{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Российские аналоги Notion: сравнительный анализ и UX сервисов. Часть 3 — Карточка задачи

Привет! Я Мария Климова, UX-дизайнер студии Everest. На прошлой неделе вышла вторая часть исследования российских аналогов Notion, в котором я рассмотрела инструмент «Канбан». Сегодня мы пройдёмся по карточкам задач в разных сервисах и разберём, как они работают и насколько удобны для пользователей.

Сравнительная таблица

Карточки задач — один из самых важных функционалов. В них не должно быть проблем с точки зрения юзабилити: ошибки и шероховатости снижают лояльность пользователей к продукту.

Мы сравнили функционал создания задачи в Notion и российских аналогах.

UX карточки задачи

Хорошие решения

Интерфейс задачи. Хорошо организован интерфейс задачи. Визуально разделён на две части: контентная и функциональная. У всех полей понятные названия, чистый и аккуратный интерфейс. Ставим лайк юзабилити!

Редактирование текста. Интуитивно понятный интерфейс помогает создавать задачи.

Отдельно хочется отметить интерактивность: после нажатия на поле «Добавьте описание задачи» появляется панель для работы с текстом. Можно добавить изображение, таблицу, маркированный или нумерованный список, горизонтальную линию (дивайдер).

Что можно улучшить

Запуск трекера. При попытке запустить таймер сервис выдаёт системное сообщение «Не получилось запустить / остановить трекинг задачи». Необходимо предоставлять пользователям дополнительную информацию о том, как они могут исправить ситуацию. Например, дать ссылку на регистрацию в Shtab Tracker.

Выпадающее меню. В панели управления задачей есть пункт «Связи». Возможно, пользователь может связать эту задачу с другой? По нажатию открывается выпадающий список с двумя пунктами: «Блокирует» и «Заблокирована». Интерфейс дает мало информации о том, как работает функционал, из-за чего у пользователей могут возникать трудности при работе с данной функцией.

Хорошие решения

Несохранённые данные. Если пользователь внезапно прервал создание задачи, сервис проинформирует его — «Есть несохранённые данные». Это хороший UX-приём, помогающий пользователям предотвращать ошибки.

Создание письма. В интерфейс интегрирована возможность написать письмо, чтобы пользователю не надо было переключаться между Flowlu и почтой. Этот инструмент выходит за рамки создания задачи и создаёт дополнительную ценность.

Текстовый редактор. Пользователю доступен широкий функционал текстового редактора: таблицы, ссылки, маркированные списки. Можно даже добавить в задачу фото и видео. Это удобный инструмент, так как помогает закрывать потребности большого числа пользователей.

Что можно улучшить

Выпадающий список. Сейчас всем созданным задачам по умолчанию выставляется низкий приоритет. Это не совсем корректно, ведь таким образом система принимает решение за пользователя.

В некоторых сервисах приоритет по умолчанию не выбран и только сам пользователь при необходимости добавляет нужный фокус задаче. Это более правильный подход, при котором пользователь сам управляет контентом, который создает. Кроме этого, интерфейс выглядит более чистым, так как отсутствуют лишние параметры.

Загрузка файла. Пользователь может загрузить файлы с компьютера: для этого он нажимает на левую часть с иконкой скрепки «Прикрепить файл». Также пользователь может загрузить файлы с Гугл-диска: для этого он нажимает на иконку Гугл-диска. Пользователи воспринимают связанные элементы как единое целое, поэтому это может отпугнуть некоторых пользователей, которым нужно загрузить документы с ПК, но они не поймут, что могут это сделать по клику на «Прикрепить файлы».

Иконка. На панели управления есть иконка, по нажатию на которую задача открывается на новой странице. С точки зрения UX есть несколько проблем. Во-первых, у иконки нет подсказки, нельзя чётко идентифицировать значение иконки. Во-вторых, непонятно, какое действие произойдёт после нажатия (решается также наличием подсказки при наведении).

Хорошие решения

Функционал задачи. У Kaiten широкий функционал в контекстном меню: трекер времени, экспорт задачи, история изменений.

Контекстное меню. Все инструменты спрятаны в контекстном меню, что помогает не нагружать интерфейс задачи. Отдельно хочется отметить организацию меню: «Основное», «Связи», «Остальное» и «Поля». Пункты разделены на основе их сходства или отношения друг к другу. Это хороший UX-приём, который помогает декомпозировать контент и не повышать когнитивную нагрузку на пользователя.

Что можно улучшить

Панель навигации. Большие акцентные кнопки-иконки забирают внимание пользователя на себя, а это может отвлекать пользователя непосредственно от контента задачи. Кроме того, почти все кнопки визуально оформлены одинаково, — это говорит пользователю, что у них у всех равная значимость. Использование иконок меньшего размера и выделение только приоритетных/популярных действий сделает интерфейс лаконичнее и визуально приятнее.

Текстовая ссылка. В интерфейсе желательно избегать того, что может отвлечь пользователя от задачи. Если пользователь открывает каждый день редактор задачи, у него замыливается взгляд, поэтому с большой вероятностью эта ссылка быстро станет для него белым шумом.

Хорошие решения

Счетчик времени. У WEEEK есть удобный инструмент по учёту времени. В задаче можно включить счётчик:

И в мини-карточке на доске начинается отсчёт времени:

Это удобный инструмент, который мы не видели у конкурентов.

Создание подзадачи. В интерфейсе можно создать к задаче подзадачу. Это отличный рабочий инструмент, помогающий людям создавать к отдельным задачам мини-задачки.

История изменений. У WEEEK есть история изменений, которая доступна для просмотра в задаче. Для совместной работы в команде это хороший функционал, так как позволяет отследить историю задачи.

Что можно улучшить

Расположение контента. Блок с названием и описанием задачи размещается не в границах контентной области. Даже такие мелочи в композиции элементов могут сигнализировать пользователям, что в интерфейсе что-то может работать не так, как должно, а также что перед ними — недоработанный сайт. Из таких мелких недоработок складывается общее впечатление о сервисе.

Дублирование функций. В верхней панели и в правом нижнем углу — функция прикрепления файла. В интерфейсе следует избегать лишнего дублирования информации, так как это перегружает интерфейс.

Отсутствие подсказок. В текстовом редакторе нет подсказок для функций редактора. У неопытных пользователей могут возникнуть трудности при работе с редактором.

Не работает иконка. По нажатию на крестик ничего не происходит. Система должна быть отзывчивой на действия пользователей и подсказывать как работает функционал или почему он сейчас не работает / недоступен для пользователя.

Сохранение подзадач. При добавлении подзадач система отправляет их на отдельную вкладку. При открытии модального окна пользователь может не увидеть созданных ранее подзадач, а значит, есть риск пропустить часть этапов выполнения основной задачи.

Обычно этапы работ зашивают в тело родительской задачи, чтобы они были в зоне видимости и быстрой доступности.

Отсутствие информации о дедлайне. После создания подзадачи посмотреть дедлайн крайне сложно: его нет ни в мини-карточке, ни в карточке задачи. Всё это может увеличить когнитивную нагрузку пользователя, потому что дедлайн — один из самых важных параметров задачи, а он спрятан от пользователя.

Хорошие решения

Организация контента. Интерфейс создания задачи удобно организован. Есть разделение на контентную (левый блок) и функциональную (правый блок) части. Это хороший пример юзабилити страницы, так как помогает пользователю не путаться в интерфейсе страницы.

Пользовательский контроль и свобода. Пользователи часто ошибаются или меняют своё мнение. Им нужен четко обозначенный «аварийный выход», чтобы выйти из нежелательного действия без необходимости проходить расширенный процесс. Эта эвристика хорошо отрабатывается в интерфейсе Яндекс.Трекера: пользователь может отменить совершённое действие по нажатию на иконку.

Контекстное меню. У Яндекс.Трекера удобно организованы пункты в контекстном меню: они объединены по категориям, каждую категорию можно свернуть/развернуть. Для удобства размещен поиск, автоматически подтягиваются выбранные пункты меню. Лайк!

Текстовый редактор. В Трекере широкий функционал у редактора задачи. Пользователю доступны не только базовые функции в виде списков, стилей текста и ссылок, но и возможность изменить цвет текста, шесть типов заголовков, вставить блок кода.

Что можно улучшить

Перезагрузка страницы. После создания задачи сервис требует обновить доску, чтобы увидеть задачу. Это неудобно, так как требует от пользователя дополнительных действий.

Выравнивание контента. В интерфейсе контент не выровнен по границе контентной области.

Английский язык. Основной язык Трекера — русский. Но в интерфейсе есть текст на английском. Необходимо соблюдать консистентность не только в визуале, но и в языковом представлении.

Ключевые выводы по каждой программе-аналогу

Штаб

У Штаба приятный визуал создания задачи: минимализм в цвете и отсутствие броских акцентов. Интерфейс поделён на две части. Слева пользователь создаёт контент, справа — управляет задачей.

Сервису нужно обратить внимание на UX выпадающего меню и системную ошибку, которая появляется при попытке включить таймер задачи.

Flowlu

Flowlu помогает пользователю не только создать задачу, но и назначить ответственного, установить дедлайн, добавить подзадачу и указать приоритет. Помимо этого, пользователю доступен широкий функционал текстового редактора: стили текста, таблицы, маркированные списки, ссылки.

Из минусов хотелось бы отметить процесс добавления файла. С точки зрения UX это сделано не вполне удобно. Пользователю может быть неочевидно, что загрузить файл можно не только с Гугл-диска, но и с ПК. Также советуем обратить внимание на выпадающий список с приоритетами задач. Управление приоритетом должно быть инициировано не системой, а самим пользователем.

Kaiten

В отличие от Штаба и Flowlu у Kaiten ограниченный инструментарий создания задачи. Пользователь может только добавить описание задачи и прикрепить ссылку.

Из интересного: сервис показывает время создания задачи и историю изменений. Сервису необходимо обратить внимание на дизайн верхней панели: громоздкие иконки и большие тени утяжеляют интерфейс.

WEEEK

Организация пространства в создании задачи — лайк. Хорошая реализация истории изменений, панели управления задачей. Много инструментов для работы с текстом. Все эти фичи положительно влияют на пользовательский опыт, повышая лояльность пользователей к сервису.

Ребятам из WEEEK необходимо обратить внимание на композицию элементов: контент должен быть расположен по границам контентной области. И на UX подзадач: при добавлении подзадач система отправляет их на отдельную вкладку, а после создания подзадачи дедлайн по ней найти крайне сложно.

Яндекс.Трекер

В обновленном интерфейсе создание задачи стало удобнее. Команда серьёзно прокачала UX: организация контента на странице задачи помогает фокусироваться на задаче и не отвлекаться на что-то другое. По привычному уже паттерну слева — контентная часть, справа — функциональная. Дополнительные параметры спрятаны в кнопку: позволяет минимизировать визуальный шум и, как следствие, когнитивную нагрузку на пользователя.

Из улучшений предлагаем поправить контент, чтобы он размещался чётко в границах и следить за консистентностью языка (сейчас есть текстовые фрагменты на английском).

Это третья статья из цикла «Российские аналоги Notion: сравнительный анализ и UX сервисов» в рамках работы Исследовательского центра Everest.

Читайте предыдущие исследования про базу знаний и канбан, а также подписывайтесь на телеграм-канал Исследовательского центра, чтобы не пропустить новые материалы ;)

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Д.

Спасибо вам! Пишите ещё, сравнивайте, выуживайте ценное, отбраковывайте шлак!
Вот только всё это не замена notion, пока нет полноценного, сопоставимого по совокупности функционала, продукта. Его и у нас нет, и у "них" нет, хотя есть весьма похожие, но... хилые, что ли, хлипкие.
Нет ничего похожего и в плане юзабилити и просто привлекательного внешнего вида (да, на скорость, как говорится, это не влияет, но приятнее работать в красиво-минималистичном окружении, правда ведь?).
Благодаря вашим материалам узнаю о новых для меня продуктах, решениях, сервисах, благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Everest
Автор

Спасибо за обратную связь! Мы хотим, чтобы наши исследования помогали как разработчикам (в плане доработки и развития их продуктов), так и компаниям, перед которыми встал выбор перехода на другие сервисы.

Следующее исследование будет посвящено уже другому сервису ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Вот и довёл количество ваших подписчиков до 100 😉, надеюсь, дальше всё будет только лучше!

Ответить
Развернуть ветку
Российские аналоги

Возможно это будет полезным для будущих статей, но у Notion гораздо больше российских аналогов - https://analogues.ru/notion

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Stikharev

Спасибо большое за детальный обзор.
Мы в Shtab.app уже поправили все из прошлой статьи, поработаем над выпадающим списком и сделаем понятнее запуск трекинга времени (баг уже исправили, попадёт в обновлении)!

Ответить
Развернуть ветку
Nickolay Rodikov

Уважаемый автор, ну как можно сравнивать различные сервисы с отдельным функционалом Notion?

Всё-таки Notion в первую очередь это конструктор системы, нежели какой-либо таск-трекер, блокнот или канбан.

В правильных руках, да с примесью фантазии - там наделать можно такого... что аж страшно становится.

Ответить
Развернуть ветку
Everest
Автор

Спасибо за вопрос! В первой части есть общая сравнительная таблица функциональности https://vc.ru/services/400158-rossiyskie-analogi-notion-sravnitelnyy-analiz-i-ux-servisov-chast-1-baza-znaniy

Рассматриваем отдельные инструменты, потому что у разных компаний разные потребности. Кто-то использует Notion чисто как базу знаний и им важно найти достойную замену, а у кого-то в приоритете канбан и задачи.

Рассматривать альтернативы всем возможностям Notion это масштабная работа. Такую задачу перед собой не ставили.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алаев

В прошлом обзоре был moo.team, жаль, что не попал в последующие. А ваши разборы были действительно полезны, приняли аргументированную критику!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Kaiten.ru

Спасибо за упоминание в обзоре 😊 В Kaiten, действительно, можно вести свою базу знаний. Весь функционал «документов» доступен бесплатно. Подробнее можно ознакомиться в статье https://faq-ru.kaiten.site/ce353910-7ae0-47f4-8c67-41b0ac8410c9

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexander Tortsev

Зачем вам нотион? Он не выполнит вашу работу, а тратить время на карточки и ещё заполнять какие-то поля, жать на кнопочки - все это пустое. Нужно заниматься делом

Ответить
Развернуть ветку
Everest
Автор

Мы используем Notion в первую очередь как базу знаний, в которой храним всю информацию о компании и проектах. Кроме этого, ряд сотрудников и отделов ведут в Notion свои проекты и фиксируют ежедневные задачи.

В Notion новые сотрудники проходят онбординг, а ещё ведём там еженедельный корпоративный блог. Нам очень удобно 😊

Ответить
Развернуть ветку
Антон Куликов

Не ясен посыл данного материала, из заголовка рассматриваете аналоги Notion, но уходите в дизайн ревью сервисов и то поверхностное =(

Ответить
Развернуть ветку
Everest
Автор

Рассматриваем аналоги Notion в разрезе отдельных инструментов. В первой части исследовали базу знаний, а во второй — канбан. При работе, конечно, делаем упор на UX. Не только потому что это наша компетенция, но и для того, чтобы разработчики могли развивать свои продукты, а компании смогли понять как работают те или иные инструменты 😊

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kovbasyuk

В Notion оценку по времени/лог/оставшееся время можно сделать кастомфилдом за пару минут. Так что сплошные плюсы. Ну и не только функциональность, но UX в целом у ноушна ушёл в космос

Ответить
Развернуть ветку
Мария Гулевская

Спасибо, что добавили сервис в подборку и дали обратную связь по интерфейсу! Поделилась вашим материалом с командой)

Хотела добавить, что в таблице вы не верно указали два пункта: у нас есть дата и время создания задачи. Для удобства мы сделали в карточке задачи мини-раздел «История». Там пользователи смогут отследить все действия по данной задаче)

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда