15 лет назад сделал свой сервис поминутно тарифицируемой онлайн консультации с врачами. 6 лет назад свой сервис записи к врачам и прочим специалистам.

Проблема тут в ином. В текущей слабости софта для пенсионеров и иных категорий страждущих мед. помощи.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Впечатляет ваш опыт! А что вы имеете в виду под "слабостью софта для пенсионеров"?

Ответить
Развернуть ветку
Валентин Потапов

Тут сходятся 3 фактора

- консервативность законодательного мед. регулирования
- консервативность мед. среды
- трудоемкость создания софта

А выражается это в медленности внедрения подобных инструментов и в их функциональной ограниченности. Стоит только попасть на прием врача, а тем более в палату, как все эти проблемы и недоработки вылазят сами как на ладони. Только я могу их десятками написать, только читателей не будет, т.к. все своим путем предпочитают или вынуждены идти.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Конечно, одним приложением здесь все трудности не решить. Нужно, чтобы пациент записывался на определенное время, и в поликлинике в это время и зашел в кабинет, а не ждал очередь. То есть цифровизация должна выполнять все, что обещается, и в жизни. Постепенно сфера к этому идет.

Ответить
Развернуть ветку
Digital-агентство Атвинта
Автор

Мы рады, что причастны к процессу цифровизации медицинской отрасли. Пенсионеры постепенно осваиваются в цифровой среде - если говорить о старшем поколении, то, например, банковские платежи уже многие умеют делать через приложения. Предметно по нашему проекту - регистратуру и звонки клиника пока отменять не планирует, так что все попадут на прием и получат лечение.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Читать все 26 комментариев
null