{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В путь с велонавигатором 2ГИС

На прошлой неделе мы показали новый навигатор — для велосипедов и самокатов. Рассказываем подробнее, как придумывали и рисовали его.

Сделать маршруты для велосипедистов мы хотели давно, но именно в 2020 особенно ощутили потребность — настал бум сервисов доставки, и многие курьеры пересели на велосипеды.

К нам пришли B2B-клиенты с запросами на API для велосипедной маршрутизации, которое помогало бы строить оптимальные маршруты и предсказывать время в пути. Мы приступили к разработке с прицелом, что в скором времени веломаршруты появятся в 2ГИС и будут использовать этот же API. Так и вышло!

Строим безопасный и кратчайший маршруты

Опросив велосипедистов, мы выяснили, что большинство катается по тротуарам и велодорожкам. Но есть и смельчаки, которые перемещаются по автомобильным дорогам — это курьеры, спортсмены и те, кто на велике ездит на работу.

Мы получили две явные группы, которые ездят по городу по-разному. Это подсказало нам, что базовых маршрутов должно быть два: без выезда на проезжую часть — для комфортного «любительского» катания; и с возможностью передвигаться по автодороге — для тех, кому важно добраться максимально быстро.

В приложении эти маршруты называются:

  • «безопасный» — без выездов на проезжую часть;

  • «кратчайший» — с выездом на проезжую часть, где это разрешено ПДД.
Два варианта — как красная и зелёная дорожка в «Умниках и умницах». Быстро, но рискованно или медленно, но спокойно.

Чтобы строить маршруты и по дорогам, и по тротуарам, нужно подружить два отдельных графа — автомобильный и пешеходный — и учесть правила перемещения велосипедистов по городу. А чтобы алгоритм нашёл оптимальный маршрут, ему нужно посчитать время преодоления разных типов дорог и препятствий. Нам пришлось попотеть, чтобы подобрать значения времени и настроить алгоритм так, чтобы маршрут вёл через дорогу в нужных местах, не перескакивал с дороги на тротуар и обратно, не делал слишком частых поворотов. Эта работа кипела до самого релиза и наверняка продолжится и после него.

Учитываем перепад высот

Мы составляем карту высот на основе агрегированных обезличенных данных с устройств пользователей. Чем больше разных маршрутов вы строите, тем больше данных о перепадах высот появляется у нас.

В приложении данные о высотах выглядят как диаграммы и шкалы на линии маршрута:

  • диаграмма поможет оценить профиль местности на всём маршруте;
  • цветовая шкала показывает, на каких участках дороги есть подъёмы.

Мы выбрали принцип раскраски, который напоминает пробки: в автонавигаторе мы показываем их жёлтым и красным, потому что пробки — это препятствие, проблема и стресс. Стресс для велосипедиста и водителя самоката — чаще всего подъём в горку:

  • зелёные столбики — уклон менее 1,3 %,
  • жёлтые столбики — уклон от 1,3 до 6 %,
  • красные столбики — уклон от 6 % и больше.
В режиме ведения график высот показывает, какая часть маршрута уже пройдена и что осталось впереди (как «градусник» из автонавигатора).

На диаграмму уклоны переносятся так: столбик окрашивается в цвет, соответствующий самому крутому наклону вверх на этом участке пути. Считаем именно крутой подъём, а не средний перепад высоты на участке, так как подъём может компенсироваться крутым спуском. Тогда столбик пришлось бы красить в зелёный. Столбики серого цвета означают, что для этого участка у нас пока не хватает данных о высоте.

Показываем препятствия и разное покрытие дорог

Мы говорили о том, что подъём в горку — стресс для велосипедиста, но не только он! Грунтовка, ямы и кочки, насыпи из щебня, разбитый асфальт, а ещё лестница и калитки — масса препятствий. И мы их показываем. Данные о разных типах поверхности мы собирали годами и продолжаем обновлять, преодолевая тысячи километров на автомобилях и пешком, и рады, что можем делиться этой информацией.

В меню навигатора указано расстояние, которое придётся преодолеть по разным типам дорог (кстати, «плохая дорога» может быть как на грунтовке, так и на автодороге, где покрытие пришло в негодность и ехать по нему трудно).

На карте, на линии маршрута, эти типы поверхности получили свою особую раскраску (паттерн), которая ложится поверх градиента изменения рельефа. На подбор и настройку паттернов ушло очень много времени: было важно, чтобы они выглядели хорошо на градиентной подложке, хорошо считывались при езде, и, желательно, сами говорили о том, что означает каждый из них. Задача оказалось сложной и с точки зрения дизайна, и технически. Обязательно расскажем подробнее об этом в следующих статьях.

Лестницы, калитки, места въезда на новые типы поверхности мы отмечаем на карте иконками с подписями, чтобы не было разночтений. Также во время ведения мы предупреждаем о препятствиях и событиях нотификацией на месте диаграммы «рельефа». Например, за 200 метров до въезда на плохую дорогу появится предупреждение, которое задержится на несколько секунд, чтобы велосипедист успел его заметить.

Один взгляд на линию маршрута даёт сразу всю нужную информацию: препятствия, тип поверхности, есть ли набор высоты.

Даём подсказки о манёврах

В велосипедном навигаторе мы использовали подсказки о маневрах и озвучку из пешего навигатора. Они хорошо зарекомендовали себя, поэтому пока мы решили в них ничего не менять. А вот маркер (синяя стрелка) взяли из автонавигатора — очень уж он красив и понятен.

Чтобы исключить лестницы и подземные переходы на всём пути, мы добавили в настройки отдельный фильтр — с ним приложение найдёт маршрут в обход всех лестниц. Часто проехать лишний километр проще и быстрее, чем тащить на себе велосипед через подземный переход. Здесь же есть фильтр автомобильных дорог: когда он включен, приложение будет искать маршруты без выезда на проезжую часть.

Когда ведение запущено, всю информацию о маршруте можно посмотреть в меню навигатора, потянув или нажав на панель ЕТА (индикаторы в нижней части экрана). Там собрано всё, что мы знаем о маршруте, а также доступ к настройкам, поиску и кнопке завершения маршрута.

Пользоваться навигатором для велосипедов можно в версии 6.2 под iOS и 6.3 под Android.

0
103 комментария
Написать комментарий...
AllaKovalenko

Круто, наконец-то. Часто езжу на велосипеде, и знать примерное время прибытия конечно очень важно

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Markov

а типа яндекс карты и maps.me не умеют в маршруты для велосипеда уже давным давно? а у вас такая потребность в этом, что вы даже не смогли погуглить такой функционал ранее?)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rax034

Позабавил момент, что скрины с велонавигацией показаны на последнем айфоне. На велосипеде, зато с новым айфоном)

Ответить
Развернуть ветку
SYNACK

Для тебя наверное шоком окажется что люди иногда оставляют машину дома и едут на велосипеде.

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Человек мира

Вы в городах давно бывали?) Я стараюсь использовать машину только в случаях самой крайней необходимости, ибо пробки и проблемы с парковкой. Велик очень выручает: отвезти ребенка, съездить на рынок, в пункт выдачи, в кафешку, в парк и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Therm

есть велосипеды по цене авто

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Как Вы там в 90-х? На шестисотом Мерседесе ездите поди?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кургузов

А вы часто ездите на велосипеде? Как часто падаете и у вас телефон разбивается вдребезги?) У меня за 2 велосезона с катками по 5-7к километров в год четыре падения, ни в одном случае телефон из держателя не выскочил.
Ну и обычно не второй телефон покупают, а навигатор гармин, например, если уж нужно второе устройство

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Козлов

А с новым айфоном на чем надо и какая связь со средством передвижения?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сухов

Эмм... Ты же в курсе, что велосипед среднего уровня в специализированном магазине это около 200 000 рублей, а серийные топы до 2 000 000? И это без учета апгрейдов, типа замены колес, которые, как правило, на класс ниже рамы.

Можно, конечно, купить топовый велонавигатор от Garmin, который стоит как iPhone, но зачем, если проще использовать обычный за 300$ и телефон в держателе на рулевой колонке.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
GR

Новые модели обычно в статьи ставятся чтобы не терять актуальность публикации. Откроют эту статью через 5 лет и будет казаться не совсем уж и древним телефон на картинках, а информация старой.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сайк

А можно ли будет отключить всякие тротуары, калитки и прочие? Я предпочитаю ездить только по дорогам вместе с автомобилями. Так сказать 4-й уровень: шоссер 🚴

Ответить
Развернуть ветку
Monkey Do

Используйте навигацию для автомобиля )

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Farid Agaev

Что за «4-й уровень»?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Andrey Miroshnikov

Пока добавили только простейшие фильтры, но думаем над расширением функционала, спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Никита

Это пока не на всех выкатили? ничего нет...

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Осипов

Обновлял приложение?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Царьков

Прикольно, надо тестить 🤳

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Вы бы ещё автомобильный допилили. А то показывает, иногда, полную хрен через грунтовые дороги, которых и нет, по факту.

Ответить
Развернуть ветку
Голодный Зомби

Зомби тоже пересаживаются на велосипеды! Полезная штука

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Степанов

Классно выглядит! За пределами РФ работает?

Ответить
Развернуть ветку
alex

Сейчас в Алмате, походу нету пока еще велодорожек в базе - ведёт по дорогам и тротуарам.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrey Miroshnikov

Спасибо! Работает во всех городах, где есть 2ГИС.

Ответить
Развернуть ветку
Freeman

на этих выходных запланировали прогулку на велосипедах, как раз будем пробовать 2 гис)

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Тюрина

Велопрогулка с 2гис очень удобно)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дмитрий Тенетович

последнее обновление принесло жуткие тормоза. приложение открывается секунд 30. ui превратился в лютое говно, впрочем что еще ждать от говномидаса сбера. пользовался около 8 лет. удаляю.

Ответить
Развернуть ветку
Александра Сизова

Правда, круто! На днях испробую.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

GPX и KML хавать будет?
Нарисовать маршрут и скинуть другому пользователю через ту же телегу можно?
Отображение важных для велосипедистов POI есть [укрытия от дождя, стойки ремонта, источник воды]?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Miroshnikov

Пока всего этого нет, но мы будем развивать навигатор, спасибо за идеи)

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Ефимов

Я так понимаю маршрут строится только от точки А до точки Б. В этом случае навигатор можно использовать только для тех, кто использует велосипед не для развлечения, а для дела (ездить на работу или на нём работать).

Те кто хочет развлекаться - едут по треку. Т.е. маршруту, который составлен с непосредственным участием пользователя, где обычно множество промежуточных точек, посещение которых - обязательно (в том смысле что не может быть отменено из-а пробок).
Ведь когда мы едем по делу, нам интересен кратчайший маршрут между стартом и финишем. Когда мы развлекаемся - это в общем случае не так.
Это обязательная фича, без которой программа не нужна. Примеры программ где они есть - locus maps, osmand, gaia, alltrails

Ответить
Развернуть ветку
Саша Широколобов

Еще можете попробовать ActiveTrip.me 😊 Но у нас пока что только веб для планирования и хранения маршрутов, приложения разрабатываем.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Царьков

А нет там свитчера чтобы ещё он рассказывал о районе по которому катаешься?)

Ответить
Развернуть ветку
Гар Гарыч

Ночной вариант очень смахивает на дизайн Яндекс навигатора. Хотя навигатор он и у них и у вас навигатор.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Цифровые комплексы

Последнее время для этих целей пользовался Яндекс картами, там тоже есть опция для велосипедистов. Интересно сравнить прокладываемые двумя приложениями маршруты

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Неизвестный

Routes [есть только на андроид] отлично ест отрисованные маршруты.

Ответить
Развернуть ветку
UltraSer

А в каких приложениях можно добротные вело-маршруты по МО посмотреть? Чтобы живописно, культурно и т.д.)) скоро надо сезон открывать, безотпускный))
2гис тоже заценим.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov

Можно https://ru.wikiloc.com попробовать

Ответить
Развернуть ветку
ihazpaws

Есть объяснения кружочкам под иконками? А тому что визуально информация о поездке выше чем кнопки по бокам? А почему легенда так прилипла друг к другу? Все сильно хромает, посоны. Но самое главное - недостаточно взять дефолтный юай кит и пилить из него вело-аппку. Я прямо вижу как хреновый визуал лег поверх стандартных элементов которые и в банки пихают, и в заказ еды, и в карты.

Ответить
Развернуть ветку
RomanistHere

Нужен ещё третий вариант: "экстремал", в котором будет находить маршрут с наибольшим количеством лестниц и других прикольных штук, с которых можно съехать/спрыгнуть.

По факту, я - человек, который ездит на веле пару раз в неделю, невзирая на пору года или погоду - абсолютно не вижу нужды в нафигаторе. В радиусе ближайших 5км каждая тропинка и дорожка изучены, а место, куда едешь (если незнакомое) можно посмотреть с компа до выхода - так гораздо эффективнее.

Хотя курьерам в незнакомых районах, наверное, полезно.

Подытоживая, навигатор для мобилы - штука полезная, потому что:
а) водителю нужно понимать куда именно въезжать
б) на машине можно ездить в незнакомые города, где навигатор офк помогает
в) на машине нельзя просто остановиться в любой момент и осмотреться

Велосипед ничем из этого не охарактеризовать нельзя, поэтому очень нишево, имхо. Хотя всегда найдутся челы, которые смотрят в карту и видят фигу, мб им поможет, а может и нет - навигатор то тоже карта.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Брюм

Ждём теперь что-то типа Runtastic )

Ответить
Развернуть ветку
Ildarik

Ещё бы проблему с запуском приложения на телефоне пофиксили. Приходится его каждый раз после запуска принудительно закрывать, чтобы была возможность взаимодействовать с ним 😒

Ответить
Развернуть ветку
ilia

Приложение 2ГИС стало, блин, слишком замусоренным сразу при открытии - истории, подборки, куча всего еще напихано и напихано и некрасиво, и неудобно.

Со всей любовью к землякам, но дайте хоть настроить чтобы убрать ненужное. Мне нужен чисто справочник, пешеходные маршруты и транспорт видеть на карте, а не вот это все. От историй я прям скуксился когда увидел - "ля... и тут...".

Ответить
Развернуть ветку
Бр бр

Скачал прилу, а самокатов и велосипедов нет в приле. Статью не читал. Не понял, короче в чем прикол

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Miroshnikov

Приложение должно быть обновлено до последней версии – там вкладка с маршрутами для велосипедов и самокатов появится.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Therm

я так и не понял, можно ли построить маршрут с избежанием крутых подъёмов?

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Miroshnikov

Пока такой возможности нет, можно попробовать ставить промежуточные точки чтобы он проходил там, где как вы знаете уклон должен быть меньше. А мы в будущем постараемся такую возможность добавить)

Ответить
Развернуть ветку
Bezoblachno

Добавьте отображение навигации 2гис в оконном режиме в carplay и googleauto

Уберите лишние телодвижения и нажатия при построении и отмене маршрута - это же просто ужас.

Добавьте другие европейские языки сопровождения

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Шалимов

На мой взгляд, было бы классно иметь маленький таймер, который показывал бы время поездки, чтобы понимать среднюю стоимость поездки

Ответить
Развернуть ветку
rocket rocket

Скачал приложение, построил в нём несколько популярных своих маршрутов в режиме "безопасный без выезда на дорогу"- и все варианты оказались мягко говоря неоптимальные. Куча ненужных переходов дорог, навигатор так и тянет в людные места, хотя их можно объехать по другим улицам с минимумом остановок.

В Петербурге есть охрененные широкие набережные вдоль Невы, на которых можно топить и топить никому не мешая. У 2ГИС должен быть приоритет на такие дороги.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Широколобов

Комментарий удален

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Kiselev

Курьеры по дорогам? Ни разу не видел, честно говоря, в основном они по тротуарам носятся, распугивая пешеходов.

Ответить
Развернуть ветку
100 комментариев
Раскрывать всегда