{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Цифровизация в ресторанном бизнесе: что внедрить, чтобы стало легче

Вступай в клуб фуд-предпринимателей https://t.me/tvoemesto_kovorkingi

А вы уже читали новости про кибер-кафе с роботом-моделью? Или лично видели роботов-курьеров? Сейчас многие говорят о цифровизации, но действительно ли она повысит эффективность работы фуд-бизнеса, сможет ли открыть новые возможности или нет? Отвечаем на эти и другие вопросы в статье.

👉 Также, взяли интервью у Евгения Лебедева, эксперта в сфере фуд-предпринимательства и руководителя компании ЛЕММА. Компания ЛЕММА автоматизирует и обслуживает рестораны на системе iiko. Читайте интервью в конце статьи.

Что такое цифровизация?

К сожалению, универсального определения цифровизации не существует. Но чаще всего подразумевают, что цифровизация - это внедрение цифровых технологий для получения доходов, улучшения цифровой культуры в компании и увеличения лояльности клиентов.

Зачем? А для того, чтобы повысить эффективность бизнеса за счёт оптимизации и автоматизации бизнес-процессов.

Мы все знаем, что уже сейчас человек не сравнится с компьютером по скорости сбора и обработки информации. Зато цифровизация позволит ему избавиться от этой рутины, чтобы анализировать полученные данные и, например, принимать важные управленческие решения.

В основе цифровизации лежит аналитика данных. Это процесс, когда полученные данные можно преобразовать в полезные для бизнеса знания, которые потом можно использовать.

Цифровизация, автоматизация... А как разобраться в чём разница между этими терминами?

Действительно, эти два понятия часто путают между собой. А как тут разобраться, если даже произношение слов очень похоже...

На самом деле, цифровизация бизнес-процессов, может включать в себя автоматизацию и другие современные инструменты. Все они помогают получить наилучший результат при минимальных затратах человеческого ресурса.

Давайте разбираться на примере:

✂ Вы ведёте документооборот вашего фуд-проект. И изо дня в день выполняете рутинные действия, которые занимают много времени. Для оптимизации рабочих процессов переходите на платформу "АТАЧ" - систему по управлению бизнес-процессами электронного документооборота. Это и есть автоматизация, потому что теперь вы “нажимает на кнопки” и управляет самим процессом работы программы, сокращая своё время работы с документами в 7 раз. Поэтому "АТАЧ"— это чистая автоматизация.

✂ Цифровизация — это следующий уровень, и он направлен на автоматическое выполнение работ. Это некий робот, который работает по определенному алгоритму. Например, совсем недавно в Перми открыли первое кибер-кафе с роботом-кассиром, где робот осуществляет полный цикл обслуживания клиента — от заказа до выдачи продукции. Робот-кассир может предложить вам мороженое, газировку, кофе и быстрое обслуживание, также поддержит приятный разговор, расскажет сказку или сделает совместное селфи.

❗ ❗ Это два ключевых отличия автоматизации и цифровизации. То есть, автоматизация — это помощь человеку в выполнении бизнес-функций, а цифровизация — это замена человека в выполнении этих функций.

Цифровизация в ресторанах и кафе

Цифровизацию в ресторанах и кафе можно разделить на 4 группы:

  • гости. Сюда относятся сервисы для сбора информации и налаживания взаимоотношений с гостями;
  • финансы. Здесь сервисы для автоматизации продаж, товарно-складского, управленческого и бухгалтерского учета;
  • поставщики. Сервисы для автоматизации документооборота.
  • сотрудники. Сервисы для стандартизации и оптимизации работы сотрудников

Т.е. это цифровые технологии, которые направлены, с одной стороны, на повышение качества обслуживания посетителей, а с другой – на оптимизацию работы кухни и персонала.

Давайте ознакомимся с наиболее интересными продуктами в сфере ресторанного обслуживания от московских разработчиков:

iiko

Платформа автоматизации кафе, ресторанов и доставки.Это единая система для управления рестораном: от продаж и доставки, до финансов и лояльностью гостей. Все действия персонала, движение товаров и денег система фиксирует в реальном времени. iiko подходит для ресторанов, кафе, баров, пекарен, кондитерских, пиццерий и столовых.С iiko ваш бизнес будет работать, как точный и надежный механизм, принося все больше прибыли.

Poster

Платформа автоматизации кафе, ресторана и магазина. Облачный сервис для автоматизации кафе, ресторана или маленького магазина на планшете. Poster позволяет создать виртуальную карту зала, принимать и контролировать заказы, вести кассу, печатать чеки, вести складской учет, базу клиентов и список сотрудников.

R-Keeper

Платформа для автоматизации предприятий общественного питания. Платформа разработана для небольших кафе, баров, многозальных ресторанов и крупных сетей. Автоматизация обеспечивается двумя программными уровнями: кассовым и менеджерским. Кассовый уровень обеспечивает автоматизацию процесса продаж и формирование соответствующей базы данных. Менеджерский уровень отвечает за формирование справочников, распределение прав доступа, настройку кассового уровня, установку параметров и настроек отчетов, разработку и внедрение маркетинговых программ, обеспечение взаимодействия с другими системами.

MixCart

Cервис автоматизации закупок для ресторанов. Система представляет собой платформу, которая трансформирует закупки и управление документооборотом через автоматизацию этих процессов: рестораны и поставщики управляют закупками через облачное решение.

Shopster

Сервис трекинга посетителеи с помощью Wi-Fi. Shopster Analytics – сервис, анализирующий потоки посетителей. В изучаемые ключевые показатели входят маршруты передвижения, проведенное в магазине время, частота посещений. Полученные данные обрабатываются и наглядно визуализируются в виде схем и графиков.

Для того, чтобы больше разобраться в теме цифровизации фуд-бизнеса, взяли интервью у Евгения Лебедева, рассказываем:

— Евгений, расскажите, какие основные направления цифровизации фуд-бизнеса существуют?

— Пандемия ускорила выход в онлайн для фуд-компаний, который начался ещё несколько лет до неё начала. Многие компании значимо нарастили E-Commerce, появился новый формат компаний без физической локации для обслуживания клиентов — Dark Kitchen. То есть один из самых мощных трендов цифровизации - это создание Digital-каналов для получения заказов. Сюда входят: сайт, мобильное приложение, всевозможные чат-боты для приема заказов и т.д.. Быстрорастущие агрегаторы тоже стали частью этого процесса.

Второе большое направление цифровизации — это классическая автоматизация управленческого учета. Рентабельность бизнеса невысока, поэтому права на ошибки у менеджмента нет. Это приводит к росту требований к актуальности и своевременности цифр для принятия решений.

Третий тренд, который только появляется - это контроль качества готовой продукции и работы персонала с помощью машинного зрения. За рубежом уже появились подобные решения, которые привлекли значительные инвестиции. Думаю, таких решений дальше будет всё больше, потому что сейчас это одна из ключевых проблем многих сетевых ресторанов - “Как сделать так, чтобы у тебя все роллы были одинаково вкусные, свернуты по одному стандарту с необходимым количеством всех ингредиентов?”

— С чего начать цифровую трансформацию, например, в пекарне и какие риски цифровизации могут существовать?

— Для малых предприятий, например, пекарни, какие-то масштабные мероприятия по цифровизации могут быть просто не нужны. И начать нужно с того, чтобы стать сетью пекарен. Тогда будет что оцифровывать и автоматизировать.

Была история, что к нам приходит точка с шавермой и говорит: “Мы хотим, чтобы у нас работало распознавание лиц на кассе”. На вопрос: «Зачем?», ответ сводится в основном: «Ну, это прикольно, это повысит нам лояльность гостей». Но начинать работать с лояльностью явно нужно не с этого.

Основной риск цифровизации для многих предприятий - это то, что они хотят что-то внедрить, но не знают зачем. «Просто так принято», «есть у конкурента» или клиент услышал на семинаре. Я считаю, что подключать IT нужно в тех контурах, где мы столкнулись с реальными проблемами, которые ограничивают рост и (или) эффективность. Основными контурами могут быть - создание онлайн-площадок для гостей, CDP (Сustomer Data Platform) платформы для работы с гостями, платформы для обучения и контроля персонала, системы учета. Еще раз повторю - принципиально заниматься цифровизацией нужно там, где «болит», а значит и отдача на инвестиции будет значительной.

— Что думаете о роботизированных и бесконтактных ресторанах ? Почему это ещё не набрало столь большую популярность?

— За границей периодически появляются роботизированные рестораны, но они носят скорее единичный и экспериментальный характер. Это пока проекты ради пиара самого проекта, а не попытка построить бизнес. Скорее сказать: “Окей, а мы можем вообще без рук!” Но роботы пока стоят гораздо дороже человеческих ресурсов.

В России, точно, нанять сотрудников гораздо дешевле, чем запустить полностью роботизированный ресторан. Поэтому хорошо работают какие-то идеи из роботизированного ресторана, например, когда фастфуд использует терминалы самообслуживания или автоматическую выдачу продуктов.

Рестораны без сотрудников станут популярны только тогда, когда это будет экономически выгодно.

— Евгений, какой видите цифровизацию фуд-бизнеса через 10 лет? Какие результаты ожидать?

— Я думаю, через 10 лет в фудтехе большую часть рынка будет занимать доставка. Зависит от экономической ситуации, но видится тренд на то, что люди будут больше заказывать на дом.

Также, я вижу что функция контроля качества в ресторанах перейдет к искусственному интеллекту. По поводу ручного труда скачать ничего не могу, может каких-то роботов мы и увидим.

Уже сейчас набирает оборот консолидация рынка. Доля крупных компаний будет расти. Это говорит о том, что если вы работаете в фуд-бизнесе, то вам нужно думать о том, как превратиться в сеть, как масштабироваться. Если у вас формат бизнеса hand made, то шансов выжить будет меньше. Поэтому я всем рекомендую убрать ограничения в голове и не бояться расти. Понятно, для этого нужно будет найти ту модель бизнеса, которую вам финансово станет интересно тиражировать.

***

Из-за высокой конкуренции в сфере фуд-бизнеса спрос на цифровые технологии на рынке растет. На сегодняшний день трансформация бизнеса с использованием современных технологий — искусственного интеллекта, умных устройств, блокчейна, социальных медиа и прочих — необходимое условие для существования на рынке. И те, кто не внедряет цифровизацию в свой фуд-бизнес заметно отстаёт от современных аналогичных компаний. Так как, сейчас клиенты "капризные" и ожидают, что любое их желание — будет выполнено максимально быстро и точно.

Цифровая трансформация позволяет придумать более востребованные потребителем продукты, нарастить прибыль и привлекательность бизнеса для инвесторов, показывает какие изменения нужны в корпоративной культуре.

Чтобы узнать больше о цифровизации, рекомендуем вам прочитать:

🔺 «Как работает Google», Эрик Шмидт

🔺 «Разумный инвестор», Бенджамин Грэм

🔺 «Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг

Вступай в клуб фуд-предпринимателей https://t.me/tvoemesto_kovorkingi

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда