{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

У вас есть только 2 года на все. Какие ошибки мы наделали при запуске собственного digital-продукта

Сегодня, когда зарубежные сервисы массово уходят с нашего рынка, или не уходят, но оплатить их из нашей локации даже с танцами с бубном не факт что получится – идея сделать свой стартап и занять освободившиеся ниши кажется очень привлекательной. Особенно, если вы руководитель интернет-агентства, веб-студии или чего-то подобного.

Когда есть своя команда разработки, а часть проектов клиенты поставили на стоп с непонятными перспективами, так что в компании внезапно появились свободные руки.

Мы прошли этот путь в более спокойные времена. Но глобально – в плане разработки своего продукта ничего не поменялось. В 2018 году Владимир Завертайлов, руководитель «Сибирикс», вместе с командой взялся за разработку собственного приложения — сервиса для планирования задач SingularityApp. В этой статье Владимир рассказывает о своем опыте создания цифрового продукта и дает советы новичкам продуктового бизнеса.

Итак...

У вас есть функционирующая (возможно, даже успешно) компания в сфере IT. Клиенты довольны вашей работой, компания стабильно приносит прибыль, но вот беда — вы вдруг осознали, что профессионально застоялись и вам нужно свежее дыхание, бизнес-рывок. Создать внутренний цифровой продукт — вот оно, то самое решение. Мы решили заняться инструментами планирования, поскольку имели очень большой опыт их использования и были недовольны теми решениями, которые есть на рынке. Хотелось сделать что-то стоящее.

Вы придумали идею проекта, провели питч-сессию команде и даже сумели ее заинтересовать (что очень важно, ведь при запуске стартапа вашим сотрудникам ещё долго придётся совмещать работу над ним с клиентскими задачами), составили план запуска. Но что дальше?

На запуск продукта у вас есть не больше двух лет

Еще в 2019 году исследования утверждали, что средний срок работы сотрудника в крупных компаниях вроде Facebook, Microsoft и Uber — от 1,5 до 2,5 лет. В 2022 удержать работников становится ещё сложнее. А значит, команда, с которой вы начнете запуск продукта, через пару лет сменится практически полностью, что сильно усложнит процесс.

Отмерьте 2 года своей жизни и примите тот факт, что все это время вы будете заниматься проектом. Рассчитайте бюджет, который вы готовы потратить (спойлер — потратите все равно больше). И да, обязательно развивайте компетенции в аналитике, HR и разработке — они вам будут необходимы.

1 этап. Разработка продукта

На начальном этапе вам предстоит сформировать команду проекта и максимально мотивировать ее. Скажу сразу, это приятная стадия: сотрудники и вы находитесь на подъеме и готовы много и продуктивно работать.

2 этап. Доработка и введение в эксплуатацию

На этапе внедрения новых фич скорость работы замедлится, а сотрудники начнут отлынивать — как руководитель вы должны это понимать и принять тот факт, что у вашей команды нет интереса как можно скорее запустить продукт. Им выгоднее долго и тщательно «пилить» его, не выпуская на рынок и не получая обратную связь. Следить за таймингами и торопить команду — ваша задача.

Был период, когда единственное, чего нам не хватало для запуска – системы биллинга. Нам нужны были рекурсивные платежи, поддержка платежей Apple, Google и PayPal. Сама по себе задача довольно сложная, поскольку работает с очень чувствительным для пользователя аспектом: деньгами. Плюс юридическая оснастка (контракты с банками, онлайн-кассами, получение DUNS, разные соглашения для пользователей на сайте) требовали планомерной, вдумчивой работы.

Стоит ли говорить, что и я сам, и команда долгое время старались делать вид, что этой задачи как-бы нет, и лучше мы будем пилить прикольные фишки. Волевым усилием пришлось сконцентрироваться на этой задаче.

3 этап. Выход на рынок

Наступает фаза получения обратной связи – отзывов пользователей и экспертов. Благодаря фидбеку вы сможете сформировать важные правки к следующим версиям продукта.

Будьте готовы к тому, что сначала ваш продукт будут игнорировать, позже — ругать и только потом, когда вы наберетесь бесценного опыта, пройдя через тернии к звездам, вы получите положительную обратную связь.

4 этап. Разработка новой версии

Года через два вы точно найдете фундаментальные проблемы в коде и решите все переделать. Предупреждаю: будет больнее, чем в первый раз. Это нормально.

Чем раньше вы пройдете все этапы этой цепочки, тем менее трудозатратным для вас окажется запуск продукта и дальнейшая работа над ним.

Мы использовали микро-сервисную архитектуру: сервис облачной синхронизации — отдельно, телеграмм-бот — отдельно, вотчер почтовых сообщений — отдельно и т.д. Все было неплохо, пока к связке микросервисов не добавилась двусторонняя синхронизация с календарями. Как потом выяснилось, в некоторых случаях получалась циклическая зависимость микросервисов. При тестировании ее невозможно было отследить. Когда пользователи начали массово подключать свои календари к приложению, все начало тормозить. Сервера работали взахлеб. Мы сделали быструю заглушку, но проблема взаимозависимости микросервисов оказалась настолько ..кхм.. увлекательной, что пришлось строить подробные диаграммы процессов и дорабатывать архитектуру.

Кстати, с тех самых пор я не очень люблю, когда клиенты что-то начитались из интернета и просят микро-сервисную архитектуру “по умолчанию”. Это может превратиться в многочасовой отладочный ад. Разбить монолитный проект на части бывает проще, чем запустить десяток взаимозависимых сервисов.

Бонусы, которые вы получите в процессе создания собственного продукта:

  • потратите много (10 — это не много) миллионов на зарплаты разработчиков;
  • потратите миллионы на рекламу;
  • потратите свое время.

Управлять агентством и одновременно запускать проект сложно (на самом деле, почти невозможно). Придется стандартизировать все процессы, делегировать на сторону рутину, например, продвижение, PR. Для того, чтобы высвободить собственное время, можно нанять исполнительного директора и передать ему заметную часть задач по управлению агентством.

В свое время мы поняли, что для регулярного обновления уже запущенного продукта — Scrum слишком медленный. Хотя на момент запуска первой версии он был идеален. Мы перешли на Канбан, построили линейно весь процесс прохождения задачи от стадии “Идея” до стадии написания пресс-релиза. Мы используем несколько канбан-досок: аналитика (включает проработку требований и дизайн), разработка, маркетинг, однако задачи между ними могут течь как непрерывный поток поставки ценности.

Назначили ответственных за каждую стадию. Тестировщиков перевели в “режим эстафетиста” — вижу свежий выполненный тикет — все бросаю, начинаю тестировать его; нет новых тикетов — просто блуждаю по приложению. В итоге релизы стали предсказуемее.

Какие ошибки обычно допускают основатели

  • откладывают запуск и тестирование. Важно запустить проект как можно раньше, чтобы не терять время и деньги и сразу совершенствовать продукт;
  • считают, что знают свою ЦА. На самом деле, узнать предпочтения конкретных людей можно только в процессе работы и анализа результатов;
  • опасаются, что их идею украдут. Теоретически это возможно, но у вас будет преимущество уже наработанной базы и обратной связи от пользователей.
  • не думают о масштабировании на этапе запуска.

Что хочется посоветовать

  • Запускайте проект и проводите кастдев как можно раньше. Откажитесь от перфекционизма. Чем раньше вы запуститесь и чем больше шишек получите на старте, тем меньше денег потратите впустую.
  • Используйте силу безразличия.

Как основатель вы должны быть готовы к тому, что ситуация будет развиваться именно так: зарплаты сотрудников съедят все ваши деньги, команда будет бесконечно откладывать релизы, а на первых порах вы будете получать только негативный фидбек.

  • Относитесь к запуску продуктового проекта как к лотерее или игре — большинство стартапов все равно ждет фиаско.
0
40 комментариев
Написать комментарий...
Andrey Gordeev

Чувак написал осмысленную, нормальную статью с реальными советами из жизни. Висишные комментаторы обсуждают одежду и позу этого чувака на фотке.
Ну ок, чё. Дискуссии, которые мы заслужили :)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

А чего вы хотели от юзеров, которых привлекла на виси приемная?

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Чувак, для тебя есть 2 факта:
- Поза нелепая, папаша Фрейд много чего сказал бы этому CEO
- Мозг так устроен, что визуал воспринимается гораздо ярче текста

Ответить
Развернуть ветку
Денис Игнатюк

Это типичные люди сегодняшних дней)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kolpikov

Всё по делу. На самом деле, поюзав немалое количество различных тудушниц, GTD-менеджеров и органайзеров, мы тоже в определённый момент пришли к пониманию того, что надо делать свою тудушницу. Tuduist был очень хорош, но в нём постоянно чего-то не хватает. Заморочились, прошли тернистый путь, выдали вполне рабочую бету. Но нашей ошибкой была ориентация только на мобильные платформы, отказ от веб-версии и десктопных версий. В итоге тудушница хоть и была вполне рабочей для нас самих, как бизнес-продукт она не пошла, да и мы все перегорели на этапе разработки. Ибо начали спотыкаться на тех самых проблемах, описанных здесь. Потом появился Макс Дороффев со своими "джедайскими техниками". И когда он активно начал пиарить Singularity, я решил попробовать приложение. И вот оно-то как раз зашло на все 100%. Здесь хорошо практически всё от дизайна до нужного функционала. Кое-какие недоработки и нехватка мелких фишек имеются, но разработчики активно мониторят все запросы и оперативно выдают апдейты. Сейчас это моя основная тудушница, недавно отменил свои подписки на TickTick и Notion за ненадобностью.

Ответить
Развернуть ветку
SingularityApp

Алексей, спасибо за отзыв!

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Zavertaylov

Тут наверное мне лучше ответить )

Все началось со случайного разговора. Как-то, на какой-то конференции мы разговорились с Сергеем Рыжиковым. И он вскользь обронил фразу “Не бойся лезть на рынки с большой конкуренцией. Лучше откусить 10% от большого пирога, чем 99 от маленького”. Примерно так.

Потом, сидя на Гоа, где-то в районе Вагатора, я читал книжку Тимоти Ферриса. Эта устаревшая и довольно вредная книга, про то, как мол, можно работать по 4 часа в месяц (или типа того). На самом деле — никак. Из нее мня зацепила одна мысль:
Никаких услуг! Только продукт. Который будет довольно дешевым, скажем $20.

Я сидел и думал — что это, мать его, может быть? Из того, в чем я более-менее разбираюсь это могло быть
1. управление временем (к тому времени я попробовал все планировщики),
2. что-то про авиацию (был проект для молодых пилотов, который мы так и не довели до запуска, и наверное никогда не доведем, но бог знает)
3. и управление digital-проектами.

По управлению проектами мы сняли курс, который долгое время хорошо продавался. А сейчас, с позволения Скиллбокса — выкладываем его в открытый доступ (https://t.me/sibirix).

Ну а управление своими задачами — всегда мне нравилось и приносило пользу. Поэтому вот!

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Спасибо! Это очень круто. Желаю удачи!
Я вот сейчас просто как раз перед задачей выбора, что пилить, какой проект делать.

Кругозор большой. Но идей за которые цепляется глаз нет.

Что-то слишком ресурсоемким и сложным кажется, или супер-конкурентным. Другое наоборот боюсь, что там нет денег, слишком мелкое.

Ставить годы жизни страшно! Мне не 20 лет...

Огня и уверенности, что вот эта та самая тема нет ни по одной идеи.
Возможно даже появилась некая лень... лень работать без результата, без потенциально большого выигрыша.

Попытаться делать ultra-mvp? Просто заняться посевом... проекты за день/неделю... найти где-то силы на это... Если что-то зацепится, то колбасить дальше...

Копикаты. Копировать других, урезая все до одной функции и уходя для маркетинга в максимально узкое позиционирование (планировщик одной задачи на день для черных геев). Но нужен огонь, все равно понимание на что ставить.

Просто погрузиться в манимейкинг, ждать озарения, а пока пилить нишевые сайты, клонировать приложения меняя просто шкурки, дорвеи... но тошнит немного, те же риски без результата и нет потенциала, только если нащупать тему и масштабировать, но все равно ограничено, только если сразу выбрать ниши в которых можно создать свой продукт потом...

Если лень, то заняться ультра-делегированием, искать бесплатно-дешевых людей за 25к руб, давать идею и привет, дальше мессенджера никуда не ходить... утопично немного... все равно надо будет заниматься этим.

Ответить
Развернуть ветку
Talant Ramazanov

Спасибо за качественный и действительно полезный материал! Такие жизненные и реальные материалы делают VC тем, ради чего мы здесь все сидим.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

@Сибирикс Какой должен быть размер яиц, чтобы начать пилить планировщик задач? Я не шучу, это серьезный вопрос!

Здесь же гиганты, todoist, ticktick еще десятки крупняка top of mind, и миллионы мертвых проектов!

Пилить планировщик это же один из главных стоп слов, это мем.
Что должно быть в голове для этого???

1. Как вы на это решились???!!!
- Почему именно планировщик задач, почему выбрали эту тему?
2. Как по маркетингу можно было на что-то рассчитывать? Бюджет, конкуренция непреодолимая как кажется, начиная со сторов, с google ads, заканчивая мощнейшим барьером в виде статей обзоров, youtube обзоров, и старейшими коммюнити существующих продуктов.
3. Как вы решились запустить бизнес со сраной подпиской в 200 рублей?? Вы понимали, что вероятно придется поставить жизнь на карту ради этого проекта (то есть буквально всю жизнь на карту, ну если вы не в 20 лет стартанули), чтобы дойти до каких-то ощутимых доходов?
3.2. Как вы решились, зная, что вам понадобятся сотни тысяч подписчиков, чтобы что-то зарабатывать, и набрать их уйдут годы? И еще взять ответственность за них, так как люди могут подвязать свои жизни к вашему приложению, вам нужно убеждать их, и быть готовыми тянуть лямку (держа в голове 200 руб).

Или это просто ошибка, глупость, но оно случайно сработало (если сработало)?

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Спасибо! Владимир ниже ответил :)

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Гылка

По идее сейчас должны в коменты ворваться фемки из-за позы чувака на фотке.

Ответить
Развернуть ветку
Pol Bal

пришел сразу в комменты, чтобы про фотку прочитать)

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Это че, огромная фотка междуножия CEO?)

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Р

надо было еще болт выложить

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Петров

Изучил ваше приложение, все круто! Но стоимость зашкаливает. По моему личному мнению, почти 100 баксов это многовато за вечную подписку. Конечно, я все понимаю. Сервера и тд, но я себе никогда не позволю потратить на тудушку сто баксов. Удачи и процветания 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
SingularityApp

Дмитрий, добрый день! Большое спасибо за отзыв. Вы можете использовать помесячную подписку или оплату за год с промокодом на 2 месяца в подарок (year2pro).

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Дмитрий, спасибо за отзыв!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ярославцев

Как и любое другое агентство, поглядываем за вашими успехами. Поделитесь, какие результаты уже? Долго ли до окупаемости?

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Проект вышел на окупаемость и приносит стабильно небольшую (с учетом ёмкости рынка) денежку с Декабря прошлого года, когда были добавлены вечные тарифы. Рост стабильный (вашими молитвами), даже не смотря на по факту заблокированную рекламу на западные рынки. Про то, как идут дела и что нового задумано — Владимир регулярно пишет в канале https://t.me/sibirix

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
даже не смотря на по факту заблокированную рекламу на западные рынки

в смысле заблокированную на западные рынки?
разве есть какие-то ограничения на рекламу во-вне?
тем более у вас как понял us компания.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

У нас российская компания :) Рекламные кабинеты Гугл для компаний из РФ отключил еще в конце февраля.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

так зарегать 5 мин вроде новый кабинет
я имею ввиду не должно быть проблемой имхо, мимикрировать под иностранного рекламодателя
Может ошибаюсь, хз...

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Зарегать да. Оплатить рекламу – нет.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

И да, сторы тоже запретили рекламу для разработчиков из России.

Ответить
Развернуть ветку
Ярослав Белов

Спасибо за ваш опыт. Расскажите, пожалуйста, про свой бекенд. Интерес вызван рассказом о проблеме с календарями.

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Немного рассказывали про него у себя в блоге: https://blog.sibirix.ru/microservice-architecture-vol-2/

Ответить
Развернуть ветку
Artem Labutin

А что в итоге использовали для биллинга? Как реализовали?

Ответить
Развернуть ветку
Сибирикс
Автор

Сейчас для пользователей в РФ используем оплату через сайт. Эквайринг с реккурентными платежами. Для зарубежных пользователей сейчас по прежнему работает оплата через сторы. В марте пришлось оперативно отправлять пользователям уведомления, что в России можно и нужно переходить на оплаты по карте через сайт вместо гугла и эппла. Пользователям, у которых оплата была по карте из иностранного банка — наоборот, что стоит перейти на оплату в гугле и эппле.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Жевнеров

зачетная статья респект автору и почёты 👏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Денис Игнатюк

Статья очень интересная, спасибо, несёт огромный и приятный посыл, не многие поняли этого, но автор, ты большой молодец

Ответить
Развернуть ветку
Александр Помидоров

CEO на фотке одет в майку и кофту на распашку. Так в школе ходят, а не в 40+ лет на должности CEO 🤣

Ответить
Развернуть ветку
Pavel S

Расскажи это Цукербергу

Ответить
Развернуть ветку
Antn Slmv

не ну все же ждешь какой-то современности от чувака из диджитал, можно быть в майке и джинсах и при это не доебешься. Тут другой случай. Смотришь на лицо компании и понимаешь, что там все сложно со вкусами. Это первое впечатление, которое может не подтвердиться, но многие могут почувствовать мотивацию в поиске другой компании.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Семён Маслов

Люди ,которые обсуждают одежду на аватарке автора ,что с вами не так ?

Ответить
Развернуть ветку
Азамат office-health.app

Если вы выпустили продукт, за который вам не стыдно — вы его выпустили слишком поздно! В стартапах только так, чтобы быстрее найти свою модель. Важно быстро тестировать гипотезы.

Ответить
Развернуть ветку
Цимерманн

Открыл, посмотрел, не понял а в чем отличие глобальное от тиктик или тудуиста? Как раз ищу аналог после того как не могу оплатить больше премиум. PS апрув создания задачи верхний левый угол телефона вместо нижнего правого - так себе идея )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Чирков

Можно свайпом вправо сохранять задачи

Ответить
Развернуть ветку
37 комментариев
Раскрывать всегда