{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Повышение квалификации в управлении ИТ: зачем в России собственная сертификация

За последний месяц некоторые международные сертификации стали недоступны для российских пользователей. Например, теперь в России нельзя сдать экзамены и получить сертификаты по английскому языку IELTS и TOEFL. С подобной проблемой могут столкнуться и сотрудники ИТ-компаний: PeopleCert, которая проводит сертификацию по ITIL, отменила экзамены в России. О том, почему это проблема и какие есть варианты решения, рассказал Михаил Грибов, управляющий партнер ГК IT Expert.

Источник: Pexels
Михаил Грибов
Управляющий партнер ГК IT Expert

Что такое ITIL и зачем он нужен

Изначально ITIL® (IT Infrastructure Library) — это несколько книг, набор рекомендаций по управлению ИТ. Первые книги появились еще в середине 80-х годов, на заре цифровизации бизнеса. Все больше компаний внедряли цифровые технологии в свои бизнес-процессы, ИТ-инфраструктура росла и усложнялась, и в какой-то момент возникла необходимость создания единой методологии управления.

Первыми важность обобщения практик управления ИТ осознали в Великобритании еще в 80-х годах. Госучреждения столкнулись с разбросом в качестве услуг ИТ-подрядчиков. В итоге правительство создало рабочую группу, которая изучила мировой опыт и разработала единую методологию эффективного управления IT-ресурсами. Над проектом работали представители компаний-производителей, консультанты и, разумеется, сами пользователи. Итогом стала публикация нескольких книг GITIMM (Government IT Infrastructure Management Methodology), можно сказать, ITIL версии 0.

Уже в середине 90-х годов ITIL начинает распространяться за пределы британских госучреждений. Многие профессионалы из мира управления ИТ присоединяются к доработке публикаций. За неполные 40 лет ITIL вместе с развитием технологий претерпел множество доработок и изменений. Актуальная редакция ITIL 4 вышла в 2020 году и представляет собой комплексное руководство управления ИТ в современной сервисной экономике.

ITIL 4 основан на устоявшейся практике ITSM (IT Service Management) и охватывает контекст клиентского опыта, потоки создания ценности и цифрового преобразования, учитывает такие подходы, как Lean, Agile/DevOps. Он позволяет создать универсальную систему для эффективного руководства и управления ИТ-услугами, которая легко интегрируется с существующими бизнес-процессами.

Почему ITIL оказался так успешен:

  • Он не зависит от платформы и вендора;
  • Универсален. Применим для любой отрасли и не зависит от размера организации.
  • Объединяет реально работающие общепринятые практики. ITIL — это не стандарт, а рекомендации.

Система сертификации — как это было

Сертификация ITIL 4 модульная и состоит из нескольких уровней и потоков. Вы можете выбирать потоки в любой последовательности, но уровни необходимо проходить друг за другом. Левый столбец – для практиков, специалистов и координаторов. Правый – для руководителей и консультантов, которые должны видеть общую картину бизнеса и определять вектор развития.

  • Базовый уровень – ITIL Foundation. Дает общий язык, объясняет ключевые понятия сервис-менеджмента в цифровом мире и закладывает основу для последующего изучения ITIL 4.
  • Продвинутый уровень – ITIL Specialist, Strategist или Leader. Делится 2 потока и 6 специализаций.
  • Высокий уровень – ITIL Managing Professional и ITIL Strategic Leader.
  • Высший уровень – ITIL Master. Требует оба сертификата предыдущего уровня, а значит — глубочайших знаний и опыта в сфере управления ИТ.

До марта 2022 года экзамен любого уровня можно было сдать в России. Он проходил онлайн и на английском языке (можно пользоваться словарем). За 113 минут необходимо было ответить на 40 вопросов, чтобы получить сертификат, не менее 70% ответов должны быть верными.

Cейчас компания PeopleCert не проводит сертификации. Таким образом, даже пройдя полное обучение (что все еще вполне возможно — в России есть несколько учебных центров, обучающих ITIL), сертификат получить не получится.

Зачем вообще нужен сертификат

Прежде всего, сертификат — это подтверждение знаний специалиста на определенном уровне, гарантия его навыков и умений. Сертификация универсальна: не важно, в каком учебном центре занимался человек, если он сдал экзамен, значит, его знаний достаточно, и он может говорить с другими специалистами на одном языке.

Общий вокабуляр, кстати — неотъемлемая составляющая ITIL. Даже в рамках одной профессии нередко бывают расхождения в терминологии. Сертификация же дает четкие определения конкретным явлениям и не допускает разночтений.

C сертификатом специалист получает конкурентные преимущества на рынке труда. Компания, где работают сертифицированные профессионалы, повышает эффективность ИТ-структур и развивает культуру управления ИТ. И, разумеется, сертификация упрощает жизнь HR: видя в резюме кандидата нужный сертификат, рекрутер может быть уверен, что специалист обладает нужным набором компетенций.

Таким образом, унифицированная и стандартизированная проверка знаний в области управления ИТ крайне важна. Поэтому, если нельзя сдать международный экзамен, необходимо разработать свою систему оценки и подтверждения знаний. Что мы и сделали в рамках учебного центра IT Expert, запустив сертификацию «Цифровой путь».

«Корпоративное обучение позволило нам растить нужных специалистов внутри компании и за счет этого серьезно снизить затраты на внешний найм. Мотивация обучения серьезная: сертификация расширяет зону ответственности сотрудника, повышает его компетенции и дает больше возможностей для карьерного и зарплатного роста», — отмечает Максим Юганов, Заместитель Вице-Президента по информационным технологиям АО «БМ-Банк».

Какой будет российская сертификация

Как мы уже говорили, ITIL — это система рекомендаций, целостная методология на основе ITSM. А значит, на ее основе можно разработать собственную программу обучения. За почти 20 лет мы обучили более 40 000 специалистов и руководителей в рамках сертификационных и авторских курсов по ITIL®, PRINCE2®, COBIT®, BABOK®, ISO 20000ов и других. С нашей экспертизой и опытом мы разработали систему авторских курсов, охватывающую необходимый современному ИТ-менеджеру круг знаний и навыков и включающую, в том числе, COBIT® и бизнес-анализ. По результатам этих курсов проводится сертификация «Цифровой путь».

COBIT® — это фреймворк для руководства и управления информацией и ИТ, ориентированной на все предприятие. Он касается всех технологий и способов обработки информации, которые предприятие использует для достижения своих целей.

Бизнес-анализ же позволяет определить потребности компании, обосновать изменения, а также разработать и описать решения, позволяющие создавать ценность в соответствии с целями компании.

Как и международная версия, наш курс состоит из 4 уровней сложности.

Начальная ступень сертификации складывается из трех направлений:

  • Управление ИТ-услугами – курс «ITIL® 4 – практичное управление ИТ-услугами»;
  • Бизнес-анализ – курс «Основы бизнес-анализа»;
  • Управление ИТ-рисками и внутренний контроль – курс «Основы COBIT 2019».

Выбирая направления, вы задаете вектор дальнейшего обучения, так как каждый базовый курс разветвляется на дальнейшие спецификации.

Второй уровень

На уровне специалиста вы выбираете дальнейшую спецификацию. В ITIL это может быть курс по развертыванию ИТ-решений, по поддержке, управлению ИТ-услугами или ИТ-активами. В бизнес-анализе — управление требованиями в ИТ, моделирование бизнес-процессов или системный анализ. В COBIT 2019 — внутренний контроль или управление ИТ-рисками.

Третий уровень

Чтобы перейти на уровень менеджера, нужно набрать определенное количество баллов, которые начисляются за сданные экзамены уровня специалист. Для менеджеров есть свои курсы: коммуникации в ИТ, управление сервисами и продуктами в цифровой организации, измерение и совершенствование в ИТ и другие. Важно понимать, что здесь уже недостаточно теории, кандидат должен обладать обширным опытом применения знаний на практике.

Уровень эксперта компании IT Expert

Этот уровень, который объединяет разделенные до этого направления ITIL, бизнес-анализ и COBIT.

Для допуска к экзамену требуется:

  • Пройденный дистанционный курс «Подготовка к сертификационному экзамену на Эксперта компании IT Expert».
  • Квалификация уровня «Менеджер».
  • Необходимое количество баллов, которое можно получить, сдав экзамены по дополнительным курсам уровня «Менеджер» и «Специалист».

Таким образом, несмотря на уход сертификационных компаний из России, у ИТ-специалистов по-прежнему есть возможность не только повысить квалификацию, но подтвердить ее сертификатом. К тому же, экзамены на русском языке становятся доступны тем, кто раньше не мог их сдать из-за языкового барьера.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда