Что будет с IT-отраслью в России?

Будут ли сокращения сотрудников и зарплат, куда переходить с иностранных сервисов, когда будет собственное ПО, отключат ли в России интернет?

Что будет с IT-отраслью в России?

Ольга Грейль, директор по развитию платформы коммуникаций UIS собрала владельцев IT-компаний, представителей IP-телефонии и интеграторов. Обсудили, как адаптироваться к новым условиям.

Ольга Грейль
Директор по развитию платформы коммуникаций UIS

За 2021 год российский рынок IT-услуг вырос на 17%. Спровоцировали подобный процесс локдаун и массовый переход на удаленку. Это все подстегнуло бизнес к появлению множества новых цифровых продуктов.

Сможет ли кризис начала 2022 года стать толчком к развитию IT в России?

Дмитрий Щукин
CEO UIS и Comagic

Сами цифры комментировать сложно. Мне кажется, что рост должен быть даже больше, отрасль в начале большого пути. Если вы переживаете, что будет с клиентом дальше, наблюдайте за тем, что происходит вокруг и анализируйте. На самом деле я почти уверен, что возникшая турбулентность принесет IT-сектору кучу плюсов.

Теперь у IT есть много возможностей стартануть и построить что-то большое. Я не знаю, будет ли в стране объявляться условный НЭП, чтобы хоть как-то спасти макроэкономику, но я не вижу другого пути, кроме как стимулировать частный бизнес.

В последние годы IT оставалась сферой с одной из самых высоких зарплат на рынке, что обуславливалось еще и высокой конкуренцией в рабочей среде.

С учетом того, что большее количество специалистов покинуло Россию, не подстегнет ли это спрос на менее квалифицированных сотрудников и, как следствие, на снижение уровня зарплат в IT-отрасли?

Дмитрий Белобородов
UIS & Comagic Platform Product Owner

Зарплаты точно поднимутся. Когда все уляжется, мы поймем, какой уровень инфляции, и дальше будем смотреть насколько. Западные игроки, когда всё успокоится и когда не будет так зазорно иметь дело со специалистами по национальному признаку, скажут: «Давайте работать, у нас стоимость доллара не изменилась». А у нас, напротив, она изменилась. Поэтому придется пересматривать всю экономику.

Константин Кузнецов
Основатель RocketSales

Мне кажется, что раздутые зарплаты IT-специалистов должны немного сократиться. Предпосылки — Upwork закрылся, а это 150 тысяч фрилансеров. Ходят слухи, что «Яндекс» будет сокращать людей. Плюс зарубежный рынок закрыт для разработчиков.

Егор Секиров
Директор по развитию Wazzup

Мне кажется, совершенно не имеет значения, что будет с зарплатами. Если зарплаты вырастут, то и цены на продукты вырастут, и все будут находиться в равных условиях. Это влияет только на продажи на зарубежных рынках. Когда стоимость труда в России падает, услуги русских разработчиков становятся более конкурентоспособными.

Дмитрий Щукин
CEO UIS и Comagic

Наконец-то остановится эта галопирующая гонка в никуда, и мы перестанем воспринимать разработчиков как золотые токарные станки. Возможно какой-то кризис возникнет у «Сбера», «Яндекса», и это приведет к тому, что волна дефицита IT-кадров будет погашена. Но вот размышлять о том, что зарплаты будут падать, я думаю, супер оптимизм. Здорово, если они перестанут расти двузначными цифрами по разу квартал.

Ряд иностранных производителей программного обеспечения перестали продавать лицензии в России, из-за этого трудности возникают как в разработке, так и в операционной деятельности.

Как это сказалось на работоспособности программных продуктов и отраслевых решений?

Константин Кузнецов
Основатель RocketSales

Что касается российского софта, то никаких проблем тут нет. С иностранным софтом все довольно плохо. Если раньше крупных клиентов мы могли убедить пользоваться, например, Asana, то в этом году они говорят, что продлевать не будут.

На этой неделе пришло сообщение, что GoogleSoftline не подключает новых клиентов из России, теперь тот же Google Warkspace русской картой оплатить больше нельзя. Мы смогли сделать платеж из Казахстана, но для нас еще неделю назад было непонятно, остаются сервисы Google или нет. Теперь стало понятно, что новые клиенты туда не пойдут.

Дмитрий Белобородов
UIS & Comagic Platform Product Owner

Отзывы, лицензии каких-то продуктов или ещё что-то для нас никаких затруднений не несут. Кроме того, что все наши мощности находятся в России, какие-то дополнительные сервисы мы переводим на оплату с зарубежных карт.

Егор Андреев
Основатель AdminDivision

Первая история — перестали работать российские карты для оплаты зарубежных сервисов, так как хостинг, даже если серверы в России, частенько подключен к заграничному сервису.

Мне накануне вечером прилетело письмо от одного регистратора доменных имён, что вы русская компания, и у вас есть 14 дней на то, чтобы просто перенести куда-то свой домен. Процедура несложная, но трудозатратная.

Есть более некрасивая история. Один из сервисов, которым мы пользовались, полностью остановил наш аккаунт, а деньги, которые были на счете, заморозили. Большинству ПО нет отечественных аналогов. Даже если они и существуют, под них необходимо выстраивать новую инфраструктуру, что потребует дополнительных затрат.

Куда российским компаниям переходить с иностранных сервисов, которые покидают страну. Как данная ситуация может задеть клиентов и что с этим делать?

Александр Мыгаков
Основатель «Команда F5»

Нас, как и многих, коснулась тема e-mail рассылок — Mailchimp не работает. Была проблема оплаты сервисов, которые ушли из России, но у нас есть сотрудник в США, он все оплатил.

Что касается сервисов, которые ушли и без которых наша работа может встать, таких, наверное, нет. Наша основная работа — это проектная деятельность. Когда-то давно мы вели проекты в «Битрикс24». В один момент поняли, что надо что-то более опциональное. Посмотрели на Trello, Asana, Jira, но все было не то. Тогда мы придумали свой проектный трекер, назвали его Tasker, и вот сейчас вся наша проектная деятельность в нем.

Дмитрий Щукин
CEO UIS и Comagic

Здесь я менее оптимистичен. Во-первых, есть кластеры продуктов, которые быстро не заменишь. С другой стороны, я не вижу риска для частного бизнеса, чтобы пробовать заходить в освободившиеся ниши. Кроме того я уверен, что ни один серьезный западный производитель не станет бросать клиентов, которые у него есть, и как только ситуация успокоится, все будет неплохо.

Константин Кузнецов
Основатель RocketSales

Какая альтернатива у того же Google — не ясно. Я посмотрел Яндекс-трекер, Яндекс-таблицы, но это возвращение на 10 лет назад. Asana мы будем пользоваться до тех пор, пока ее не заблокируют. Потом перейдем в какой-нибудь «ПланФикс». Но когда тебе нужно удобство, к примеру, iPhone, таких альтернатив в России нет.

Дмитрий Белобородов
UIS & Comagic Platform Product Owner

Так или иначе, каждую компанию заденут ограничения. Кого-то больше, кого-то меньше. Что касается IT-сервисов, то пока поводов для паники нет. Да, будут сложности. Но пока кажется, что есть альтернативы большинству зарубежных продуктов. Серьезно подкосить может ограничение интернета или уход с рынка компаний, на оборудовании и ПО которых построена сеть. Но, это (отключение России от всемирного интернета) маловероятно, ведь тогда будет глобально плохо всем — и внешним и внутренним сервисам.

В условиях массового ухода из России иностранных сервисов, бизнесу как никогда нужна помощь в переездах, миграции, настройках. Кажется, сейчас самое время для того, чтобы обратиться к интеграторам, которые знают ПО для бизнеса, как свои пять пальцев.

Сколько времени нужно, чтобы мигрировать из одного сервиса в другой?

Константин Кузнецов
Основатель RocketSales

За три недели число запросов на миграцию из Pipedrive и SalesForce в amoCRM выросло втрое. Когда ты вынужденно покидаешь систему, в которой работал с клиентами, важна скорость и безошибочность. Успешный опыт других компаний будет здесь очень кстати.

Время миграции зависит от запроса клиента. Если клиенту надо только перенести базу, мы её выгружаем. Если клиент говорит, что ему нужна вся история, такая миграция занимает от месяца.

Виктор Довжик

Большие корпорации начинают задумываться о переходе на российский софт. Мы уже стали продавать услугу по резервной архитектуре в amoCRM из условного Salesforce.

Дмитрий Белобородов
UIS & Comagic Platform Product Owner

У каждого бизнеса свои ключевые процессы и сервисы, и их, на мой взгляд, надо резервировать. Что касается телефонии, даже если у вас сейчас все работает хорошо, создание резерва — это мейнстрим. Важно, чтобы проблемы у одного оператора, не останавливали работу всей компании. Кто-то упал, вы переключились на резерв и работаете дальше.

По состоянию на 2021 год около 67% компаний в России предпочитали SaaS-сервисы для управления своими финансами и продажами.

Скажется ли сложившаяся ситуация и уход большинства облачных решений на поворот в сторону «коробки», которую, как вариант, нельзя отключить удаленно?

Константин Кузнецов
Основатель RocketSales

Ни насколько не скажется. Люди не пойдут в «коробку». Пока телефон будет хоть как-то доступен, ты будешь им пользоваться.

Конкретно для нас сейчас основная проблема — это Google Workspace. На днях была новость, что Google больше нельзя оплатить. А у нас в компании это чуть ли не основополагающий сервис. С другой стороны, уровень доверия к облачным сервисам (особенно иностранным), к сожалению, подорван. Например, тот же Slack, который банит аккаунты, не давая даже переехать.

Егор Секиров
Директор по развитию Wazzup

Переход из облака на серверное железо вряд ли произойдет сейчас, есть трудности. Его нужно арендовать только там, где оно есть, а это большие дата-центры с очередями на месяцы вперед. На самом деле у рынка пока нет запроса на переход из облака в «коробку».

Что делать с маркетингом?

Виктор Довжик

В ближайшие пару месяцев расходы на маркетинг надо урезать, не тратить лишнее. Лучше всего сконцентрироваться на работе с клиентской базой. Как показывает опыт, у всех накопленные базы большие, но непроработанные.

С учетом сокращения рекламных бюджетов и ухода популярных сервисов для email-маркетинга (Mailchimp и Sendpulse заявили об уходе из России), берите телефоны, обзванивайте клиентов. У IP-телефонии в этом плане намного больше преимуществ. У той же UIS, все серверы находятся в России, а следовательно проблем со связью не будет. При этом телефония позволяет делать автообзвоны и вообще в нынешних условиях является оптимальным средством для реанимации клиентской базы.

1919
5 комментариев

Пробежал глазами по тезисам спикеров, понятно что ничего непонятно. Может быть так, может иначе. 24 февраля тоже никто не ожидал, сколько ещё таких форс-мажоров впереди знает только один человек.

2
Ответить

Очень много проблем потому что расслабились и пошли по наиболее легкому пути - вместо организации собственной инфраструктуры стали использовать облака которые не только не контролируются, но даже находятся в другой юрисдикции.

Вместо того, чтобы писать что-то свое, стали использовать плагины, которые в принципе могут контролироваться извне.

По железу тоже не лучше. Во всех областях.

В результате оказались в 100% зависимости по всем фронтам. Понятно, что все на свете невозможно делать самому на современном уровне технологий. Но есть некоторые критические вещи, которые должны быть максимально независимы от внешних факторов. Или какие-то запасные варианты.

3
Ответить

Ни насколько не скажется. Люди не пойдут в «коробку». Пока телефон будет хоть как-то доступен, ты будешь им пользоваться.

Вот это и есть проблема. "Пока доступен, как-нибудь, а там авось и рассосется..." А может и вообще грабли мимо лба просвистят в очередной раз.

А потом упс... и доставайте из чулана арифмометр феликс. Или столбиком на бумажке.

Как думаете - почему банки все еще работают? Просто потому, что там вся mission-critical инфраструктура именно "в коробке". Причем, в коробке с толстыми бронестенками.

Что-то, да, можно в облака. Но не то без чего банк встанет. И да, это дорого. Очень дорого. Но дешевле чем остаться безо всего с голым задом если кому-то где-то вдруг что-то в голову вступит.

3
Ответить

Все будут программировать на мак буке с м1. А мы на чем? На дяде Фёдоре?

Ответить

Ахахах, привет из сентября

Ответить