Nike, Gucci, Samsung и другие бренды мира рвутся в метавселенную. Зачем им это и что они там делают

Разбираемся, как зарабатывать на цифровых коллекциях и привлекать новую аудиторию

🖐🏻 Это блог студии Heads and Hands

Мы разрабатываем цифровые экосистемы и супераппы. Рассказываем про пользовательский опыт и помогаем бизнесу стать лидером рынка.

👉🏻 Вступайте, чтобы быть в курсе

👉🏻 Заглядывайте к нам в Telegram

Бренды массово рвутся в метавселенные: Louis Vuitton, Gucci, Adidas, Nike. Они создают виртуальные товары — NFT-коллекции. Пользователи покупают их за криптовалюту. Одевают в виртуальную одежду своих цифровых персонажей. Перепродают NFT на аукционах и зарабатывают на этом.

К 2026 году 25% людей будут проводить в метавселенной минимум час в день: работать, покупать товары, учиться, общаться и отдыхать. И хотя тренд на метавселенные только зарождается, компании уже оценивают перспективы и пробуют запускать в метавселенных первые проекты.

В статье расскажем, какие бренды уже начали работать в метавселенных, зарабатывать на цифровых коллекциях и привлекать новую аудиторию.

Что такое метавселенная и как она появилась

Писатель Нил Стивенсон придумал термин «метавселенная» в 1991 году. Роман «Лавина» описывал цифровой мир будущего, в котором физическая и виртуальная реальности не отделимы друг от друга.

Американский программист Филипп Росдейл увлекался киберпанком, романами Стивенсона и решил перенести идею метавселенной в компьютерную игру. В 2003 году он разработал Second Life — виртуальный 3D-мир с элементами социальной сети и внутренней валютой. Игра продвигала раннюю версию NFT: в Second Life пользователь мог купить одежду или технику для своего аватара. Для этого он покупал Линден Доллары за реальные деньги и расплачивался ими за виртуальные товары.

Следом за Second Life появились и другие игровые платформы, в которых игроки могли создавать, монетизировать и использовать свой контент. В 2009 году вышла Minecraft, в 2011 — Fortnite, в 2017 — Decentraland. Пользователи расплачиваются внутри игр криптовалютой или внутренней валютой игры, которую покупают за реальные деньги. Например, игроки Decentraland покупают виртуальную недвижимость и платят за нее криптовалютой MANA.

Музыканты организуют концерты внутри игр. Например, Ариана Гранде устроила концерт в Fortnite. Цифровой аватар певицы выступил на виртуальной сцене. А пользователи рядом слушали, танцевали и развлекались.

Активно обсуждать метавселенные начали осенью 2021 года: Марк Цукерберг объявил о ребрендинге своего детища и презентовал метавселенную в России. Участники надели очки виртуальной реальности Oculus Quest 2. Сначала они попали в космический модуль на Луне. А затем перенеслись в Менло-Парк — калифорнийскую штаб-квартиру компании, воссозданную в метавселенной.

Одновременно о создании своей метавселенной рассказал Microsoft — компания презентовала платформу Mesh для работы в виртуальной реальности. После того, как о создании метавселенной объявили IT-корпорации, тренд подхватили бренды.

Что такое NFT-товары и как их выпустить

Невзаимозаменяемый токен или NFT — это уникальная цифровая запись в блокчейн-сети. NFT гарантирует оригинальность предмета и дает эксклюзивные права на него. Это значит, что NFT нельзя подделать или скопировать. И всегда можно отследить, кому он принадлежит.

NFT продают на специализированных торговых площадках. Самые популярные из них — OpenSea, Rarible и Mintable.

Чтобы выпустить NFT нужен Ethereum-кошелек и контент. NFT продается на аукционе: пользователь, предложивший самую высокую цену, становится его владельцем.

За продажу NFT торговые площадки берут комиссию. Например, OpenSea взимает комиссию с покупателя, а площадка Rarible — с автора NFT. Размер комиссии зависит от спроса в сети, времени суток и других факторов. В среднем она варьируется от 70 до 100 долларов.

Кто из брендов рвется в метавселенную

Nike выпускает цифровые кроссовки для аватаров

Осенью 2021 года Nike объединился с игровой платформой Roblox и создал свой виртуальный мир Nikeland. Это цифровая копия реальной штаб-квартиры компании в Орегоне. В Nikeland есть магазины, спортивные площадки и стадионы.

Пользователь надевает одежду и кроссовки Nike на свой цифровой аватар, соревнуется с другими игроками на стадионе или занимается паркуром в компании друзей. Nike планирует добавить в Nikeland виртуальные копии глобальных спортивных мероприятий — например, матчи Суперкубка.

В декабре 2021 года бренд купил компанию RTFKT Studios, которая будет создавать кроссовки, одежду и аксессуары для цифровых аватаров. Пользователи расплачиваются за товары криптовалютой Ethereum, а покупку получают в формате NFT. Это файл, в котором содержится изображение кроссовок, информация о студии, которая их выпустила и данные владельца.

Метавселенная помогает бренду получить лояльность молодой аудитории. Подростки, которые в виртуальном мире одевают своих аватаров в форму Nike, купят товары бренда и в реальном магазине — считает аналитик Williams Trading Сэм Позер.

Adidas зашел в метавселенную Sandbox

Спортивный бренд Adidas тоже продвигает свои товары в метавселенной. Осенью 2021 года компания объявила о партнерстве с игрой Sandbox и криптокомпанией Coinbase. Бренд хочет создать свою метавселенную adiVerse и уже начал выпускать первые NFT-коллекции.

Adidas разработал первую коллекцию Into the Metaverse совместно с яхт-клубом Bored Ape, компанией Punks Comic и криптоинвестором GMoney. Пользователи могли купить в цифровом виде спортивный костюм Adidas Adicolor Firebird, толстовку с капюшоном и шапку. Бренд продал 30 тысяч NFT и всего за полчаса заработал 22 млн долларов.

Модные дома продают NFT-коллекции и продвигают их через метавселенные

Louis Vuitton выпустил приключенческую игру-головоломку Louis The Game к 200-летнему юбилею модного дома. Пользователь путешествует по разным локациям, узнает историю модного дома и может найти одну из 30 коллекционных NFT от цифрового художника Beeple. Находку игрок продает на одной из торговых площадок.

Beeple — третий самый дорогой художник в мире. В 2021 году его работу «Каждый день: первые 5 тысяч дней» продали на аукционе Christie’s за 69 млн. долларов.

Gucci тоже отметил 100-летие бренда в метавселенной. Модный дом открыл мультимедийную выставку «Сад Gucci» на платформе Roblox. Пользователи гуляли по залам и изучали коллекции разных эпох. Одежды и аксессуаров из старых коллекций уже нет в продаже в реальном мире, но игроки могут приобрести эксклюзивное платье или сумку от Gucci в виде NFT. А затем приодеть своих аватаров или продать на аукционе в несколько раз дороже.

Иногда виртуальные аксессуары стоят гораздо дороже реальных. Например, виртуальную сумку Gucci из коллекции Dionysus купили на аукционе Roblox за 350 тысяч робаксов или 4 тысячи долларов. Сумка Gucci этой же модели в реальном мире стоила 2,5 тысячи долларов.

Коллекции виртуальной одежды бренды продают и через Zepeto — аналог соцсетей в метавселенной. Пользователь загружает в приложение фото и создает свой цифровой аватар. Он может менять внешность и приобретать для своей цифровой копии разную одежду — например, от Gucci, Dior или Ralph Lauren. Zepeto пользуется 250 млн человек. С момента запуска они купили в приложении 1,6 млрд виртуальных вещей — данные BBC.

Gap выпустил NFT-худи, а Victoria’s Secret — виртуальное нижнее белье и аксессуары

Американский бренд одежды Gap в январе 2022 года выпустил коллекцию толстовок в NFT-формате и продал их на аукционе. Цифровую коллекцию разработал художник Брэндон Сайнс в блокчейне Tezos.

Стоимость толстовки Gap зависела от эксклюзивности модели. «Обычную» NFT-худи пользователь мог купить за 8 долларов, а «единственную в своем роде» — за 415 долларов. После выпуска NFT акции компании выросли на 5%.

Бренд нижнего белья Victoria’s Secret в феврале 2022 тоже задумался о заходе в метавселенную. Компания подала четыре заявки в Бюро по патентам и товарным знакам США. Victoria’s Secret будет продавать NFT-одежду, нижнее белье и аксессуары и демонстрировать их на виртуальных показах мод.

Procter & Gamble продвигает через метавселенную эко-ценности, а Walmart создает свою криптовалюту

Косметический ритейлер Procter & Gamble разработал свой виртуальный мир BeautySphere и представил его на выставке CES 2022. Бренд транслирует в виртуальном мире принципы ответственной красоты и инклюзивности. В BeautySphere пользователь изучает состав косметики, узнает, как отбираются растения для ее изготовления и участвует в стримах с экспертами компании.

Американская розничная сеть Walmart выпустит свою криптовалюту и коллекцию NFT. В декабре 2021 года компания подала заявки на регистрацию товарных знаков. Walmart будет выпускать виртуальные товары для дома, игрушки, декор, гигиенические средства и спортивный инвентарь.

McDonald’s открывает в метавселенной ресторан, а Domino’s продает пиццу

McDonald’s откроет в метавселенной ресторан и McCafe. Пользователи смогут заказывать еду как в виртуальном пространстве для своих аватаров, так и на дом.

А вот бренду Domino’s не понадобилось регистрировать товарные знаки или строить свой ресторан в метавселенной. Разработчики-энтузиасты сами добавили сеть пиццерий в Decentraland. Теперь пользователи могут заказать пиццу на дом не выходя из игры. А бренд попал в метавселенную, не приложив для этого никаких усилий.

Samsung и Dyson открыли виртуальные магазины техники

Samsung открыл внутри Decentraland виртуальную версию своего флагманского магазина 837X в Нью-Йорке. Там компания анонсирует новые устройства, организует квесты для игроков и продает NFT-товары.

Бренд бытовой техники Dyson представил демоверсию Dyson VR. Это виртуальный магазин, в котором пользователь может посмотреть товары бренда. Пока сервис доступен в тестовом режиме в Австралии — для того, чтобы им воспользоваться нужны VR-очки Oculus. Но в перспективе Dyson разработает упрощенную 3D-платформу, которой сможет воспользоваться любой желающий.

Что метавселенные дают брендам

Новую аудиторию

Бренды получают новую аудиторию и предлагают свои товары. В мире 3 млрд людей, которые проводят свободное время в видеоиграх. 400 млн любят игры из-за социальной составляющей — они хотят общаться с другими игроками, прокачивать свой цифровой аватар, посещать мероприятия, покупать товары. Forbes прогнозирует, что они могут перейти из игр в метавселенные.

Вторая часть потенциальной аудитории — владельцы криптовалют. 300 млн пользователей держат в криптовалютах 2,5 трлн долларов — данные Statista. И эти люди готовы тратить деньги на товары брендов в метавселенных. Например, пользователи торговой NFT-площадки OpenSea только за август 2021 года потратили 3,4 млрд долларов.

Дополнительную монетизацию и экономию

Выпустить NFT дешевле, чем запускать новую линейку товара. Бренду не нужно проходить длинный путь от производства до поставки: закупать сырье, рассчитываться с поставщиками, тратиться на логистику и аренду, нанимать продавцов.

К 2030 году рынок премиальных NFT, в том числе и виртуальной одежды, достигнет 65 млрд долларов — прогнозы Morgan Stanley. Но уже сейчас бренды успешно продают виртуальные коллекции. Например, Dolce & Gabbana в сентябре 2021 года распродал 9 NFT из коллекции Genesi за 5,7 млн долларов.

В перспективе компании смогут зарабатывать и на перепродаже токенов на вторичном рынке. Если они включат в смарт-сертификат плату за роялти или долю дохода от будущих транзакций, то пожизненно будут получать процент от каждого платежа.

Возможность занять новую нишу

Тренд только набирает обороты — бренды изучают аудиторию, задумываются как органично войти в метавселенные, освоиться там, сохранить узнаваемость и завоевать лояльность. Уже сейчас бренды готовы тратить от 150 тысяч до 1,7 млн долларов только за консультацию, как организовать событие в игровом пространстве — данные Morgan Stanley. Дальше стоимость входа будет только расти, поэтому выиграют те, кто успел обосноваться в метавселенных раньше конкурентов.

Спасибо за внимание!

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Voronkov

Ты тоже был "фриком" когда бегал в детстве с палкой по двору и играл в разбойников? Все то же самое

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
jonewayne

Зачем? Так принято?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
jonewayne

А кому не насрать в реальности? Ну, типа я полностью за оффлайн, и добился неплохих успехов во многом, но с чего бы мне говорить другим, что они должны жить также? В онлайне прикольно.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
GoDLikUS

Но всем же и в реальности насрать... Получается нет разницы?

Ответить
Развернуть ветку
Петя Савинский

мне кажется через время все забудут об этом

Ответить
Развернуть ветку
De Dos

Ну это не так легко обесценить, ведь за этим стоит собственная экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vova

Вкладываешь деньги в аватара на площадке. Потом бац и потому что ты русский - тебя заблокировали. Стоит ли виртуальная жизнь такой ерунды?

Прокачай себя в реале - учи иностранные языки, занимайся здоровьем, учи любой язык программирования например - как тебе такой уровень прокачки?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда