«Почему Китай должен улучшать для нас условия просто потому, что у нас проблемы?»

Повлияла ли «операция» на отношение местных к российским партнёрам и почему производить продукты в Китае дистанционно — целое приключение. Об этом порассуждал для vc.ru основатель агентства «Руки» Сергей Ночовный.

Сооснователь проекта «Руки» Сергей Ночовный. Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmedium.com%2F%40use_ruki%2Fsergey-e22f72e8ebf8&postId=413073" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">«Руки»</a>
Сооснователь проекта «Руки» Сергей Ночовный. Источник: «Руки»

В свете антироссийских санкций Китай — как поставщик и производитель — кажется одним из немногих выходов для компаний из России.

Раньше, чтобы поискать партнёров на местах, можно было съездить в КНР самостоятельно. Но сейчас смысла мало: власти постоянно закрывают города на карантины, из-за чего командировка рискует закончиться там, где началась, — в четырёх стенах арендованного жилья.

Зато «прощупать» рынок можно удалённо — через русскоязычные агентства, которые работают из Китая. Ограничения сказываются и на них, но в силу опыта сориентируются они быстрее. А в моменты послаблений помогут найти нужных людей, составить ТЗ и проконтролировать производство.

Одно из таких агентств — проект «Руки», который уже помог российским стартапам произвести в Китае аналоговые камеры, «умные» системы для автомобилей, дыхательные тренажеры и электронные штангенциркули.

Основатель «Рук» Сергей Ночовный поговорил с vc.ru о том, больше ли заказов теперь получает от таких компаний Китай, о чём просят новые клиенты, какие продукты произвести трудно и лучшее ли вообще сейчас время, чтобы сотрудничать с КНР.

Как сейчас поживают «Руки»?

Как бизнес — достаточно стабильно для столь неспокойных времён. Но если спросите меня не как предпринимателя, а как человека, то лично мне вести дела сейчас непросто. Сложно думать о деньгах, когда вокруг творится такой ужас.

Из-за европейских и американских санкций клиентов не прибавилось?

Резкого прироста мы не заметили. Новые обращения есть, но при этом половины клиентов мы лишились. Часть партнёров из Украины приостановила работу, потому что операции в стране «встали». Некоторые украинцы отказались сотрудничать с нами по политическим соображениям — их я прекрасно понимаю.

Российские компании либо свернули подразделения, либо закрыли весь бизнес. Но тут важно понимать, что мы много работали с продуктами второстепенной необходимости — зачастую скорее экспериментальными. Компании инвестируют в них, когда есть свободные деньги, а в кризис замораживают.

Так произошло с разработкой электрических зубных щеток, «умных» бутылок, портативных приборов для дерматологов.

Вот какой, например, сейчас реальный курс доллара? Лично я не знаю: на бирже один, в банковских приложениях другой, в обменниках третий, в Telegram-каналах — четвёртый. В начале марта так вообще прогнозировали, что доллар будут продавать за 200 рублей.

Строить бизнес в таких условиях нелегко.

А характер обращений не изменился?

Если раньше получали больше запросов на разработку конкретных продуктов, то теперь компании чаще просят помочь релоцировать в Китай производство (сейчас, например, работаем с косметическим брендом) или закупить компоненты, которые из Европы не завезти.

Правда, и тут всё не так просто. Недавно к нам пришёл клиент — агрегатор поставщиков промышленных деталей немецкого конгломерата Siemens. Спрос на эти компоненты есть, а вот в наличии у дистрибьюторов их нет. Думали приобрести продукцию у китайских производителей, однако поставка возможна лишь через три месяца — сейчас на складах пусто.

Какие продукты сейчас сложно производить?

Электронику, но дело тут не в «спецоперации» или санкциях. Мир ещё в пандемию столкнулся с кризисом поставок и дефицитом электронных компонентов. Многие из них просто недоступны, на часть очередь «расписана» на год-полтора вперёд. Из-за этого приходится пересматривать схематику плат, чтобы не тормозить запуск, но работает это не всегда.

Китаю в теории проще справляться со сбоями в глобальной экономике, поскольку он давно развивает внутренний рынок, чтобы меньше зависеть от других стран, и своих же потребителей у него почти 1,5 млрд.

Но всё осложняют продолжающиеся карантины: когда города с десятками миллионов жителей, множеством производств и логистических точек — разом закрывают на несколько недель.

Так было в середине марта с Шэньчжэнем, где мы раньше базировались, и с Шанхаем в конце марта — там ограничения начали ослаблять лишь в середине апреля и окончательно их не сняли до сих пор. У Китая нулевая толерантность к коронавирусу, поэтому любой рост заболеваемости— повод для изоляции.

Чем вообще хорош Китай как партнёр — помимо того, что у нас он сейчас единственный и там дёшево?

На самом деле стереотипы о дешевизне — это пережиток девяностых-начала нулевых. Китай — машина полного цикла с достаточно низким порогом входа в производство и, возможно, единственная страна, оптимальная по соотношению цены и качества.

А ещё это идеальная площадка, чтобы изготовить новый продукт: есть и отлаженная логистика, и производства любого масштаба — от мелких цехов для создания прототипов до крупных заводов, чтобы изготовить сразу сотни тысяч товаров.

Создать мощную логистику в стране во многом помогла Alibaba — через маркетплейс Taobao, на котором аккаунт есть чуть ли не у каждого китайца. Компания собирает огромные массивы данных, которые передаёт логистическим фирмам. Те их анализируют и решают, где открыть склады, пункты вывоза и выдачи.

Так что сейчас вся страна «покрыта» эффективной сетью доставок. Один день — и образцы у тебя. Максимум два, если везти придётся через всю страну.

И да, работать с Китаем, конечно, дешевле, чем с Японией, Европой или США, но дешевле не всегда значит «дёшево».

А как не пропустить брак, если все заводы в Китае не именитые?

У крупных фабрик есть множество внутренних стандартов, так что с ними шанс получить на выходе продукт достойного качества в принципе выше.

Но небольшой стартап вряд ли сможет с такими сотрудничать. На первых порах он наверняка обратиться к партнёру скромнее, контролировать которого лучше на каждом этапе: заказывать образцы, исправлять их после каждой итерации, следить, чтобы готовые партии соответствовали утверждённому образцу.

До пандемии компании часто отправляли в Китай представителя — чтобы посмотреть на производство, пообщаться с сотрудниками, оценить качество производимой продукции. Иногда туда перевозили и инженеров. Но с 2020 года страна закрыта, что существенно усложнило запуск новых продуктов и ведение бизнеса с Китаем в целом. А для россиян теперь проблема кроется не только в карантинах.

Допустим, просит российский клиент переслать ему из Китая те самые образцы, а привычные раньше перевозчики вроде DHL и FedEx грузы в Россию больше не доставляют. Есть, конечно, серые схемы, железнодорожное сообщение через Казахстан, EMS от «Почты России», но сроки доставки там — минимум две-три недели.

Работать с Китаем дистанционно — целое приключение, и это подтвердит любой, кто пытался это делать. Вы получили ненадлежащего качества образец, составили список из пяти правок, а производитель три из них исправил, две проигнорировал и в процессе поломал что-нибудь ещё. Так было всегда.

Именно поэтому удобно обращаться к агентству на месте, которое возьмёт на себя менеджмент, проверку и тестирование образцов — всё, чтобы не пересылать образцы туда-обратно по несколько недель, а решать все проблемы на месте.

«Спецоперация» как-то повлияла на отношения Китая к России?

Бытует мнение, что Россия справится и без Европы, потому что ей поможет Китай. Может быть, поможет, но не стоит забывать, что мы говорим о бизнесе. Почему кто-то должен улучшать для нас условия просто потому, что у нас проблемы?

Китай всегда славился прагматичностью: страна будет зарабатывать там, где можно, но черту, которую пересекать нельзя, не перейдёт. К тому же российская экономика не имеет того же веса для Китая, что США и Европа, которые значительно больше нас покупают и продают.

Китай в принципе пока что не спешит оказывать России публичную поддержку. Он не стал больше заказывать или сбывать, не перешёл повсеместно на расчёты в юанях. Местные банки так вообще, насколько мне известно, стали более настороженно относиться к российским контрагентам.

Какие-то подвижки, конечно, есть, но пока картина не самая радужная. Для всего нужно время.

Можно ли тогда сказать, что сейчас не лучшее время работать с Китаем?

Я бы сказал так: из-за продолжающейся пандемии последние два года оно не самое комфортное, но если в феврале ещё была альтернатива, то теперь выбирать не приходится.

3838
102 комментария

Китаю выгодно ослабление России. Он пока просто понаблюдает, а потом просто заберёт Сибирь и Дальний Восток. Даже воевать не придётся с обескровленной и безоружной Россией.
Только идиоты считают, что Китай будет помогать России

50
Ответить

Откуда вы шизики только беретесь, Китай полмира мог уже забрать стран нищенских, но им это не надо. Им проще подсадить их на свои товары, чем возиться с населением.

21
Ответить

Абсолютно согласен! Они давно мечтают об этом и ждут подходящего момента, чтоб забрать эти территории.

6
Ответить

>> Китаю выгодно ослабление России. Он пока просто понаблюдает, а потом просто заберёт Сибирь и Дальний Восток

Китаю нет никакого смысла "забирать Сибирь и Дальний восток". Китай находится в другой климатической зоне, на севере Китая - пустота, плотность населения околонулевая, там никто не живёт из-за климата.

"Сибирь и Дальний восток" как источники сырья - и так уже практически принадлежат Китаю:
- электричество,
- нефть/газ,
- лес и пиломатериал,
- пресная вода,
- соя/масло
всё это вывозится из России в Китай в огромных обЪЁмах практически даром.

8
Ответить

Нет. Будет ресурсы скупать да пытаться скупить подешевле доли или целиком российский бизнес и только. Как он с Роснефтью частично сделал.

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Пока так Америка с Украиной делает

2
Ответить