{"id":14125,"url":"\/distributions\/14125\/click?bit=1&hash=adc9d0084f71a33d0c0d66d544c415825dfd0c8eb3a63c00237e1b7a383d9d8e","title":"\u0424\u0435\u0441\u0442\u0438\u0432\u0430\u043b\u044c \u0444\u043e\u0442\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0439 \u0434\u0438\u043a\u043e\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u044b \u00ab\u0417\u043e\u043b\u043e\u0442\u0430\u044f \u0447\u0435\u0440\u0435\u043f\u0430\u0445\u0430\u00bb","buttonText":"","imageUuid":""}

В кризис срочно нужен чат-бот: сколько стоит и как сэкономить

Чтобы ответить на вопрос из заголовка, мы составили запрос на разработку чат-бота, отправили его 100 компаниям и получили 23 предложения с ценами и сроками. В тексте рассказываем о результатах исследования и лайфхаках для экономии затрат.

Какие у нас были требования к чат-боту

По легенде нам нужен был чат-бот для агентства недвижимости. В техзадании мы прописали основные требования к боту, выглядело это так:

Бот должен уметь:

  • Знать ответы на часто задаваемые вопросы про работу агентства
  • Консультировать по услугам агентства (всего предполагается около 100 пар вопросов и ответов)
  • Называть цены на услуги
  • Отображать базу объектов недвижимости, которая периодически обновляется и подтягивается с сайта
  • Собирать лиды и логи диалогов и передавать их в Битрикс24
  • При необходимости переводить чат на оператора в Битрикс24
  • Площадки для бота: Facebook, Instagram, Viber, Telegram и чат-виджет на сайте.

Мы также указывали, что тексты напишем самостоятельно, а от подрядчика ожидаем программирования логики бота и отслеживания его эффективности. Внешний вид бота оставляли на усмотрение исполнителя.

Письмо с таким техзаданием мы отправили всем компаниям из первых десяти страниц Google по запросу «Разработка чат-бота на заказ» и в ответ получили 23 предложения с ценами и сроками выполнения.

Сколько стоит разработка чат-бота

Среднее арифметическое по предложениям разработчиков составило 294 тыс. руб. Этот показатель учитывает так называемые «выбросы» — самые дорогие и бюджетные офферы, которые в нашем случае были на 1 млн руб. и 70 тыс. руб. соответственно.

Чтобы сгладить «выбросы», мы также рассчитали медиану, или истинно среднее значение. Она составила 227 тыс. рублей.

Важным нам показалось оценить и такую метрику, как стоимость дня разработки. В половине предложений от подрядчиков она колебалась от 4900 до 11 000 руб. Цену в этих границах можно считать средней. Минимальная цена за день, которую мы получили в ходе исследования, составила 2917 руб., максимальная — 16 667 руб., без учета трех «выбросов» от 26 500 до 36 500 руб.

Сколько дней займет разработка чат-бота

Понятно, что число занятых разработчиков и сроки реализации проекта также влияют на итоговую стоимость. Подрядчики называли время на разработку от одной недели до 3,5 месяцев. Среднее арифметическое и медиана количества дней под проект получались в районе 25-30.

Были также предложения сделать чат-бота дешево и быстро. Мы считаем, что они должны или насторожить, или иметь логическое объяснение, например, когда за основу берется шаблонное решение и незначительно кастомизируются. Разработка с нуля всегда стоит дороже и занимает больше времени.

От чего зависит стоимость чат-бота

Масштабы

Простой FAQ-бот будет стоить гораздо дешевле полноценного бота, заменяющего всю первую линию поддержки. Масштабирование логики и добавление новых веток диалога также серьезно поднимает цену проекта.

Сложности бизнес-процессов

Чем больше функций, тем дороже чат-бот. Сложные боты могут искать товары, принимать заказы, помогать их оплачивать и даже общаться на отвлеченные темы. Самый продвинутый бот способен извлекать данные о клиентах из CRM, актуализировать информацию и заключать сделки.

Системы интеграции

Если выбранный конструктор или платформа для разработки чат-бота имеет готовую интеграцию с системой типа Битрикс24, дополнительной платы за подключение не будет. Другое дело, если речь идет о самописной CRM — интеграцию придется создать с нуля и, естественно, это сделает разработку дороже.

Уровень интеллекта

Простой бот работает на кнопках и не понимает естественного языка. Умный распознает запросы пользователя, даже если они выражены в разговорной форме, и может догадаться, что фраза «Что по деньгам?» — о стоимости товара или услуги. Другой пример: сложный чат-бот для интернет-магазина не просто показывает список городов, куда можно сделать доставку, но и определяет по адресу пользователя, можно ли ему доставить конкретный товар и в какие сроки. Чем умнее бот, тем выше на него цена.

Как сэкономить на чат-боте

Купить шаблонное решение и доработать необходимые функции

Так, СберБизнесБот подойдет для ответов на типовые вопросы и первичной консультации покупателей. В боте доступны 75 готовых сценариев, а также можно создать свой собственный. В Solution Store от Just AI есть готовые решения для различных сфер — e-commerce, HR, доставка, здравоохранение, логистика, медицина, образование, ритейл и др.

Сделать все самому

Чтобы разработать бота с нуля, нужно уметь выстраивать логику диалогов, писать реплики, работать с вебхуками и API-методами и знать JavaScript по крайней мере на базовом уровне. Конечно, этому можно научиться, есть даже бесплатные курсы по созданию чат-ботов, но процесс обучения затормозит старт проекта.

Если в команде нет квалифицированного программиста или специалиста, готового обучиться, стоит обратить внимание на low- или no-code-конструкторы для создания чат-ботов (здесь есть подборка). С помощью таких инструментов ботов уже сделали для своих проектов вузовский работник, руководитель учебного центра, маркетолог и пиарщик, ранее мы писали об этом. Оплатить в таком случае придется только тариф за использование визуального конструктора, например, пакет Business Basic в Aimylogic на 1000 уникальных пользователей будет стоить всего за 5 900 рублей в месяц.

Также нужно понимать, что затраты на чат-бота не ограничиваются только разработкой, так как готового бота нужно периодически обновлять и контролировать его работу. Поэтому возможность для экономии есть и в том, чтобы оплатить разработку подрядчику, а обновление бота поручить сотруднику. При этом если чат-бот написан на языке программирования, то для возможных доработок также потребуется профессиональный разработчик. С обслуживанием бота на базе визуального конструктора справится и не программист. Для обновления диалогов также не нужно нанимать разработчика, эту задачу можно передать копирайтеру, редактору, маркетологу и пр.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда
null