Инновации — это конкретика. Как стать резидентом Сколково

Я становился резидентом Сколково, когда реализовывал свой стартап в области программной роботизации RPA. Сейчас я работаю на консультационной программе Fast Track для потенциальных участников проекта Сколковокак ментор, помогая подготовить питч и презентацию для защиты перед экспертами. Ко мне часто приходят с вопросами еще до подачи заявок:

- «как подготовиться?»

- «что нужно, чтобы взяли на программу?»

- «а что значит инновационность в продукте?».

Постараюсь ответить на эти и другие вопросы. Если что – статью потом планирую дополнить или написать следующую часть.

Как стать резидентом Сколково. Популярно.

На сайте sk.ru есть подробный документ, где описаны все шаги, если хочется сильнее углубиться.

Рассказываю на примере кластера ИТ. Их всего 4: ИТ, Биомед, Энерготех, Промтех

Если вы решили стать резидентом фонда Сколково, то в первую очередь предлагаю ответить на вопрос «чтобы что?».

На это часто обращают внимание, некоторым отказывают при приеме заявок, если цель не сформирована, а выдается что-то типа «ну как зачем – все туда идут, и я иду».

Самые популярные цели:

- для получения налоговых льгот

- для PR поддержки и представление на выставках и конференциях (startup village, tech week и тд)

- для доступа к сообществу (инвесторов, стартапов, экспертов)

- для получения значка Sk, как следствие верификации идеи продукта со стороны привлекательности и технологической инновационности

- для получения различных услуг, которые доступны резидентам (ускоренная регистрации товарного знака, юридическое сопровождение, RnD и так далее)

А может и все сразу. Но ответ должен быть ясным.

Варианта подачи есть два:

1. Подача письменной заявки, где нужно заполнить очень много документов, большую анкету и ждать.

2. Подача ускоренного варианта через программу Fast Track на статус (к вам присоединяется ментор, вы готовите презентацию и питч, выступаете – и все это в течение 2 недель).

В обоих случаях одинаковые критерии оценки (их 5). Положительное решение о зачислении получаете, если по каждому критерию набрано больше 50% ответов «ДА».

Полный список критериев:

- Обладает ли создаваемый продукт и/или технология потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами?

- Обладает ли создаваемый продукт и/или технология существенным потенциалом коммерциализации как минимум на российском, а в перспективе — на мировом рынке?

- Является ли проект теоретически реализуемым и не противоречащим основополагающим научным принципам?

- Обладают ли ключевые исследователи, разработчики и менеджеры проекта необходимыми для успешной реализации проекта и относящимися к тематике проекта знаниями, научным или индустриальным опытом и предпринимательским потенциалом?

- Достаточно ли представленных материалов для оценки проекта?

Все да получить очень сложно, однако, совсем недавно мой менти, стартап которого я вел в Fast Track-е, получил их все – 25 «ДА».

В чем секрет успеха? Давайте разберем по полочкам 10 ключей успешной презентации.

1. Четко прописанная целевая аудитория (ЦА) и ее проблема, которую вы решаете. ЦА может быть несколько, но тогда нужно также прописать проблемы каждой из них.

2. Problem solution fit. Концептуальное или фактическое решение, заложенное внутри вашего продукта, должно прозрачно понятным образом решать указанные проблемы выбранной вами ЦА. А то иногда это как две разные вселенные.

3. Ваш продукт должен четко быть разложен по продуктовой схеме: как пользователь может получить ценность, и какой она по сути является: интерфейсы, объекты, роли и все, что это показывает. В продуктовой схеме должен прослеживаться полный цикл от запроса потребителя до получения результата. Также должны быть учтены те, кто управляет этим процессом (3-и лица, админы и тд).

4. Что там под капотом? Техническая архитектура, показываются программный и аппаратный слои. Блок-схемы, клиент-серверные архитектуры – все, что покажет вашу технологическую инновационность.

Что такое технологическая инновационность?

- Новое технологическое решение.

- Реализация методов иными технологическими способами.

- Создание собственной методологии

- И вообще все то, что подходит под патент

Если не уверены – проведите патентное исследование.

5. Понятная бизнес-модель. Как вы планируете зарабатывать, какие модели распространения вашего решение вы используете: подписка, коробочное решение, SaaS, что-то иное? Какая у вас динамика по выручке?

6. Кто ваша ЦА? Какие есть сегменты?

7. Непосредственно рынок требуется оценивать в классическом инструменте по раскладке TAM SAM SOM. Вам должно быть понятно (и экспертом тоже), каков ваш потенциал и сколько вы реально можете (куда целитесь) заработать к конкретной дате.

8. Конкурентный анализ. У вас есть конкуренты. Они либо прямые, либо косвенные. Почему вы лучше, какие особенности есть у вас (или будут), по которым вы лучше себя покажете, например, на тендере (B2B/B2G) или часть пользователей к вам перетечет за плюшками или выгодами для себя (B2C). Не технические какие-то функции в вакууме, а реальные улучшения жизни пользователей. И да, в этой табличке лучше все описывать цифрами насколько это возможно.

9. Команда. Я убежден, что глобально команда важнее продукта. И для заявки вам важно подсветить, что все разрабатываемые функциональности вам есть кем закрыть по компетенциям. Есть предпринимательские, инженерные, маркетинговые и научные компетенции у членов вашей команды. С реальными фактами в профессиональной биографии и достижениями.

10. Наконец, планы по развитию. Это не фантазии в будущем, это ваши амбиции, подкрепленные конкретикой. Всегда интересно и важно знать, а чего на самом деле хочет основатель компании. Каков его мета-посыл? Каких высот можно достичь, реализовав продукт. И здесь важно подсвечивать выход на новые рынки (с учетом корректировок 2022 года вполне могут быть актуальны рынки ЛатАм, Африки, Азии), новые разработки, исследования, патентование и иная защита интеллектуальной собственности.

Важно показать, что вы нашли новый способ решения текущих проблем конкретного объема рынка, что он эффективнее существующих, и есть конкретные конкурентные преимущества, которые защищены, и их нельзя или очень трудно скопировать. В этом и есть инновация.

Про уверенность подачи здесь пока не говорю. Если какие-то вещи, на ваш взгляд, я не раскрыл, напишите в комментариях. Могу привести цифры, иллюстрации.

2222 показа
512512 открытия
11 репост
Начать дискуссию