Театр начинается с вешалки, а успех мобильного приложения — с UX-аналитики

Когда-то в 2011 году деревья были большими, а Surf — очень маленьким и ещё неопытным в мобильной разработке. С тех пор мы реализовали более 150 проектов: создали мобильные приложения Delivery Club, Магнита, Лабиринта и многих других. Нарастили экспертизу и сделали выводы: а точнее, выделили для себя лучшие практики, которые помогают создавать те приложения, что становятся любимыми у многомиллионной аудитории.

Вы в блоге Surf. Мы более 12 лет работаем с мобильными технологиями. Переиспользуем успешный опыт из разных отраслей и помогаем крупным игрокам войти в топ. Среди наших клиентов лидеры своей сферы — Росбанк, Рив Гош, Триколор, Medium Quality и KFC.

💼 Читайте о нашем опыте UX-аналитики.

📱 В канале в Telegram делимся своим продуктовым видением.

Мы уже делились с читателями VC своим подходом к методологии предпроектного исследования, а в этой статье расскажем, чем занимается наша команда дизайнеров и UX-ресёрчеров и почему всё начинается именно с UX.

В этой статье расскажем:

Что такое UX-аналитика, и как она поможет вашему мобильному приложению

UX-аналитика — это сбор и анализ данных о том, как пользователи взаимодействуют с сайтом, приложением или другим продуктом. Этот процесс инициируется на двух этапах развития продукта:

  • Когда у вас ещё нет мобильного приложения и вы хотите узнать лучшие практики и тенденции рынка. В этом случае проводится анализ конкурентной среды и будущий интерфейс строится из основ UX-эвристик — одном из методов экспертной проверки.
  • У вас уже есть мобильное приложение, но вы хотите его улучшить.

До того, как вы начнёте подключать количественные (самый популярный его вид — опрос) и качественные (например, custdev) исследования, стоит сделать UX-анализ. Он включает аналитику UX-интерфейсов и UX-анализ конкурентов. Все эти виды исследований делает наша команда дизайнеров и ресёрчеров на этапе первичного тестирования идеи продукта, подробней почитать об этапе можно тут.

Почему не начать сразу с исследований?

  • провести анализ дешевле, чем исследование;
  • до исследования нужно владеть базовой информацией о платформе мобильных приложений;
  • в ходе UX-анализа вы можете получить необходимую информацию, сэкономить время или даже изменить тему исследования.

Зачем нужен UX-анализ?

  • для определения слабых и сильных мест в приложении и его дальнейшего улучшения — на основе этой информации создаётся СJM и прототипы;
  • для того чтобы выяснить, нужно ли исследование вообще/до/после проектирования;
  • для генерации гипотез и дальнейшего исследования.

Что получаем в результате UX-анализа?

Выводы, наблюдения и инсайты, на основании которых формируем рекомендации для дальнейших исследований или проектирования.

Как проводится UX-анализ

1 этап — определяем параметры оценки

Выявляем параметры, по которым будем оценивать интерфейс мобильного приложения или сравнивать его с конкурентами.

Конкуренты могут быть прямыми, например, среди онлайн-кинотеатров IVI и Okko оказывают аналогичные услуги. Или косвенными — IVI и YouTube предлагают разные услуги, но аудитория у них общая.

В UX-анализе есть постоянные параметры, без которых не обойтись.

Фиксированные параметры:

1. Функциональность приложения — быстрота и лёгкость достижения результата пользователем:

  • оценивается наличие и простота навигации, например, анализируется количество пользовательских шагов;
  • соблюдаются ли UX-паттерны — знакомые (или привычные) пользователю шаблоны действий;
  • проверяем, что в приложении нет ошибок при выполнении задачи или есть понятное пользователю объяснение, как устранить ошибку;
  • любое действие должно заканчиваться результатом — действие в интерфейсе всегда должно приводить пользователя к итогу, пользователю должно быть понятно, что будет дальше.

2. Взаимодействие пользователя с приложением — насколько удобно, понятно и просто пользоваться приложением:

  • отсутствует двусмысленность: описанная функциональность прямо отражает результат действий пользователя, например, кнопка «закрыть черновик письма» — закрывает и сохраняет черновик, а не отправляет письмо;
  • пользовательские пути логичны и понятны: есть возможность отменить, вернуться, перепроверить свои действия. Шаги предсказуемы, нет внезапных действий системы, о которых пользователи не предупреждены.

3. Удовлетворённость и эмоции — приложение приятно пользователю, дарит положительные эмоции:

  • Оценивается эстетика приложения. Субъективная оценка актуальности дизайна и соответствия его текущему контексту и трендам. Удовлетворенность пользователей эстетикой приложения определяется тестированием.
  • Дизайн соответствует контексту: рынка, игроков в исследуемой нише, задаче приложения. Например, развлекательное приложение вызывает радость, бизнес-приложение ассоциируется с удобством, комфортом и уверенностью — важно соответствие контексту задачи.

Также могут быть индивидуальные параметры оценки приложений для конкретного исследования или сферы. Например, для онлайн-кинотеатров стоит обратить внимание на наличие возможности смотреть контент без доступа к интернету (загрузка, хранение и воспроизведение) и быстрый доступ к бесплатному контенту (без привязки банковской карты).

Театр начинается с вешалки, а успех мобильного приложения — с UX-аналитики

2 этап — выбираем метод UX-анализа

После того как мы определили параметры оценки, можно приступать к выбору метода UX-анализа. Тут важно учесть фокус вашей аналитики.

Ux-аналитика имеет 4 фокуса:

  1. Фокус на пользователе — ключевым будет UX-ревью приложения. Например, ревью пользовательского сценария или сравнение интерфейсов. Здесь применяются такие методы исследования, как количественные, качественные, UX-тестирование, анализ отзывов.
  2. Фокус на экспертности — соблюдение принципов UX в разработке приложения. Например, интерфейс создаёт ощущение контроля ситуации: есть возможность отменить действие, вернуться на шаг назад, редактировать, обратиться в техподдержку. Сюда же относится и эвристика UX — это метод проверки, при котором один или несколько экспертов оценивают удобство использования приложения.
  3. Фокус на технологии — технический анализ: выбор стека, совместимость интеграции, производительность. В Surf этим занимается команда системных аналитиков.
  4. Фокус на бизнесе — продуктовая аналитика. Данные о сравнении конкурентов по индивидуальным характеристикам; сравнение данных о типах пользователей, сравнение инноваций и тенденций UX среди конкурентов.
Театр начинается с вешалки, а успех мобильного приложения — с UX-аналитики

Какие бывают методы UX-анализа

1. UX-ревью

UX-ревью — метод юзабилити проверки, в рамках которого изучают каждый экран интерфейса. С помощью определённых параметров выявляем задачи пользователя: определяем цели, составляем список задач или действий. Например, чтобы посмотреть ролик, пользователю нужно войти в приложение, найти подходящий контент, включить просмотр. Затем по такому пути проходят UX-дизайнеры, UX-исследователи, UX-аналитики и отмечают проблемы, с которыми могут столкнуться пользователи.

2. UX-эвристика

UX-эвристика — метод экспертной проверки интерфейса, который основан на соблюдении экспериментальных правил проектирования, стандартах и лучших практиках. Сам термин происходит от греческого «heurískō» — находить, открывать. Наверняка каждому известно знаменитое восклицание Архимеда «Эврика!», которое олицетворяет радость практического познания. Так же и в UX-эвристике — нет ничего лучше, чем исследование, проведённое непосредственно с пользователем.

Этот чек-лист поможет вам свериться, насколько интерфейс вашего приложения удобен для пользователя.

20 эвристик удобства использования:

  1. Пользовательский контроль — даёт ощущение контроля ситуации.
  2. Человеческие ограничения — интерфейс не перегружает когнитивные, визуальные, слуховые, тактильные или моторные возможности пользователя.
  3. Модальная целостность — соответствует индивидуальным задачам в рамках любой используемой модальности: аудиальной, визуальной или двигательной.
  4. Адаптация — интерфейс соответствует тому, как работает и мыслит каждая группа пользователей.
  5. Лингвистическая ясность — интерфейс написан настолько эффективно, насколько это возможно и подходит для пользователя.
  6. Эстетическая целостность — интерфейс актуален трендам и привлекателен с точки зрения дизайна, а также соответствует контексту рынка и задачам.
  7. Простота — интерфейс представляет элементы ясно и интуитивно понятно.
  8. Предсказуемость — пользователи могут предугадать, что произойдёт дальше.
  9. Интерпретация — интерфейс делает точные предположения о том, что пытается сделать пользователь.
  10. Отсутствие ошибок — они отсутствуют или сведены к минимуму.
  11. Техническая ясность — интерфейс имеет максимально возможную однозначность.
  12. Гибкость — возможность настроить дизайн под индивидуальные предпочтения.
  13. Исполнение — ожидания пользователя исполнены по максимуму.
  14. Культурное соответствие — продукт совпадает с социальными обычаями и ожиданиями пользователя.
  15. Подходящий темп — приложение работает в оптимальном темпе: оценивается скорость отклика на действие пользователя, скорость переходов информации, переходов на следующий шаг, анимационная скорость.
  16. Согласованность — действия пользователя и работа приложения согласованы.
  17. Поддержка пользователей — предусмотрена дополнительная помощь по запросу.
  18. Точность — интерфейс позволяет пользователям точно выполнять задачу.
  19. Восстановление — у пользователей есть возможность восстановить данные или вернуть действие вспять.
  20. Отзывчивость — интерфейс информирует о результатах их действий и статусе.

Существуют и другие методы UX-эвристики, о них можно почитать тут:

Глобально UX-исследование отвечает на ключевые вопросы: что, для кого и зачем мы делаем. UX-аналитика же смотрит прицельнее и даёт понимание о том, насколько в целом выполняются задачи пользователя и насколько удобно и понятно они выполняются. С помощью UX-аналитики мы находим проблемы, которые ложатся в основу для дальнейших работ по проектированию и разработке мобильного приложения.

Сегодня создавать цифровой продукт вслепую — слишком рискованная затея, так как затраты на разработку будут расти до тех пор, пока вы не найдёте ответы на самые главные вопросы. А помочь их найти может как раз опытная продуктовая команда. Вместе с вами мы исследуем потребности вашей аудитории, построим путь пользователя, определим базовые функции продукта, версионность запуска и план развития. Кроме того, воплотим графическую и функциональную концепции минимального рабочего прототипа (MVP).

Если хотите узнать, как UX-аналитика может помочь вашему бизнесу, пишите нам на vc_hello@surfstudio.ru или заполните форму на сайте.

Узнайте подробнее о том, как мы проводим UX-аналитику.

Рекомендуем почитать:

Мобильный банк для вашей бабушки: каким он должен быть

Зачем мобильному приложению нужно предпроектное исследование

Антикризисные технологии: может ли PWA стать заменой мобильному приложению

1414
11
Начать дискуссию